Конспект урока по ИЗО «О чём рассказывают гербы» 5 класс

Тема «О чём рассказывают гербы»


Цели: 1.Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.

2.Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей.

3.Воспитывать любовь к Родине, её истории, культуре, чувство гражданина своей страны.

4.Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.


Форма урока: урок – получение новых знаний.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.


Межпредметные связи: история, литература, информатика.


План урока.



I. Организационный момент

  • подготовка учащихся к уроку

II. Основная часть

  • истоки геральдики

  • рождение гербов

  • основа герба (щит)

  • значение цвета и символов в гербах

  • Российский герб

  • Герб Мордовии

  • составление собственного герба (практическая работа)

  • выполнение практического задания (завершение работы)

III. Заключительная часть

  • обсуждение выполненного задания учащимися

  • подведение итогов

Ход урока.



Учитель: — Здравствуйте, садитесь!

(Урок начинаю с проверки готовности класса к работе.)

— Тема нашего урока «О чём рассказывают гербы». (слайд 1 )

— Цель урока: (слайд 2)

1.Познакомиться с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы.

2. Выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи.

Учитель: — Ребята, на предыдущих уроках мы много узнали о символическом языке декоративного искусства.

Украсить — значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.

Человек во все времена окружал себя знаками, символами. Они помогали выявить роль человека в обществе, защитить, оберечь, организовать общение людей. И вот опять символ становится главным героем сегодняшнего урока.

Сегодня мы узнаем историю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. И самое главное — вы сами попробуете сделать герб.

Эти термины мы знаем, и сегодня они нам понадобятся. А вот значение последних слов нам предстоит узнать.

Символ — условный знак, обозначающий идею, явление, понятие (на рисунках: крест-вера, снежинка-снег, сердце-любовь и т.п.)

Лаконичный — краткий, четкий.

Стилизованный — обобщенный, упрощенный.

Композиция — умение составлять, соединять части в единое целое. Композиция — расположение и единство частей художественного произведения.

Эмблема — предмет или изображение как символ, отражающий какую-либо идею (на рисунках эмблемы: палитра-художник, книга-писатель и т.п.)

Герб – ………………………….(заполняется в ходе урока)

Геральдика – …………………(заполняется в ходе урока)

Герольд ………………………(заполняется в ходе урока)

Девиз –…………………………(заполняется в ходе урока)


Чтобы это все у нас осуществилось нам нужно попасть в XIII в. (т.е. на 800 лет назад) в Западную Европу. Пусть это будет Германия. Это было время рыцарей и прекрасных дам, грозных королей и трудолюбивых ремесленников.

Итак, на берегу моря стоит славный город Гербоград. Посмотрите, а вот этот рыцарь из Зеебурга тоже направляется туда. Он закован в железные латы. (слайд 3 )

(Звучат фанфары и средневековая музыка, рыцарь с дамой танцуют танец ( ученик и ученица)).

Рыцарская баллада (читает ученик)

Был тяжелым поход. Я вернулся домой. Ты не ждешь у ворот. Ангел мой не со мной.

Я беден, но честь свою Не позволю топтать. Я рыцарь, воин, в бою Готов свой род защищать.

Завтра праздник, турнир. Гости, знать и народ. Пусть узнает весь мир, Что король подло врет.

Мы сразимся и Бог Будет нашим судьей. Сделал я все, что мог, Чтобы вновь быть с тобой.

Наш рыцарь уже участник рыцарского турнира в честь прекрасной принцессы.

— Как вы думаете, легко ли стражам города узнать с какими намерениями едет этот рыцарь, какого он роду-племени, откуда прибыл? (Ответы детей, выявление проблемы: нужны «опознавательные» знаки).

— Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку. Этим знаком является герб. (слайд 4 )

— Слово «герб» происходит от немецкого Erbe, что значит наследство.


Герб – немецкое слово, означает — «наследство» (запись в тетрадь)


В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука – геральдика. (слайд 5 )

Именно геральдика занимается составление гербов.


Геральдика – искусство составления гербов (запись в тетрадь)


Вначале личные гербы имели только аристократические семьи. (слайд 6 ) Изображались гербы на щитах и флагах. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо.

На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды – люди, изучающие гербы. (слайд 7 ) По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Герольд – глашатай, распорядитель на рыцарских турнирах (запись в тетрадь)


Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.

Основой герба является щит. (слайд 8 ) Щит для герба обязательный. Щит может иметь различную форму. По форме щита определялась национальность рыцаря. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения.

Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной.

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами. (слайд 9 )Вот основные варианты: …

В геральдике используется семь цветов. (слайд 10 ) Первоначально было только четыре цвета: (щёлк) червлёный (красный) – символ любви, смелости, великодушия; (щёлк) голубой – символ красоты и величия, честности; (щёлк) черный – мудрости; (щёлк) серебро — символ невинности и чистоты, благородства; но затем появились дополнительные цвета: (щёлк) зеленый – символ изобилия, (щёлк) золотой символ богатства и справедливости; и (щёлк) пурпурный – могущество.

А так же использовались негеральдические фигуры для украшении гербов, с ними мы уже знакомились на прошлом уроке. Назовите их.

Учащиеся: Естественные (человек, животные, растения, явления природы, планеты, звезды). Искусственные, созданные самим человеком (постройки, оружие, корабли, атрибуты охоты и войны, предметы быта, орудия труда). Фантастические (единорог, дракон, гриф, сказочные птицы).

Учитель: Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело своё значение: (слайд 11 ) коронованный лев – символ силы и власти, мужества и благородства; (щёлк) единорог – чистота, непорочность; (щёлк) солнце – свет, богатство, изобилие; (щёлк) ворон – долголетие; (щёлк) дуб, медведь — сила; (щёлк) овца – кротость; (щёлк) орёл – власть, господство, прозорливость; (щёлк) факел, раскрытая книга – знание; лилия — знак чистоты и безупречности.

— Попробуйте прочитать этот герб. (слайд 12 )

Учащиеся: Форма герба принадлежит Англии. Красный цвет и книга говорят нам о любви к знаниям, а орел символ власти.)


Учитель: Правильно, молодец!

(слайд 13 ) Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр щита. По сторонам щит поддерживают фигуры — щитодержатели — люди, пти­цы, звери. (слайд 14 ) Герб украшает лента с девизом. Девиз писали на латыни или национальном языке. (слайд 15 )

Девиз — это выражение, отражающее жизненные принципы ры­царя. (запись в тетрадь)


Примеры девизов: (щёлк)

Исполнить и умереть.

Честь превыше всего.

Лучше смерть чем бессилье.

(слайд 16 ) — На королевском гербе Великобритании написано «Никто не тронет меня безнаказанно»

(слайд 17 ) Венчает герб корона.

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». (слайд 18 ) Сочетание цветов на них подбира­лось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами — символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о са­мом человеке.

(слайд 19 ) Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фа­мильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, куз­нецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мас­терских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

Сейчас почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак — свой герб. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах. (слайд 20 )


Ученик: ( рассказ о Российском гербе)

Российский герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России — Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

(слайд 21 )

Учитель: Существует легенда. «В одном царстве государстве поселился в озере огромный змей. Каждый день жители царства должны были отдавать ему на съедение одного ребенка. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь.

И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьём в руках и пронзил чудище.

Конь растоптал змея…»

Этим всадником был святой войн Георгий Победоносец.


(слайд 22 ) Наша Республика Мордовия тоже имеет свой герб.

Автором герба Республики Мордовии стал Николай Дмитриевич Чикринев – старший преподаватель Мордовского госпединститута.


Ученица: ( рассказ о Мордовском гербе) Герб Мордовии раскрашен в мареновый (темно-красный), белый и темно-синий цвета. В центре щита, на белой полосе, помещен щиток с изображением герба г. Саранска: ярко-рыжая лисица-огневка в серебряном поле и три вертикальные стрелы. Геральдический щит обрамляется шейной гривной золотого цвета с семью орнаментами. Гривна обрамляется колосьями пшеницы, перевитыми лентой маренового, белого и темно-синего цветов.

Мареновый цвет на щите герба олицетворяет животворящее начало, белый – чистоту, мудрость, темно-синий – напоенную влагой плодородную землю (символ земледелия).  Шейная гривна цвета золота на гербе Республики Мордовия означает:

  • древнее происхождение края;

  • красоту природы, городов и сел, духовную красоту народа;

  • достаток, национальное, духовное, культурное, материальное богатство.

В виде орнаментов на шейной гривне присутствуют семь городов Мордовии. Одиночные золотые колосья пшеницы на гербе Республики Мордовия олицетворяют традиционную приверженность жителей края сельскохозяйственному труду.

 Центральная фигура государственных герба восьмиконечная розетка — солярный знак — символ солнца, тепла, добра, открытости.

Украшающие нашейную гривну семь полурозеток — элемент мордовской вышивки, символизируют города республики — Саранск, Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевку, Темников.

Учитель: В целом, идея герба такова: «Жить мудро, в дружбе и согласии многонациональному народу Республики Мордовия, сохранять и умножать национальные традиции, содействовать экономическому и духовному процветанию, стабильно развиваться под ясным мирным солнцем на своей плодородной земле».


III. Практическая работа


— Сегодня у вас есть возможность создать герб своей семьи.


Представьте себе, что вы древние рыцари. (слайд 23) Вы должны выбрать форму вашего герба. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдиче­ские фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов.

Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цве­та близкие по цвету. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.


IV. Анализ урока.

Выставка работ учащихся.


Итог: Сегодня мы с вами доказали, что простое, четкое изображение, символ может выражать очень важные идеи, жизненные принципы человека, города, государства. Научились сами четко, ясно выражать собственные идеи с помощью символов.

5


Свежие документы:  Конспект урока ИЗО для 1 класса «Снег идёт»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: