Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
имени В.В.Самсонкиной
Краснодарский край, ст. Кущевская
Народные промыслы.
Гжель.
5 класс
Учитель ИЗО и технологии
Галина Викторовна Цеповяз
2013 год
Тема: «Народные промыслы. Гжель»
Цель:
познакомить учащихся с народными промыслами России, с историей возникновения гжельской керамики, с особенностями искусства Гжели.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель)
сформировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.
Развивающие:
способствовать развитию интереса к декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература)
Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности, интереса и любви к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям;
воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм;
Оборудование: Компьютер, проектор, гуашь, кисти, вырезанные из бумаги формы посуды.
.Зрительный ряд:
» Репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики.
« Изделия гжельской керамики.
« Работы учащихся предыдущих лет
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Подготовительная работа:
В течение 2-х недель найти материал о народных промыслах Гжели;
Оформить сообщение, указать источник информации и автора.
Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях.
Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий этого промысла, а также изделия.
(Сообщение должно быть интересным и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели.)
Ход урока.
I. Организационный момент. Подготовка готовности к уроку.
II. Формирование новых знаний.
Сегодня мы с вами познакомимся с художественным промыслом Гжели, с ее особенностями и выполним эскиз гжельской росписи.
— Где мог увидеть мастер эту особую элегантно-изысканную красоту сочетания белого и синего? Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для художника великим и мудрым учителем.
— Этот художественный промысел возник недалеко от Москвы в селе Гжель.Откуда взялось вообще это необычное слово – «гжель»? Оказывается, оно происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Обожженные изделия называли «жгель».
Со временем буквы поменялись местами, и мы получили извес
тное нам название промысла – «гжель».
— Выставка образцов посуды, игрушек с гжельской росписью.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре —
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (гжель).
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье — Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения.
И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет — Синий кобальт.
III. Проверка домашнего задания.
На дом было задано подготовить сообщения о Гжели.
— Ребята, внимательно прослушаем сообщение, а потом ответим на вопрос:
«Что узнали вы о Гжели?»
Сообщение I
Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.
Сообщение 2
Посмотри на эти чудесные образцы изделий мастеров Гжели. Гжель – это прекрасные сине-белые цветы, травы и листья на белоснежной керамике. Характерная черта изделий Гжели – это узоры, выполненные кистью вручную то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами.
Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60 -и километрах от Москвы, издревле славившееся своими гончарными промыслами.
Крестьяне производили гончарную посуду, игрушки и изразцы.
Самую большую известность замечательная посуда гжельских мастеров получила в XVIII веке за счет красоты своих изделий и недорогой цены. Своими формами керамика Гжели обязана крестьянской простой посуде: шаровидным кувшинам, квасникам и кумганам. Однако, развиваясь, керамика Гжели приобрела более утонченные формы.
Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производиться кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Бывает и так: самой розы нет. Есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.
Вы внимательно все прослушали, а теперь отвечаем на вопрос:
— Что же вы узнали о гжели (керамика, роспись – синим цветом, интересная форма)
— Давайте откроем альбомы и выполним элементы гжельской росписи в альбоме
— Что является самым излюбленным узором в гжели? (роза)
Показ на доске этого элемента.
-Ребята, а зачем нам нужно это? Правильно. Эти упражнения нам нужны для выполнения эскиза гжельской росписи.
Физкультминутка
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
— Вот чем мы займемся сейчас:
— А вам понравились Гжельские изделия? Вы считаете их красивыми?
Каждый из нас сейчас выступит в роли гжельских мастеров. Вы должны будете расписать гжельской росписью предметы, которые у вас находятся на парте. Задание будет у всех разное. Нужно индивидуально расписать блюда, кувшины, самовары, чайники, подсвечники, часы.
Рисуем узор карандашом
Роспись узора синим цветом
Добавляем в рисунок тень
При выполнении работы обратить внимание на
Аккуратность
Красочность
Выразительность
А теперь мы приступаем к работе.
IV . Самостоятельная практическая работа.
(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции)
V. Итоги урока. Рефлексия:
— Кто желает продать свои изделия?
На доске вывешиваются работы учащихся.
— Ребята, что вам понравилось на уроке, где вам в жизни пригодятся эти знания и навыки?
— Чем гжельская посуда отличается от другой? (формой, росписью)
— Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.
— Выставление оценок за работу.
VI. Домашнее задание
Подобрать иллюстративный материал и сообщение о Хохломе.