Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Мичуринска Тамбовской области
Урок по изобразительному искусству
на тему
«Осенняя картина»
Урок проведен в 5 классе
Мокроусова О.А., учитель изобразительного искусства и черчения МОУ СОШ №1 г.Мичуринска Тамбовской области |
Тема урока: «Осенняя картина».
Вид урока: урок формирования предметных умений и навыков.
Тип урока: урок-творчества.
Цель урока: создание коллективной работы, в которой воплотились представления об осени, обучение работе в коллективе.
Задачи урока:
сформировать умение компоновки на листе бумаги композицию;
развивать творческие способности учащихся, наблюдательность;
воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Методы:
На усвоение знаний:
простота и доступность изложения материала;
включение диалога «учитель – ученик»
На прочность знаний:
применение наглядных пособий;
применение ИКТ
На повышение интереса к предмету:
использование нетрадиционных форм урока;
включение в ход урока музыкального сопровождения, метод создания художественных «композиций»
Оборудование:
Материал
поэтический: стихи Пушкина А.С. «Осень», И.А. Бунина «Листопад».
художественный: слайд-фильм «Золотая осень», слайдовая презентация «Осень в произведениях великих художников». музыкальный: Чайковский П.И. цикл пьес Времена года Осенняя песнь «Октябрь», А.Вивальди «Времена года» (композиция «Осень»).
листы бумаги формата А-2,
карандаши, краски, гуашь, клей, кисть и т.д.
рисунки учащихся на тему «Осень»,
компьютер, медиапроектор, слайды с зарисовками об осени,
стенд с рисунками детей,
осенние листья, гербарий,
шаблоны,
осенний букет из осенних листьев и поздних цветов
Подготовительная работа к уроку:
деление класса на группы;
рисунки учащихся
Структура урока:
Ход урока
1.Организационный момент: приветствие
2.Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока.
3Основной этап урока:
• осень в литературе: прослушивание стихотворений
• осень в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством художников – пейзажистов, просмотр их работ
• осень в музыке: прослушивание музыки
4.Практическая часть урока: работа в мастерских.
5.Рефлексия
6.Домашнее задание
Ход урока:
1 Организационный момент
приветствие;
проверка явки учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу
Здравствуйте! Прошу вас сесть.
Учитель: Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
Обретет величавый покой.
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!
2 Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока.
В этом стихотворении Маргарита Алигер сравнивает осень с художницей, которая ищет все новые и новые краски для своей осенней картины.
И тема нашего урока сегодня «Осенняя картина». А целью его станет создание единого, коллективного представления об осени, представление учеников 5 «Б» класса, которое выразим мы в общей композиции…..
Помогут нам в творческом процессе прекрасные произведения об осени поэтов, художников и композиторов. Вместе с ними мы совершим осеннюю прогулку, своеобразное путешествие в Осень. Готовы?
(начало видео-слайда).
3 Основной этап
Осень в музыке
Учитель: Листья, как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста… Мелодия воздушна и легка. В ней шорохи опавшего листа.
Твоя осень—музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени—музыка твоего сердца!
Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие.
Осень в поэзии
Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу тёплый и солнечный день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин:
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.
Учитель: Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, всё так! Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.
Этим временем года восхищались многие поэты, художники, скульпторы, композиторы, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.
Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Осень — самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина. И только осень действительно мила его сердцу:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется.
А вы, ребята, знаете стихи об осени? (5 мастерских цепочкой читают)
Осень в живописи
Учитель: А можно ли проиллюстрировать природу? (Да).
Как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж).
Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова.
Учитель: давайте посмотрим, как осень изображают художники.
Слайдовая презентация
№1 Обычно осень — время увядания природы —
вызывает чувство печали и тоски.
Но если на какой-то срок устанавливается
теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие
золотые цвета, то сама красота осенней
природы вызывает чувство бодрости,
жизнерадостное настроение.
№2 Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.
В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан — создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
Художники Поленов, Куинджи, Клод Моне понимали осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом.
Малоизвестные художники Кругляков….- наши земляки, которые внесли свою лепту в создание образа осени, потому что они отражают наш родной городской пейзаж.
Осеннее настроение навеивают и представленные перед вами натюрморты.
Беседа учителя с учащимися:
1. Внимательно посмотрите на репродукции, какие основные цвета в натюрмортах именно и почему их выбирают художники?
2. Какими чувствами наполнены картины?
3. Какое настроение передают авторы картин? (Ответы детей).
Учитель: “Что же дарит осень”?
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки
Бусы красные – рябине
Фартук розовый – осине
Зонтик желтый – тополям.
Учитель: А нам осень подарила красивый букет! Наверное, один из последних подарков осени нам всем… Посмотрите на него очень внимательно, ибо сейчас в группах вы будете делать совместную творческую работу «Осенний букет».
Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение и наблюдательность.
4 Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя
Сегодня мы будем работать в группах- каждая группа- творческая мастерская. В ней вы творите вместе, создаете коллективное произведение «Осенний букет». Каждая мастерская выполняет задание в определенной технике.
1- мастерская выполняет в технике «Набрызги»
2-«Эстамп» и «Монотипия»
3- элементы графики
4-«Аппликации»
5-«Коллаж»
Заключительная часть урока
Учитель:
Когда вы создавали свои полотна, то я опять вспомнила строки из стихотворения М.Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести!
И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили немного усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Каждая мастерская выполнила работу в разной технике, и каждая настолько хороша и необычна, что, действительно, трудно от них отвести взгляд! Вы настоящие художники Осени.
(выставка работ).
5 Рефлексия:
Учитель: А вам нравятся эти работы?
В чем, на ваш взгляд, особенности каждой осенней картины? (ответы)
А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно. Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.
Спасибо за внимание и за работу.
6 Домашнее задание: принести цветные газеты, журналы, клей (коллаж)