Конспект урока по ИЗО «КОЛОРИТ В ПЕЙЗАЖЕ» 6 класс

КОЛОРИТ В ПЕЙЗАЖЕ (6 класс)

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цели урока:

  1. Закрепление понятия колорита в живописи.

  2. Формирование навыков изображения пейзажа в определенном колористическом решении.

  3. Развитие первичных умений подбора краски нужного колорита.

  4. Формирование фрагментарного интереса к пейзажу в процессе самостоятельной работы.

  5. Развитие эстетического вкуса и воспитание интереса и
    любви к искусству.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.

Приемы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Зрительный ряд: репродукции картин М. Врубеля, В. Сурикова, Ф. Малявина; педагогический рисунок.

Литературный ряд: стихи С. Есенина, Ф. Тютчева.

Задачи урока: выполнить пейзаж (используя стихи как мотивы для своих композиций) в соответствующем колорите.

Материалы для работы: бумага, акварель, гуашь, кисти.

Ход урока:

I. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Колорит в пейзаже». Цель урока — закрепление полученных вами знаний о колорите. Колорит является одним из важнейших средств художественной выразительности в живописи. Поэтому этой теме мы уделяем особое внимание.

III.Закрепление пройденного материала.

Беседа по вопросам: Так что же такое колорит?

(Гармоническое сочетание, взаимосвязь, тональное объединение цветов в картине называется колоритом. Колорит ~ одно из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи.)

Чувство колорита — очень ценный дар. Посмотрите на
классную доску, где представлены репродукции картин известных художников, и назовите выдающихся русских художников-
колористов. Какие цвета использовали они в своих произведениях?

(Ответы : М. Врубель предпочитал серо-голубые цвета, а многие картины Ф. Малявина отличаются огненно-красным колоритом. И. Репин писал в теплом золотисто-желто-красном колорите, В. Суриков любил голубовато-синие цвета.)

IV. Объяснение задания для самостоятельной работы.

Учитель. Мы понимаем, что в искусстве нет ничего случайного, что настоящие художники учатся у природы, она их главный учитель и вдохновитель. Поэтому работы выдающихся мастеров — это результат, помимо прочего, бесконечной наблюдательности. Именно пытливая наблюдательность помогла подметить в природе и запечатлеть на холсте такие красочные явления, как розовые закаты, белые ночи, сиреневые сумерки…

Допустим, что перед вами стоит задача передать на бумаге зимние сумерки. В отдельной емкости разведите небольшое количество колера, цветовой оттенок которого будет соответствовать этой задаче (например, нежно-сиреневый).

Учитель крепит на классной доске лист бумаги формата A3, рисует по центру, в верхней его части, круг выбранным цветом и проводит от него несколько лучей. Получилось сиреневое солнце. Этим же цветом проводит в нижней части листа несколько горизонтальных полос, которые наметят небо в условном пейзаже.

Возьмите коробку шестицветной гуаши и, поочередно набирая краску на кисть, нарисуйте белый кружок по центру первого луча; затем обмакните кисть с белой краской в разведенный сиреневый колер и нарисуйте кружок на конце первого луча полученным оттенком — это белый в колорите для пейзажа. Таким же оттенком проведите несколько горизонтальных полос «под небом», намечая поверхность земли.

Такую же процедуру проделайте со всеми остальными цветами, не забывая при этом, что после нанесения цветовых кругов на лучи нужно нарисовать новую деталь в композиции пейзажа. Помните, что объединяются те цвета, которые равны по светлоте и которые близки друг другу по цветовому тону. (Учитель завершает работу над своим пейзажем.)

Мотивом для ваших композиций могут служить стихотворные строки известных поэтов России, где в поэтической форме повествуется о различном времени суток и времени года.

Ф. Тютчев

Тихой ночью, поздним летом

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют…

Усыпательно-безмолвны,

Как блестят в тиши ночной

Золотистые их волны,

Убеленные луной…

С. Есенин

Из-за леса, леса темного

Подымалась красна зорюшка,

Рассыпала ясной радугой

Огоньки-лучи багровые.

Загорелись ярким пламенем

Сосны старые, могучие,

Наряжали ветки хвойные

В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная

Отливала блески алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

***

Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань…

***

Снежная равнина, белая луна.

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер?

Уж не я ли сам?

(Стихотворные строки отпечатаны для каждой пары учащихся.)

V. Самостоятельная работа учащихся.

Поскольку дети выполняют задание без предварительного рисунка, то не обязательно, чтобы композиции их работ отличались особой сложностью, сочиненностью. Главный акцент делается на колористическую гамму рисунка.

VI. Подведение итогов урока.

Демонстрация, анализ и оценка работ учащихся. Чтение поэтических строк, которые легли в основу сюжета каждого рисунка.

Вопросы для повторения:

1. Что такое колорит?

2. Какое значение в живописи имеет колорит?





Свежие документы:  Конспект урока ИЗО на тему «Образ Весны в искусстве и литературе»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: