Конспект урока по ИЗО «Культура Казахстана»

Открытый урок по ИЗО. Тема: «Культура Казахстана»

Цель: Обобщить знания учащихся о культуре Казахстана. Задачи:

  • Проверить уровень знаний учащихся об образе жизни казахского народа, об обычаях и обрядах, о национальном костюме и др.

  • Дать представление о традиционных народных ремеслах.

  • Закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом.

  • Развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение.

  • Развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы.

  • Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.

  • Воспитывать любовь к своей Родине, взаимопонимание, уважение друг к другу.

Оборудование и материалы:

1. Магнитофон (для музыкального оформления урока). 2. Выставка детских творческих работ, выполненных по теме четверти. 3. Планшеты-стенды для выставления детских работ (2 шт.) 4. Технологические карты (2 шт. — план работы для каждой группы) 5. Раздаточный материал: 1 гр. — листы цветного картона, вырезки орнаментов из цветной бумаги (линейный и розеточный). 2 гр. — заготовки гончарных изделий (6шт. — 2 кувшина разной формы, блюдо, чаша, кружка, пиала). 6. Для игры — кружочки из желтой бумаги (копеечки), 6 деревянных палочек.

План урока:

1. Организационный момент. Самостоятельный просмотр выставки. Приветствие. 2. Постановка цели урока. 3. Беседа с учащимися “Что мы знаем о Культуре Казахского народа” 4. Отгадывание кроссворда (работа в группах). 5. Выступление учащегося по теме “Наурыз”, “Обычаи и обряды. Наурыз” 6. Физ. минутка (игра “Собери копеечку”) 7. Сообщения учащихся по теме “Народные промыслы”. 8.Практическое задание. Постановка цели. Объяснение, раздача технологических карт и раздаточного материала. 9. Демонстрация работ. Представление творческих работ руководителями групп. 10. Подведение итогов урока.



Ход урока

1. Перед началом урока учащиеся рассаживаются по группам, готовят рабочее место к работе и знакомятся с выставкой творческих работ. Начало урока. Приветствие. Учитель. Доброе утро. И надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов. 2. В течение 1 четверти мы с вами знакомились с Культурой Казахстана. Сегодня на уроке мы проверим все наши знания, посмотрим, чему научились, оценим наши творческие работы, и может быть, узнаем что-то новое о культуре казахского народа. Мы будем говорить, и слушать, работать и играть, отгадывать загадки. Когда я готовился к сегодняшнему уроку, то нашел у себя в кабинете рисунки, выполненные неизвестным художником. Я долго рассматривал их и не мог понять, что в них не так. Может, вы мне поможете? (Демонстрация рисунков “юрта в лесу”, “русская казашка”). Почему художник сделал такие ошибки? Что он не знал? Важно ли знать культуру своего народа? (Вопросы классу). 3. А что мы знаем о культуре казахского народа? Давайте повторим. (Беседа с классом.) 4. За первую четверть мы познакомились с большим количеством новых слов. Запомнили ли вы их значение? Предлагаю отгадать кроссворд. (Правила: лист с кроссвордом получает каждая группа и работает самостоятельно. Через 5 минут работа в группах заканчивается, и заслушиваются ответы).

Кроссворд (культура Казахстана)

по горизонтали: 1. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол) 2. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир) 3. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент) 4. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)

по вертикали:

1. Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика) 5. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар) 6. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас) 7. Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть) 8. Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия) 9. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер) 10. Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс) 11. Чугунный котел различной величины. (Казан)

5. На предыдущих уроках мы с вами знакомились с обычаями и обрядами казахского народа. С какими именно? (Рождение ребенка, разрезание пут, Посадка на лошадь, свадьба и др.) Вы выполнили прекрасные иллюстрации к этим событиям. Но о самом ярком событии в году мы с вами забыли. Что же это? (Наурыз).

Давайте послушаем и посмотрим, что это за праздник и как он проходил. Ученик. По старому летоисчислению день 21 марта совпадал с днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи называли март месяцем Наурыз. В этот день в каждой семье накрывали достархан — скатерть с различными яствами. Для угощения соседей приготовлялась похлебка, именуемая в народе “наурыз коже”. Состояла она из смеси очищенных зерен проса, пшеницы, кукурузы, риса с мясом, солью и жиром. До наступления дня весеннего равноденствия люди приводили в порядок свои дома, хозяйственные постройки, домашнюю утварь, расплачивались с долгами, находившиеся в ссоре мирились. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости заполняли молоком, айраном, семенным зерном, ключевой водой. В день Наурыз все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания. Каждый старался одеться опрятно, по возможности одевали, что — нибудь из обновки.

В день Наурыза рассвет встречали все вместе. С раннего утра мужчины очищали орыки, колодцы, истоки родников, старики высаживали деревья. В полдень на условленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо “бель котерер”. После этого начинались игры. Одна из них — “Аударыспак”, во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла.

Праздник “Наурыз мейрамы” не обходился без спортивной борьбы. В ней могла участвовать и девушка, которая вызывала на состязание джигита с определенным условием — если победит он, то приобретет право на ее руку и сердце, если она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее приказания.

День заканчивался театрализованным представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях, символизируя добро и зло, уходящий старый и наступающий новый год. Затем разжигался костер у алтыбакана — переносных качелей. С зажженными от его огня факелами люди обходили все дома, окрестности селения, после чего у качелей пели и плясали, завершая праздник. Учитель. Что нового узнали о празднике? (Беседа с классом) 6. Ни один праздник не проходит без игр. А вы любите играть? Предлагаю немного размяться и поиграть в национальную казахскую игру “Собери денежку”. Вы, наверное, знаете, что казахские джигиты и девушки славились своим умением скакать на лошади, держаться в седле и на скаку хватать с земли разные предметы. Я раскидываю на пол (на землю) желтые кружечки (денежки) и предлагаю двум группам ребят-наездников собрать эти деньги на скаку, не останавливаясь. В качестве лошади у нас палочки, которые надо держать крепко между ног, не выпуская из рук. Кто больше всего соберет денег, тот и победил. На состязание вызываются по 3 человека с каждой группы. Остальные болельщики. Поддержим наших игроков. (Звучит музыка) 7. Казахи не только умели хорошо отдыхать, проводить свои праздники, но и умели хорошо работать. Далеко за пределами Казахстана были известны мастера-ремесленники, умеющие создавать великолепные вещи. Об этом мы сейчас послушаем и посмотрим. 1 учащийся: Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Безворсовое ковроткачество, было распространено в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни населения степей. Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из отдельных полос ковры, ковры паласного типа и др. Ворсовые ковры, требующие много времени, труда, притом не одной женщины, ткали в основном на юге Казахстана, в Семиречье. Они были главным предметом в преданном невесты, служили знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим уважения. В казахских коврах, присутствует довольно несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра. В центральной части ковра обычно один и тот же геометрический или растительный рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, повторяется строгим порядком несколько раз. (1 рисунок) 2 учащийся: С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду, и создавать ее с помощью гончарного круга. Появлялись гончарные мастерские. В большой яме одни люди месили глину, другие работали у гончарного круга, создавая сосуды различной формы. Затем, изделия обжигали в большой печи и передавали художнику. Снаружи керамические изделия покрывались минеральными красками и украшались линейным орнаментом. В мастерских изготавливали кувшины разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши. (2 рисунок) 8. Учитель. Я предлагаю сегодня нам с вами поработать в так называемых мастерских и показать наш талант, наше умение создавать красивые вещи и наши навыки в украшении различных предметов казахским орнаментом. У нас 4 мастерские: гончарная, ювелирная, резьбы по дереву, ковроткачества. Каждой мастерской предлагается украсить изделия и представить на восточном базаре, показав свое мастерство. Каждая группа получает лист — технологическую карту, где подробно написано, что делать и в какой последовательности. Руководитель группы берет на себя обязанность распределить работу между его мастерами, а затем представить всем их работу. Каждая группа получает материалы для своей работы.

Технологическая карта (план работы) 1 группа

Задание: 1. Создать изделия гончарного искусства, украсив заготовки посуды казахским орнаментом. Этапы работы: а) нанести разметку для расположения орнамента на изделии. б) нарисовать орнамент простым карандашом, используя элементы казахского орнамента и правила построения орнамента в полосе и розетке. в) раскрасить узоры красками (цвета — желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий) 2. Распределяет работу над изделиями в группе между всеми — руководитель. Он же следит за выполнением работы и помогает по необходимости.

3. После окончания работы, изделия вывешиваются на подготовленные стенды. 4. Руководитель группы украшением изделия не занимается, а готовится к представлению работы своей группы. Примерный план защиты: “Добрый день уважаемые гости. Наша гончарная мастерская предлагает вашему вниманию различные изделия из керамики. Это… Чтобы они радовали ваш глаз и украшали ваш дом, наши мастера расписали их разными узорами. Здесь и… Наши изделия прекрасны и практичны и прослужат вам долго. И т.д.” Удачи вам в работе!

Технологическая карта (план работы) 4 группа

Задание: 1. Создать красиво украшенные ковры, используя заготовки-вырезки из цветной бумаги Этапы работы: а) Используя вырезки элементов казахского орнамента в полосе, наклеить их по краям листа (заготовки для основы ковра). б) используя вырезки элементов розеточного узора наклеить их в центральную часть ковра (можно один, два или три, в зависимости от свободного места и размера розетки). Розеточный узор можно наклеить сначала на контрастный по цвету ромб. в) дополнить узор цветными полосками, угловыми узорами, другими элементами из цветной бумаги. Или дополнить узорами, выполненными фломастерами 2. Распределяет работу над изделиями в группе между всеми — руководитель. Он же следит за выполнением работы и помогает по необходимости. 3. После окончания работы, изделия вывешиваются на подготовленные стенды. 4. Руководитель группы украшением изделия не занимается, а готовится к представлению работы своей группы. Примерный план защиты: “Добрый день уважаемые гости. Наша мастерская по изготовлению ковровых изделий предлагает вашему вниманию различные изделия для вашего дома. Это… Чтобы они радовали ваш глаз и украшали ваш дом, наши мастера сделали их яркими и красочными, используя казахский орнамент. Наши изделия красивы, практичны и прослужат вам долго. И т.д.”

Дополнительная информация: Ковёр (килем) — красивое ковровое изделие, сотканное из разноцветной пряжки, украшённое растительным, геометрическим или другим орнаментом. Ковры бывают настенные и постилочные, для пола. Плотный ковёр — густоворсовый ковёр с многоцветным узором, сотканный из шерсти. Ковёр “нар” — плотный, богатой расцветки ковёр большого размера. Коврик — нарядное ковровое изделие небольшого размера. Палас (алаша) — безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. Различают простой палас и комбинированный.

Простой палас — полосы шириной 30-40 см ткут на станках, украшая тканым узором или вертикальными полосами ярких цветов: жёлтого, голубого, белого, коричневого. Комбинированный палас — эти полосы сшивают в одно большое полотно и украшают геометрическим рисунком, рядами крестовин и завитками в виде рогов барана. Удачи вам в работе!

9. Выполненные работы вывешиваются на готовые стенды. Руководители групп представляют свои работы по плану, предложенному в технологической карте. 10. Учитель. Красивые получились изделия? Что помогло сделать их такими красивыми? Можем ли мы сказать, что знаем о культуре Казахского народа все? Конечно же, нет. Эта тема неисчерпаема и мы с вами каждый год будем узнавать все больше и больше. Наш урок подходит к концу. Что узнали нового? Довольны ли вы своими результатами? Закончить урок я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.

Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего.

Чего и вам желаю. Урок окончен. До свидания.


























Комсомольская СШ















Открытый урок изобразительного искусства по теме:


«Культура Казахстана»











Учитель ИЗО: Клементьев В.И.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Праздник Дня Победы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: