План-конспект урока Изобразительного искусства.
5 класс.
Тема урока: Русский сибирский костюм на основе исследования местного материала.
Тип урока: краеведческий.
Цели урока:
— побуждение к творческому самостоятельному поиску материала;
— знакомство с одеждой, элементами местного костюма;
— умение проводить параллели между различными областями искусства;
— развитие нравственно-патриотических чувств, бережного отношения
к наследию своего народа;
— совершенствование чувственного восприятия красоты через поэзию,
музыку, рисунок, вышивку.
Музыкальный ряд: сборник русских народных песен.
Зрительный ряд: эскизы женского костюма на основе поискового материала.
Ход урока:
Образ русского человека — откуда мы сегодня берем то, что составляет в нашем представлении этот образ?
— из русских старинных песен;
— из произведений искусства;
— из того, что осталось нам в наследство от наших бабушек.
Художники России воспели красоту, характер русской женщины. Мы до сих пор говорим – «русская красавица». Это представление о лице, умении себя держать, чувствовать природу, переживать горе и радость.
А из чего состоял костюм русской женщины?
В русских песнях часто упоминается название одежды – «сарафан, шубейка, полушалка, подвязки, чаблетки». Сибирский костюм складывался, в основном, из элементов русского костюма, а также из элементов костюма других народностей.
Давно уже женщины не ходят так, как раньше и не одевают той одежды, которую носили наши женщины в селе. Вспоминаются женщины русские — величавая походка, красивый народный костюм. Сегодня мы воспроизведем тот материал, который девочки собрали, проходя по дворам женщин, которые носили определенный костюм и смогли поделиться своими рассказами о нем.
Ученица: В Горбуново изначально проживали переселенцы из других губерний. Одной из таких жительниц является Боровская Любовь Михайловна 1918 года рождения, которая приехала из Тамбова в Сибирь, вышла замуж в наше село. По ее словам, ее мама, Пелагея Григорьевна, носила одежду не похожую на ту, что носили сибирячки. Это был костюм, состоящий из юбки в мелкую складку из шерсти и рубаха яркой расцветки, расшитой по рукавам. Также был фартук и украшения – так называемые «вяхля», состоящие из тканой шерсти и бисера. Это был типичный костюм Тамбовской губернии.
Ученица. Девица до замужества должна была приготовить приданое:
….. девица в тереме сидела,
В руках пялички держала,
Все узоры вышивала!
….наша девушка неткаха, непряха,
И она еще шелкошвейка,
Тонко пряла, часто ткала!
( На фоне звучания русской песни девочки вышивают элементы узора).
Ученица: А что же вышивали на своих рубахах девицы?
В основном в узоре преобладал геометрический орнамент. Часто встречался и растительный узор с элементами геометрии, а также орнамент птиц, животных.
В народной одежде много терминов — на территории Сибири известно 152 термина для обозначения верхней одежды , 127- для обозначения головных уборов.
Основным элементом женской одежды, конечно, был сарафан. Впервые упоминается сарафан в 1376году в Никоновской летописи. В 19 веке распространились косоклинные сарафаны с цельными передними полотнищами. Ткани использовали различные: холст, шерсть, набойка, тафта, китайка, нанка.
Ученица: У нас в селе носили разные сарафаны – из разных тканей и разной отделки, народ у нас собрался из разных областей, где носили разные виды одежды. Головные уборы и верхняя одежда тоже была разная: замужние женщины носили «самшуру -головной убор в виде мягкой шапочки из холста, ситца. Из верхней одежды носили шубу из сукна, книзу расширенную с маленьким меховым воротом.
Практическая работа:
Выполнение эскиза костюма или его элементов в графике.
Подведение итогов урока:
Какой материал мы смогли найти по нашей проблеме?
Какие элементы костюма наиболее интересны и получились у нас в графике?
Как мы относимся к наследию наших бабушек?
Над чем необходимо поработать в будущем по этой теме, чтобы расширить представление о русском костюме?
Литература:
«Русское народное поэтическое творчество», Круглов, 1993г.
«Энциклопедия русской моды», М., 1998.