Сидоренко Анна Викторовна
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Щеколдилская ООШ»
Зубцовского района Тверской области
Тема урока: Особенности искусства эпохи Возрождения
Цель: создать в воображении учащихся яркий, запоминающийся художественный образ изучаемой эпохи, определить ее характерные черты, ее многогранность и многомерность.
Задачи урока:
— формирование у обучающихся личностного опыта восприятия произведений искусства, приобретение навыков оценочных суждений;
— систематизация и обобщение знаний по данной теме,
— воспитание эстетического вкуса и интереса к предмету.
Оборудование: презентация.
Музыкальное сопровождение: Джованни Пьерлуиджи Палестрина (Canticum Canticorum, Adoramus te, Christe, Kyrie eleison, Stabat Mater Dolorosa), Орландо Лассо (Motetus «Justorum Animae», Missa Osculetur me. Gloria, Tristis est anima mea) и др.
Опережающее задание: частичное заполнение таблицы «Особенности искусства Средних веков и эпохи Возрождения»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
Какие особенности архитектуры (скульптуры, живописи) Средних веков можно выделить? (работа с таблицей)
III. Изучение нового материала.
Задание классу.
Слушая мой рассказ, анализируя произведения искусства, вы параллельно будете заполнять последний столбец таблицы «Особенности искусства Средних веков и эпохи Возрождения».
Лекция
(СЛАЙД 2)
В истории мирового искусства эпохе Возрождения уделено особое место. Сложно назвать иную культурную эпоху, давшую столько великих имен художников, скульпторов, архитекторов, чьи работы не устают удивлять до сих пор, давая богатый материал для изучения, анализа, споров современных искусствоведов. Корни многочисленных направлений в искусстве идут от эпохи Возрождения, и по этой причине так важно знать особенности данной эпохи, её стиля, художественного метода, творчество самых ярких представителей.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII — XIV века; Раннее Возрождение — XV век; Высокое Возрождение — конец XV — первая треть XVI в.; Позднее Возрождение — конец XVI века.
(СЛАЙД 3)
Необычную картину представляла Флоренция в ясный весенний день 1436 года. Дома опустели, лавки закрылись, на шумном обычно рынке царила тишина, а высыпавшие на улицу толпы горожан, щурясь и задирая головы, смотрели куда-то вверх.
Все взгляды были устремлены к одной точке, к огромному, царящему над городом восьмигранному куполу и к фигурке человека, одиноко бродящего на страшной высоте.
(СЛАЙД 4)
Пятнадцатый век во Флоренции — век бурного расцвета культуры и искусства. Этот период принято называть эпохой Возрождения.
Люди Возрождения как будто выпрямились, сбросили церковные путы и, опустив свой взор с неба на землю, неожиданно для себя открыли красоту человека и окружающей его природы. «Человек — венец создания», «Человек — кузнец своего счастья»,— провозгласили они и создали архитектуру, живопись и скульптуру, прославляющую Человека и радость жизни.
Самые яркие произведения искусства эпохи Возрождения появились в итальянских городах и прежде всего в самом большом и богатом городе Италии XV века — Флоренции.
В средние века, когда в каждом селе производилось все необходимое — от хлеба до одежды, утвари и орудий труда,— люди все же не могли совсем обойтись без торговли.
Феодалы и их дамы приобретали восточные ткани и драгоценные камни, привозимые с богатого Востока. Рыцари за клинок из дамасской стали платили большие деньги и готовы были отдать чуть ли не половину своих доходов. Для хозяйственных надобностей приходилось покупать разные привозные товары, которые нельзя было получить у себя дома. Все эти товары за дорогую цену доставляли в Европу итальянские купцы — посредники между Западом и Востоком.
Но не только товарами сказочного Востока торговали итальянцы. Итальянский город Милан славился на весь мир рыцарскими доспехами. Венеция — узорчатым бархатом и цветным стеклом. Флоренция не имела соперников в производстве тонких ворсистых сукон всевозможных оттенков.
Нигде в мире не было так много искуснейших мастеров, как в Италии, и ничьи купцы не могли соперничать с итальянскими, которые бороздили моря и отовсюду привозили цехины и дублоны в свои родные города.
Накопленные средства расходовались на новые торговые экспедиции, на строительство судов, складов и мастерских и на украшение улиц и площадей, о которых горожане эпохи Возрождения проявляли необыкновенную заботу.
Простые ремесленники, купцы, солдаты, монахи собирались толпами, чтобы обсудить достоинство новой аркады, карниза или статуи, поставленной в старинную нишу; при этом они высказывали не только верные суждения, но и глубокое знание строительного дела.
Это понятно: энергичные и волевые люди эпохи Возрождения считали мир ареной деятельности человека, а родной город — центром этой арены.
Флорентийцы эпохи Возрождения пытливы и жизнерадостны. Энергия их безгранична. Кажется, для них нет ничего невозможного. Особенно поразительна их многогранность. Один — одновременно математик и живописец, другой — поэт, инженер и скульптор, третий — ученый, знаток античной литературы и замечательный зодчий.
Но и тот, кто не обладает столь многочисленными талантами, уважает науку и знания, ненавидит все средневековое и влюблен в философию и литературу древней Греции и Рима. В античной литературе и искусстве, в ее призыве к радости и свету эти люди, умеющие и трудиться и пожить в свое удовольствие, ищут опоры против мрачного средневекового мировоззрения.
История, вероятно, не знает примера, чтобы такой сравнительно небольшой, на современный взгляд, город, как Флоренция XV века (с населением около девяноста тысяч человек), дал миру столько непревзойденных талантов.
Сейчас, как великие сокровища искусства, музеи хранят обыденные предметы домашнего обихода простых флорентийских горожан: кованые железные фонари, горевшие на углах зданий, ярко раскрашенные блюда и глиняные чаши, резную ореховую мебель, куски тканей.
Безымянные ремесленники — кузнецы, ткачи, гончары — в ту пору рисовали, лепили, резали по дереву и камню так, как в иные времена не умели и известные художники. А те, кого флорентийцы считали выдающимися живописцами, скульпторами, зодчими, вроде ваятеля Донателло, живописца Мазаччо, архитектора Брунеллеско, и вовсе не знают себе равных.
Горожане очень ценили и уважали своих художников. Часть доходов от ремесла и торговли они тратили на украшение родного города, а отдельные цеха стремились затмить друг друга красотой статуй, изяществом рельефов, соразмерностью строений, выполненных по их заказам.
(СЛАЙД 5)
Замшелая стена церкви Ор Сан Микеле двести лет сохраняла свою мрачную угрюмость, пока цех оружейников не, решил устроить в ней нишу с изображением своего покровителя святого Георгия. Статуя прекрасного юноши привлекает внимание выражением смелости и мужества. Скульптор Донателло словно оживил мертвый камень, заставил его дышать и двигаться.
Цех льнопрядов не захотел отстать от оружейников и, устроив вторую нишу, заказал Донателло статую святого Марка, изображенного в виде погруженного в раздумье ученого. А в третьей нише, по заказу цеха мясников, тот же Донателло поставил фигуру умудренного жизнью, но еще сильного и полного бодрости старца, которую он назвал святым Петром.
Эти скульптуры совсем не похожи на полные меланхолии и грусти готические статуи. Это не истощенные в молитвах святые, размышляющие о небе, а уверенные в себе, деятельные и вполне земные горожане. И поставлены они по-иному, чем в готических соборах. Там скульптура подчинена архитектуре, она составная часть столба или портала. Скульптура Возрождения так же свободна, как и создавшие ее люди. Статуи «живут» своей собственной независимой жизнью в отведенном для них пространстве ниши.
(СЛАЙД 6)
Такова и живопись Возрождения, особенно флорентийские фрески. Это картины, написанные на стене по сырой штукатурке; их надо рисовать быстро и уверенно, пока известь не затвердела. Поправлять испорченные или неудачные места невозможно. Зато фресковая живопись вечна: штукатурка становится твердой как камень, и краска с нее не сходит, не трескается и не выцветает.
До наших дней из разных городов мира приезжают художники копировать фрески Мазаччо. Подобно скульптурам Донателло, они отличаются необыкновенной правдивостью. Непосвященному человеку никогда не угадать, что художник изобразил в них легендарные, рассказанные в библии истории. Перед ним на стенах церкви предстают совсем не древние библейские города, а Флоренция с ее улицами и площадями, с молодыми щеголями и дамами, с убеленными сединой старцами. Герои Мазаччо — живые, исполненные достоинства люди, каждый со своим характером.
В Италии не было ни короля, ни императора. Каждый город был по существу самостоятельным государством. В ряде городов выборный городской совет набирал армию, назначал послов, заключал договоры, издавал законы, имел свой суд и полицию.
В богатых свободолюбивых городах-государствах легче могла сложиться новая городская культура. Эта новая культура, принесшая с собой принципы реализма, в живописи и скульптуре победила очень быстро, но в архитектуре дело было сложнее. В маленьком городе-государстве, естественно, не было средств для того, чтобы возводить новые грандиозные здания, по своему размаху равные древнеримским; а для того чтобы построить гигантские сооружения, вроде средневековых соборов, не было времени. Чтобы построить готический собор, нужны были столетия, а горожанин эпохи Возрождения хотел сам любоваться и пользоваться законченным зданием, фундамент которого он закладывал.
Поэтому многие знаменитые здания эпохи Возрождения — это не новые сооружения, а достроенные или перестроенные памятники более ранней поры. Таково и самое знаменитое сооружение XV века — купол Флорентийского собора.
(СЛАЙД 7)
Собор — великолепное сооружение, облицованное полосами белого и черного мрамора,— был построен в XIII и XIV веках. Но окончить его не удалось. Никто не знал, как сделать огромный восьмигранный купол над его центральной частью. Прошло более столетия, пока флорентиец Филиппо Брунеллеско не взялся его возвести.
Купол как бы царит над городом, и к нему тянутся все остальные постройки города. В его упругих очертаниях чувствуется какая- то гордая сила, уверенное спокойствие и безграничная мощь.
Многие не верили, что в человеческих силах возвести такое сооружение, но все изумились еще больше, когда оказалось, что Брунеллеско хочет поставить на него фонарь — каменное сооружение со шпилем и высокими окнами. По городу поползли разговоры, не лишился ли строитель на старости лет рассудка: ведь купол и без фонаря не сегодня-завтра обрушится, и только безумец может поверить, что с фонарем купол станет еще прочнее.
Поддавшись паническим слухам, каменщики испугались угрозы обвала и прекратили работу на почти завершенном куполе. Чтобы убедить всех в своей правоте, шестидесятилетний строитель вот уже третий день с утра взбирается на умопомрачительную высоту. Он чувствует себя, по-видимому, совсем как дома и один продолжает там работу над фонарем. Он знает, насколько незыблема возведенная им постройка, но его соотечественники выражают все признаки волнения. Они очень боятся катастрофы с куполом, отнявшим так много сил и средств у города, и их беспокоит судьба смелого человека там, наверху. Филиппо Брунеллеско не только прославленный архитектор и лучший инженер в городе, он к тому же знаменитый математик, научивший флорентийских художников правилам перспективы, он замечательный скульптор, друг и соперник самого Донателло, и, кроме того, он ювелир, с которым мало кто может сравниться в этом тонком мастерстве.
Брунеллеско считал, что весь мир подчинен законам природы — ясным, логичным, доступным разуму. Архитектор должен в своих творениях передать эту гармонию. «Здание,— говорил Брунеллеско,— это как бы существо, создавая которое следует подражать природе». Это значит, что зодчий должен соразмерить части здания так, чтобы раскрыть перед зрителем, как «работают» каменные опоры и арки, как распределяется тяжесть сводов, найти наиболее красивые, выразительные и благородные пропорции.
Брунеллеско отверг готическую архитектуру, где у зрителя создавалось впечатление, что камень как будто теряет вес, и нельзя было сказать, где кончается колонна и начинается свод, где сплетающиеся каменные арки кажутся стремительно движущимися вверх. У Брунеллеско все определенно: камень выражает твердость, свод — вес, стена — толщину и плотность, а весь фасад в целом создает бодрое, жизнерадостное настроение. «Постройка будет радовать,— сказал однажды Брунеллеско, — если… она предстанет веселая, словно манящая, поджидающая тех, кто к ней направляется».
(СЛАЙД 8)
Такой «веселой, словно манящей» постройкой было первое крупное сооружение Брунеллеско: флорентийский Воспитательный дом.
В отличие от готических зданий, стремящихся вверх, в двухэтажном фасаде Воспитательного дома все построено на спокойных горизонтальных линиях.
Стелется по земле длинная невысокая лестница, вытянулась в длину воздушная аркада, или, как ее называют, лоджия. Над ней — также горизонтальная полоса широкого антаблемента, похожего на те, что когда-то украшали античные храмы, но с той разницей, что в античных храмах антаблемент лежал на колоннах, а у Брунеллеско — на полукружиях арок. И, наконец, еще одной спокойной горизонтальной полосой проходит стена второго этажа с окнами жилых помещений.
Чтобы выразить назначение здания — приют для подкинутых детей,— зодчий украсил аркаду лоджии большими рельефными кругами с фигурами младенцев. Рельефы выполнил друг Брунеллеско, замечательный скульптор Лука делла Роббиа. В отличие от Донателло, он не высекал статуй из мрамора и не отливал их из бронзы. Вместе со своими сыновьями он лепил рельефы из глины, затем расписывал красками и цветной стекловидной глазурью и обжигал их в печи.
Брунеллеско отказывается от остроконечной стрельчатой арки, заменяя ее спокойной полукруглой формой; он отвергает вытянутые готические столбы, предпочитая колонну с капителью и антаблементом, пропорции которых он изучил по античным зданиям.
В Воспитательном доме от каждой колонны аркады к задней стене лоджии переброшены полукруглые арки, опирающиеся с одной стороны на колонну, а с другой — на выступающий из стены камень — консоль. С консоли на консоль также переброшены полукруглые арки, протянутые вдоль стены. Так образуются отдельные ячейки, которые перекрыты похожим на надутый парус сводом. Это так называемый «парусный свод».
Подобный прием не применялся в готической архитектуре, где одна форма незаметно переходит в другую, где все подчинено порыву, движению. Брунеллеско ставит себе совершенно иную цель: показать, что все в его здании находится в строгом равновесии. Эта строгость, спокойствие и какая-то особая внутренняя уверенность и есть то новое, что Брунеллеско противопоставил готическому порыву.
(СЛАЙД 9)
Тринадцать каменных дел мастеров и одиннадцать живописцев трудились еще в 1367 году над моделью этого купола. Но одно дело задумать, а другое — построить. Только спустя много лет мессер Филиппо, затратив шестнадцать лет на изучение техники древних зодчих, взялся за эту задачу.
Восемь мощных подкупольных столбов стояли уже готовыми, когда Филиппо начал работу. Сначала он построил восьмигранный тамбур, то есть стены, соединившие наверху столбы. В стенах тамбура Брунеллеско пробил большие круглые окна. Они не только дают массу света, но и переносят нагрузку купола на столбы. Сила тяжести как бы обтекает, обходит круглые отверстия и сосредоточивается над столбами.
Затем по специально заготовленным огромным деревянным шаблонам было выложено из скрепленных железом тесаных камней двадцать четыре ребра, стремящихся к вершине купола.
После этого с помощью одиннадцати восьмиугольных каменных колец Филиппо соединил эти ребра по всей высоте купола. Получилось нечто вроде каменной клетки. На ней держатся оболочки купола; их две: более массивная — внутренняя и более легкая — наружная, которую мы видим. Между ними устроены лестницы, позволяющие подойти к любой точке купола и отремонтировать ее в случае повреждения. Предусмотрительность Брунеллеско так велика, что он оставил специальные приспособления для подвески подмостей под куполом на случай, если кто-либо захочет украсить его внутри.
(СЛАЙД 10)
Сейчас Филиппо почти закончил купол и хочет поставить на нем каменный фонарь — изящнейшую и остроумнейшую башенку из мрамора. Но вот многие сомневаются, выдержит ли купол».
Внизу его ожидает толпа горожан. Они, очевидно, уверовали в правоту Брунеллеско и не сомневаются более в том, что купол простоит много веков. И завтра на вершину, с которой спускается неутомимый старец, поднимутся каменщики, чтобы спокойно заканчивать работу.
3.Работа с таблицей.
— Сравнительный анализ особенностей видов искусств
— Формулирование выводов анализа.
Особенности искусства Средних веков и эпохи Возрождения
Средние века (IV—XIV вв.) | Эпоха Возрождения (XIV — XVI вв.) | ||
Романский стиль | Готика | ||
Архитектура: | Синтезирующий вид, объединяющий все виды и жанры. Храм-крепость, замок-крепость. Преимущественно религиозное | Светское, культовое сооружение. Использование античного ордера | |
расположение | Создавались преимущественно среди сельского ландшафта | Городское сооружение | Городское сооружение. Пропорциональная зависимость между частями здания, зданием и пространством площади |
характер постройки | Характерны массивные стены, узкие окна, ступенчато углубленные входы (порталы) и, главное, башни, которые становятся важнейшим элементом архитектурной композиции. | Отсутствие гладкой, мощной стены, ажурность стен, окно-роза, | Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. |
внешний вид | Массивен, монументален. В плане — латинский крест. Крестовый свод. | Яркая устремленность ввысь, необычайная легкость постройки | План зданий определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. |
интерьер | Мрачен: гладкие стены, однообразные ряды столбов-колонн и полукруглых арок, подпирающих свод. | Расчлененность пространства, светоцветовое решение, обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора | Кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка. |
Скульптура | Скульптуру в романский период размещали внутри храмов. | Период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. | Независима от архитектуры, вошла как полноправный компонент в архитектурные ансамбли |
| Фигуры статичны и произвольны в пропорциях. | Определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. | В качестве объекта изображения все чаще стали выбирать живых людей и героев своих времен. |
| Изображения кажутся отрешенными от земного существования, они условны, обобщены. | S-образный изгиб фигур, сложный ритм складок одежд, удлинённые пропорции передавали напряжённую духовную жизнь персонажей. Святые изображались как современники скульпторов | Отличалась невероятной тщательностью выполнения. |
|
| Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием | Круглая скульптура – монументальная и станковая — приобретает самостоятельное значение.
|
Живопись | Изобразительное искусство подчинено архитектуре | Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. | На первый план выступает портрет, зарождается пейзаж, исторический, бытовой жанры. Развивается станковая живопись.
|
| Техника витража, фреска, плотный ковер из шерсти, миниатюра, иллюстрирующие содержание Евангелия, Библии, хроники | Искусство миниатюры и иллюстраций, в том числе книжных | Появляются самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета, искусства печатной гравюры |
| Реалистические тенденции. Плоскостной характер живописи с контурными рисунками и локальными тонами | Реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображения птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок | Появляется линейная и воздушная перспектива, светотень. |
| Отличаются изысканностью и утонченностью, но практически всегда были лишены внутренней силы. | Отличаются величием, одухотворенностью и неповторимым эстетическим обаянием | Преклонение перед физической красотой стало сочетаться с интересом к духовному началу человеческой жизни. |
IV. Подведение итогов урока.
Кого в древней мифологии называли титанами?
В эпоху Возрождения слово «титан» приобретает иное значение. Титанами стали называть людей гениальных, создающих величайшие творения. Их много. На следующем уроке мы познакомимся с самыми великими: Леонардо да Винчи; Микеланджело Буонарроти; Рафаэлем Санти; Тицианом.
Б. Бродский. Каменные страницы истории. Государственное издание детской литературы министерства просвещения РСФСР. Москва.1960
Электронные ресурсы