Конспект открытого урока изобразительного искусства
Т е м а: ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА «НАШ ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД» (урок-практикум) Подготовила и провела: учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №4 Х.А. Темирчева
|
Цели:
1. Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.
2. Воспитывать нравственно — эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории.
З. Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе).
Оборудование и материалы:
1. Комплект художественных материалов.
2. Музыкальный ряд: русские народные песни.
З. Репродукции с картин Б. М. Кустодиева «Кулачный бой на Москва — реке», «Масленица» и др.; В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» и др.
4. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением народных гуляний (хороводы, ярмарки и др.).
ПЛАН УРОКА
1. Беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом
значении.
2. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений.
З. Постановка художественной задачи: выбор темы для коллективной работы,
композиции, техники.
4. Разбивка класса на группы.
5. Групповое выполнение задания.
6. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка.
Ход урока
Беседа.
У ч и т е л ь. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.
Древние люди олицетворяли, одухотворяли природу, наделяли сверхъестественными свойствами буквально все, с чем им доводилось сталкиваться. Отголоски этих наивных верований мы находим в народных сказках о водяном, лешем, домовом и о прочих мифических персонажах, которые в течение многих столетий существовали в сознании людей как реальные.
Примитивные верования первобытных людей со временем усложнялись. Вначале расплывчатые и неопределенные, они приобретали более четкие формы: от простого одухотворения природы человек переходит к ее обожествлению. Место духов занимают божества, которые наделяются вполне определенными чертами.
У многих народов божеством было солнце, игравшее первостепенную роль в жизни. Исследователи считают, что культ солнца — первый культ людей. В глубокой древности у разных народов солнце именовали «отцом небесным», «владыкой всех вещей». Одухотворялась, обожествлялась вода — важнейшая из стихий. Можно понять, сколь много она значила, особенно в засушливых районах. И нет ничего удивительного в том, что в далеком прошлом возникло множество ритуалов, связанных с поклонением воде, с верой в ее очистительную силу, в ее способность ограждать людей от действия злых духов, нечистой силы.
Между богами существовало свое «разделение труда». Каждый отвечал за ту или иную сферу. Так, у древних славян богом солнца почитался Дажбог, богом — покровителем скота — Велес, богом грома и молнии — Перун. И боги становились главными действующими лицами праздничных ритуалов. Им возносились молитвы, делались жертвоприношения: ведь в тот или иной хозяйственный момент особенно важно было заручиться их покровительством.
МАСЛЕНИЦА
честная, широкая, веселая, объедуха, сырная неделя
Масленица (сырная неделя) приходилась на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивалось на весну и копило силы, чтобы разогнать лютые морозы, растопить мертвые снега, пробудить землю и возродить ее для нового урожая, новой жизни — и веселье да удаль людская в помощь ему.
Каждый день масленицы имел свое значение. Понедельник — встреча, гостей встречали. И застолье посвящалось началу масленицы. Вторник — заигрыши, начинались катания на санках. Среда — лакомка, стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Четверг — разгул, этот день сам за себя говорит. Пятница — «тещины вечерки», ходили к теще на блины. Суббота «золовкины посиделки», в этот день навещали сестер мужа. Воскресенье — «прощеным днем» неделя завершалась. Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, ибо дружба и любовь ценились выше всего.
Символом масленицы стали блины. Давайте подумаем почему?
Блин, круглый, поджаренный, снятый «с пылу», напоминал солнце. Он и был символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы мира. И наши далекие предки, древние славяне, особо почитали Ярилу — бога солнца. А с масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, наполняло энергией все живое и плодоносящее и давало пищу, свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего животворного солнца.
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж блины мои, блины,
Уж блиночки мои!
Пришла маслена неделя,
была у кума на блинах.
У него была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И… блины-то все поели!
Центральной фигурой всех праздничных дней была сама Масленица — кукла из соломы, которую наряжали в старые кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в драные лапти (соломенная кукла олицетворяла собой Зиму — Марену), ее возили в санных поездах по деревням, катали на санках с гор, славили и величали.
После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления. Важный и значительный момент праздника — взятие снежного городка, последнего оплота уходящей зимы. Одна партия парней и девок занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая — шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стенку, срываясь под хохот зрителей со скользкой, ледяной поверхности, а верховые должны были по одному врываться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадей, пугали их. Этот обряд красочно запечатлен на картине выдающегося русского художника В. И. Сурикова. Веселая кутерьма заканчивалась разрушением зимнего городка и сбором в общий хоровод около костра.
И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная, надоевшая зима, рождалась огненно-яркая сила весны.
А какую русскую нарядную сказку вы вспоминаете, когда говорите об этом обряде? («Снегурочка».)
Давайте рассмотрим репродукции картин художников, которые мы приготовили.
ИВАН КУПАЛА
В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходился он на время летнего солнцестояния.
Купала — языческий праздник поклонения человека природным стихиям. две из них — огонь и вода — участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купания. Само название «Купала», видимо, произошло от слов «купать», «купанье». Обычно с этого дня в деревнях начиналось массовое купание в реках и озерах.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. На Руси для возрождения купальского костра употреблялся живой огонь (почетные старики добывали его трением из дерева), и, пока продолжалась эта работа, собравшийся вокруг народ стоял в благоговейном молчании, но как только огонь вспыхивал, начинались гуляния.
В некоторых местах мастерили соломенную куклу — Купалу. Наряжали ее в женское платье, украшали лентами и монистами.
По поверьям крестьян, в купальскую, саму короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи… Люди всю ночь плясали и играли вокруг костров, прыгали через них: кто прыгнет удачнее и выше — тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни. Через огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
Молодежь играла в горелки. Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал (или кричали все хором):
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят.
Колокольчики звенят:
диги-дон, диги-дон,
Убегай скорее вон!
Не только в песнях, но и в народных поговорках и приметах отразился веселый и повсеместно почитаемый Иванов день.
Поговорки гласили:
Дядя Иван и людям, и нам.
После Ивана не надо жупана.
Купаленка — ночь маленька.
Приметы:
Коли до Ивана просо (в метелках) в ложку, то будет и в ложке.
На Иванову ночь звездно — будет много грибов.
Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов.
Горели костры, неслись от них к берегу реки зажженные колеса — символические знаки солнца, показывая поворот солнца на зиму. На рассвете с шутками, притворными плачами и песнями сжигали соломенное чучело Купалы. Божество выполнило свою миссию, ибо брошенное в землю зерно проросло и дало всходы, поэтому Купала (купа — куст, сноп старых растений, травы) может и должен умереть до следующей весны.
Сильное солнце, сильная вода, сильная земля, и человек, входя в контакт с природой, берет у нее силы для завершения летних работ.
У ч и т е л ь. Давайте, ребята, еще раз рассмотрим репродукции картин художников и найдем в них летние хороводы возле реки. Обратите внимание, что в руках или на голове у девушек венки из цветов. Это отличительная черта этого летнего праздника.
Сравним с масленицей. Что общего? В чем отличие?
Постановка художественной задачи.
А теперь давайте разделимся на 2 группы для выполнения коллективной работы «Наш веселый хоровод».
Каждая из групп выберет праздник (зимний или летний) и на основе полученного материала будем делать коллективные работы, опираясь на подготовленный ранее эскиз.
Выбираем технику: определитесь в какой технике будет работать каждый из членов вашей группы.
Какие техники выполнения работы вы знаете? (рисунок красками, карандашами, фломастерами; аппликация из бумаги, кусочков ткани, природного материала, фурнитуры). Формат А 1.
Выполнение задания.
Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел и детали проработки в зависимости от выбранной техники.
Подведение итогов.
Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.
Ваши работы будут использованы при оформлении обобщающего урока — праздника «Красота земли родной».
Б.Кустодиев. Масленица
П.Грузинский. Масленица
Б.Зворыкин. Открытка «С широкой масленицей»
Б.Кустодиев. Кулачный бой на Москва – реке
Б.Кустодиев. Масленица
Л.Соломаткин. Масленица
С.Кириллов. Скоморох
Ю.Сергеев. Масленица. Красное Село
Б.Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу
И.Левитан. Папоротники в бору
И.Соколов. Ночь на Ивана Купалу
Г.Семирадский. Ночь накануне Ивана Купалы
Рождество Иоанна Предтечи. Икона. Начало XVIв.
Е.Соколов. Колдун
К.Лебедев. Ночь на Ивана Купалу