Урок изобразительного искусства 6 кл
Тема «Пейзаж. »
Цель. Изучение законов линейной и воздушной перспективы.
(Результат) Ученик научится применять законы линейной и воздушной перспективы.
Задачи.
Содействовать развитию способности эмоционально-целостного восприятия живописи.
Содействовать развитию познавательных интересов, технологического мышления, пространственного воображения.
Содействовать развитию навыков работы с красками.
Закрепить знания и навыки перспективного построения пейзажа.
Познакомиться с основными правилами изображения воздушной перспективы.
Содействовать развитию коммуникативных навыков
Материалы для учащихся: акварель или гуашь, листы А4,
Зрительный ряд: презентация, раздаточный материал- тексты
Оборудование для учителя:
Проектор, экран, компьютер.
Методы обучения:
— по источникам знаний: проблемно-поисковый, наглядно-практический;
— по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый;
— по степени взаимодействия: беседа + самостоятельная работа;
— метод поэтапных открытий, единства восприятия и созидания, диалогичность;
принципы постоянной связи с жизнью через привлечение личного эмоционального и визуального опыта; единства формы и содержания.
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.
Ход урока:
Актуализация (содержательная)
Проверка изученного материала.
1.На экране картина какого жанра изобразительного искусства?
К какому виду пейзажа ее можно отнести? Какие еще вы знаете виды пейзажа?
Вспомните кто написал эту картину? (местный художник Нетисов С.Ю.)
2. Вставь пропущенные слова. Работаем в парах.
Предметы объемны и трехмерны (у них есть длина, высота и ширина), а их изображения плоски и двухмерны (у них лишь высота и ширина)
Глубина пространства и объем предметов на картине, условны, иллюзорны благодаря особому способу изображения – перспективе.
Мы знаем , что есть линейная перспектива и воздушная перспектива.
Существует несколько законов и правил линейной перспективы- это изображение линии горизонта, точки схода, изображение нескольких планов, ближе- больше, дальше — меньше, ближе — ниже, дальше- выше.
Существует несколько правил воздушной перспективы:
1. Удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом.
2. Светлые объекты вдали темнеют, а темные — светлеют.
3. Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону.
4. Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних — мягкими.
Результат: Ученик получит возможность проанализировать свои знания, увидеть пробелы
2. Проблематизация. Целеполагание.
Возникли ли у вас проблемы с выполнением задания?
В какой части текста? О какой перспективе у нас мало знаний и навыков?
Значит какую тему урока вы можете предложить?
(Правила воздушной перспективы.)
Какие задачи поставим ?
(Изучить правила и применить их в практической работе)
3. Изучение нового материала.
Вернемся к картине С.Нетисова на экране: попробуем вместе вывести правила воздушной перспективы, и завершить работу с текстом.
1. Удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом.
Сравните изображения переднего плана картины и заднего. Чем они отличаются?
Как называется картина и кто ее автор? К какому виду пейзажа она относится?
Всмотритесь в картину. Я распечатала ее в черно — белом варианте. Обозначьте линиями передний, средний и дальний план — ученик делает у доски.
Линии получились по характеру какие? Выразительные.
Сейчас мы выполним изо-загадку на развитие воображения и творческого мышления , используя прием «ты мне-я тебе»
Задание: проведите три
— четыре выразительных линии пересекающих лист. Поменяйтесь листами с соседом.
Придумайте и предложите задание с этими линиями, связанное с темой нашего урока.
(С помощью этих линий нарисовать пейзаж.)
разработаем критерии оценивания работы:
правило: от общего к частному
соблюдение правил линейной перспективы: линия горизонта, точка схода, несколько планов, ближе-больше, дальше меньше, ближе- ниже, дальше- выше.
Соблюдение правил воздушной перспективы: дальний план- с голубизной или белесый, контуры размытые и плоские, светлеют или темнеют.
переверните лист , напишите критерии
на выполнение работы дается 15 мин.
.
Результат: Ученик получит возможность применить полученные знания на практике
Рефлексия. Самооценка и взаимооценка выставка работ.
оцените себя по критериям , поставьте отметку. Кто не смог оценить себя?
Результат: Ученик получит возможность аргументировано оценить свою работу.
— Ребята, что вам понравилось в вашей работе? Что лучше всего удалось?
— В итоге получилось то, что задумывали изначально?
— Смогли ли вы передать то, что хотели?
Красочный словарный диктант
учитель читает текст, ученики вставляют устно прилагательные, обозначающие цвета.
(для помощи : названия цветов раздаются детям)
Картина «Март» — один из самых поэтических пейзажей Левитана.
В ней радость весны, начала пробуждения, воскрешения природы от зимнего снега и холода.
На картине передана настоящая весенняя яркость высокого синего неба над тающими сугробами. Художник замечательно написал играющие на снегу голубые, сиреневые и лиловые тени, сочную хвою елей и зеленовато-тёмные стволы осин, тянущихся к мартовским небесам и солнцу своими ветвями, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома
Определение перспективы на следующий урок.
— Работая над таким городским пейзажем, который я вам предлагаю на экране, с какими бы вы столкнулись трудностями?
— Как вы считаете, какие знания вам помогли бы справиться лучше?
Значит, на следующем уроке подробнее узнаем как построить городской пейзаж с несколькими точками схода.