Конспект урока по предмету ИЗО в 5 классе.
Тема: «Построение натюрморта с натуры».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: смешанный.
Цель: научиться видеть и строить натюрморт с натуры.
Задачи:
познакомить с различными художественными произведениями;
содействовать формированию эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
научить передавать пропорции, соотношения форм предметов, соблюдать правила перспективы.
Оборудование для учителя:
-доска, постановка;
-учебник Н.М. Сокольникова «Основы рисунка» (Приложения № 4);
-репродукции картин И.И. Машкова «Фрукты на блюде», К.А. Коровина «Рыбы, вино и фрукты», «Розы и фиалки», А.В. Лентулова «Овощи» (Приложение № 1).
Оборудование для детей:
-учебник Н.М. Сокольникова «Основы рисунка» (Приложение № 4);
-тетрадь;
-альбом;
— простые карандаши, ластик.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент – 1 мин.
Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока, цели и задачи – 3 мин.
Посмотрите внимательно на доску. Перед вами репродукции картин известных русских художников. (Приложение № 1). Как вы думаете, какая тема объединяет все эти произведения искусства?
Ответы учащихся:
— тема натюрморт;
— на всех картинах есть фрукты.
Вы конечно уже догадались, какой будет тема нашего сегодняшнего урока: «Натюрморт с натуры». Сегодня на уроке мы повторим правила перспективы, компоновки. Посмотрим репродукции картин русских художников, углубим наши знания о жанре изобразительного искусства «натюрморт» и научимся его строить с натуры, а на следующем уроке продолжим, но уже в цвете.
3. Объяснение нового материала – 10 мин.
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, в котором изображается неодушевленные предметы. Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков. В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Натюрморт так же выполняет различные функции. Например, декоративный натюрморт, запечатлевая красочность, изящество и пышность природных форм, показывая богатство и роскошь плодов земли и вод, украшает интерьер; символический натюрморт, изображая свечи, песочные часы и другие предметы-символы, напоминает о быстротечности человеческой жизни. Сегодня нам необходимо построить натюрморт с натуры, а для этого нам необходимо еще обратить наше внимание на пропорции, формы, размеры предметов. Давайте для начала как пример посмотрим репродукции картин наших русских художников.
Илья Иванович Машков родился 17 июля (29 июля по новому стилю) 1881 года в казачьей станице Михайловской Хоперского округа Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области), 20 марта 1944 года скоропостижно скончался на даче в Абрамцеве и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. «Фрукты на блюде (Синие сливы)» 1910г., холст, масло, находиться в Третьяковской галереи. (Приложение № 1).
Константин Алексеевич Коровин родился 23 ноября (5 декабря 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж). Две его картины «Розы и фиалки» 1912 г. холст, масло. Усиливается декоративное начало «Рыбы, вино и фрукты» 1916 г. холст, масло, обе картины находиться в Третьяковской галереи. (Приложение № 1).
Аристарх Васильевич Лентулов родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина), умер в Москве 15 апреля 1943 года. «Овощи», 1933 год, холст, масло, находиться в Третьяковской галереи. (Приложение № 1).
Обратите внимание, как переданы, объем, формы, размеры, компоновка. Рассмотрите постановку, которую мы будем рисовать сегодня. Что входит в наш натюрморт? (Груша, крынка, ткань, веточки.) Какой предмет стоит ближе к вам, а какой дальше? (Груша лежит ближе, а крынка дальше.) Какой предмет самый высокий в натюрморте? Низкий? (Высокая крынка, выше крынки только веточки стоящие в ней, а ниже груша.) С какой стороны освещен натюрморт? (Слева, со стороны окна.) Что самое светлое в натюрморте? (Ткань.) Есть ли блик на освещённых предметах? Если есть, почему? Что темнее собственная или падающая тень предметов? (Падающая тень предметов.) Какие геометрические тела лежат в основе формы предметов? Как мы будем располагать предметы на листе бумаги? Демонстрация последовательности выполнения линейного построения рисунка, учителем на доске.
Необходимо найти соотношение между предметами и форматом листа. Ограничив поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены. Затем уточняем место каждого предмета по относительно друг друга, определяются их пропорциональные отношения. Выявляется конструктивная основа формы. Далее проводиться детальная прорисовка предметов натюрморта. Форма крынки симметрична, поэтому его изображение начинается с проведения осевой вертикальной линии, на которой отмечается высота предмета и место соединения горлышка, и начало расширения крынки, ширина горлышка, самая широкая часть и дно крынки. После проверки основных размеров предметов можно более точно прорисовать в перспективе основание и горлышко крынки, следя за тем, что бы линии были плавными как в натуре, и не ломались углами. Когда рисунок построен, намечается граница света и тени. Помните, что все мы измеряем, все предметы сравниваем по высоте, ширине, тону, форме, находим какой предмет выше, какой ниже и на сколько, на какую геометрическую форму похожи. Чтоб вам было легче выполнять это задание, откройте учебник, Н.М. Сокольникова «Основы живописи» на странице 50, 52 здесь показано поэтапное выполнение натюрморта. (Приложение № 2-3).
Формирование УУД:
— получать представление о построении натюрморта с натуры;
-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
4. Практическая работа учеников – 20 мин.
Индивидуальная работа с учащимися, помощь учителя, выявление общих ошибок, их анализ.
Характерные ошибки исправляем вместе с детьми в ходе работы.
Динамическая минутка.
Светофор: Красный – присесть, жёлтый встать, зелёный- ходьба на месте. Ребятам показывается поочерёдно цветные круги в разном порядке, а они выполняют, соответствующие движения.
Работы учащихся оценивались по следующим критериям:
— соблюдение правил перспективы;
— соблюдение пропорций и соотношений величины предметов;
— правильно выбранный формат листа, компоновка;
— аккуратность выполнения работы;
Формирование УУД:
-обретение навыков изображения натюрморта с натуры;
— внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
5. Рефлексия. – 3 мин.
Повторение с учащимися правил, по которым они работали, последовательность выполнения работы, с какими художниками и их работами познакомились.
6. Подведение итогов – 3 мин.
Просмотр работ, их анализ согласно критериям оценки, выдвинутым в ходе объяснения темы.
Чему вы сегодня научились? Что запомнилось больше всего?
Приложение №1
Илья Иванович Машков
( 1881 — 1944 гг.)
«Фрукты на блюде (Синие сливы)» 1910г., холст, масло,
находиться в Третьяковской галереи.
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939гг.) «Розы и фиалки» 1912 г. холст, масло.
«Рыбы, вино и фрукты» 1916 г. холст, масло обе картины находиться в Третьяковской галереи.
Аристарх Васильевич Лентулов
( 1882 -1943гг.)
«Овощи», 1933 год, холст, масло, находиться в Третьяковской галереи
Приложение №2
Натюрморт «Мир художника» (гуашь)
1. Выполнение детального рисунка натюрморта.
2. Первая прокладка локальных цветов предметов и драпировки. Цвет составляется на палитре с использованием белил.
3. Завершение работы: проработка и уточнение деталей светлым по темному и темным по светлому. Гуашь позволяет вносить изменения в работу. Если что-то не получилось, можно перекрыть один цвет другим.
Приложение №3
Осенний натюрморт(акварель, гризайль)
Выполнение рисунка. После того как найдена композиция, выполняется рисунок, в котором очень точно передаются все детали. Рисунок должен быть выполнен тонкими линиями, чтобы они не просвечивали сквозь акварель. Если в процессе подготовительной работы рисунок получился грязным, со многими исправлениями, то для работы цветом его можно перевести через оконное стекло на новый лист.
Первая прокладка тоном. Начиная писать, не увлекайтесь деталями, постарайтесь обобщенно прописать всю поверхность листа.
Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.
По просохшему слою краски приемом лессировки (наложением краски поверх просохшего слоя) наносится более темный тон для проработки основных масс.
Будьте осторожны. Акварельная живопись почти не терпит исправлений. Если вам понадобится что-нибудь ослабить в тоне, то попробуйте промыть это место чистой водой и написать его заново.
Постепенно прорабатываются детали изображения тонкой кисточкой по сухому слою краски.
3. Завершение работы. Законченная работа, выполненная акварельной техникой, выглядит свежо и живо, краски прозрачны даже в самых темных местах. Основная забота на этом этапе — выделить главное и добиться цельности композиции
Приложение №4
Прежде чем приступать к изображению кувшина с натуры, полезно
проанализировать, из каких геометрических форм он состоит.
1.Определяется общее пространственное положение кувшина на листе, проводится средняя линия, отмечаются горизонтальными штрихами высота кувшина, высота горлышка и самое широкое место в нижней части кувшина. Отмечаются ширина горла, самой широкой части сосуда и донышка. Соединение этих точек дает возможность получить общий контур кувшина. Причем горло рисуют прямыми линиями, так как его ширина в верхней и нижней частях одинакова, а нижнюю часть кувшина рисуют сложной ломаной линией. Затем намечают носик и ручку кувшина.
2.Прорисовка овалов, передающих перспективное сокращение круглых частей кувшина (горло, средняя часть, донышко). Определяются границы света и тени.
3.Светотоновая моделировка формы. Штрихи накладываются по форме предмета.
4.Последний этап — дальнейшая светотеневая проработка формы кувшина, передача объемности. Необходимо показать на гладкой поверхности сосуда самые светлые места (блики), постепенный переход от света к тени (полутон), самые темные места (тень), более светлые места в тени (рефлексы), которые возникают от отраженного света. Рисуется орнамент, украшающий кувшин. Он тоже перспективно сокращается, подчеркивая округлость кувшина. Элементы орнамента не везде одинаково выделяются. Это зависит от освещения кувшина. Прорабатываются детали, обобщается форма, постепенно стираются и затушевываются линии построения. Рисунок кувшина завершен.
1