Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта
Данный урок является вторым по счёту в цикле уроков по теме «Декор и положение человека в обществе». Первый урок был посвящён знакомству с Древним Египтом (природа, географическое положение, занятия жителей и т.д.), пирамидами, с национальной одеждой древних египтян, с особенностями изображения человеческой фигуры по древнеегипетским канонам. Практическая работа урока – изображение египтян в национальной одежде в «древнеегипетском» стиле.
Цели:
– познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, сформировать представление о символике украшений этого периода;
– развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление;
– формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
– воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древнего Египта.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, проблемный, применение ИКТ.
Формы урока: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Оборудование для учителя : плакаты: с темой урока ,таблички с новыми словами; образцы декоративного искусства Древнего Египта; таблицы с изображением древнеегипетской символики, презентация
Оборудование для учащихся :белый картон, ножницы, тонкая веревка 50 см ,цветная бумага ,клей, краски, кисти, баночки с водой.
Задание:
1. Выполнить изображение нагрудного украшения.
2. Выполнить изображение браслета и серёжек.
Технику выполнения работ учащиеся выбирают по желанию (живопись, графика, аппликация).
План урока.
Организационная часть.
Актуализация мотиваций опорных знаний
Постановка проблемы урока.
Объяснение нового материала.
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация мотиваций опорных знаний
– Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Древнему Египту – удивительной, полной загадок и чудес стране, одной из первых цивилизаций, отдаленной от нас несколькими тысячелетиями.
– Вы знакомились с древним Египтом на уроках истории Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей)
– Сегодня мы познакомимся с искусством древних ювелиров, с символами и изображениями священных животных, которых часто изображали на своих ювелирных украшениях древние мастера.
– На первом уроке в этой четверти мы уже выяснили, зачем же нужны людям украшения. Давайте ещё раз уточним значение украшений в жизни человека.
Ученики: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.
Учитель: Совершенно верно, украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.
III. Постановка проблемы урока
Учитель: Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Точно так же , как и в русском народном декоративном искусстве, все узоры на украшениях и предметах быта носили заклинательный характер. Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь выжить. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?
Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.
Учитель: Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями.
Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела
Как вы думаете, какими были украшения древних египтян?
Учащиеся—Серьги, колье, браслеты
Учитель: Совершенно верно ,украшения и драгоценности носили богатые и бедные, мужчины и женщины и даже некоторые священные животные .Сегодня нам необходимо узнать, какие виды украшений носили в древнем Египте, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.
IV. Объяснение нового материала
Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце
Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед
1.. Существовало поверье (как и относительно лягушки), будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла,от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти. Иногда мертвых священных жуков высушивали и предавали погребению.
2.Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба, называют ее третьим глазом или, как говорят индусы, глазом Дангма. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.
3.Крокодилам поклонялись во многих местах. Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами реки, приносящими на поля плодородный ил. В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при непосредственной угрозе жизни. Человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми почестями.
4.Соколу поклонялись в Египте с древнейших времен, в связи с представлениями о солнечном диске, как о правом глазе бога Хора-сокола. на протяжении всей истории египетской религии сокол считался покровителем и защитником фараонов.
Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому считался божественным. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью
5. Культ ибиса, священной птицы Тота, был распространен повсеместноТот научил людей читать и писать, по этому его очень уважали. Бога мудрости изображали с головой Ибиса, и считали, что Ибис – это воплощение бога мудрости.
6.В египетской религии важная роль отводилась кошке. Кошка, посвященная богине Бастет, олицетворяла благодатное солнечное тепло.
Кошка считалась настолько священным животным, что даже случайное ее убийство вело к смертной казни. Огромное количество забальзамированных мумий кошек было найдено в Бени-Хасане. Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна, хранившиеся в амбарах, необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Пушистых охотников, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Неслучайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню плодородия и материнства Бастет изображали в виде кошки.
В городе Баста был расположен знаменитый храм кошек, в котором широко отмечали весенний праздник в честь богини и кошек. Здесь находилось и специальное кладбище для этих животных. Умерших кошек мумифицировали жрецы и, в соответствии с ритуалом, хоронили в гробницах. Смерть любимца была настоящей трагедией для всей семьи, и в знак траура египтяне сбривали себе брови. Позже кошки стали считаться священным достоянием Египта и символом могущества фараонов, и животных запрещалось вывозить за пределы государства.
Учитель :Итак, ребята, вы узнали сегодня о некоторых священных животных, которых древние египтяне изображали на своих украшениях и предметах быта. Давайте еще раз их перечислим
Ответы учащихся ( перечисляют кто им запомнился)
Учитель : Кого чаще всего изображали на украшениях?
Ответы учащихся
Учитель: Ну, а теперь, когда вы получили представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой
V. Самостоятельная работа учащихся
Работу можно выполнять в группах или индивидуально.
Учащимся предлагаются шаблоны головы сокола и жука скарабея
Учитель: Ребята, используя шаблоны ,постарайтесь придумать свое украшение по мотивам украшений древнеегипетских ювелиров, но если кто-то хочет придумать индивидуальное украшение, то можно шаблоны не использовать. Можете использовать различные материалы, смешанную технику.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель :Итак, работа практически у всех завершена, самое время продемонстрировать свои рисунки, аппликации и рассказать кого из священных животных вы изобразили
Дети по желанию показывают свои индивидуальные или групповые работы и коротко их описывают
Учитель: Спасибо ребята .Вы все справились с работой. Урок окончен.
Литература:
« Древний Египет»,К. Гиффорд , Москва, «Росмэн», 2008г;
« Мифы Древнего Египта», Рак И. В. , «Росмэн», 2002г;
https://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/egypt/art/yuvelir/;
https://www.bibliotekar.ru/1c-1/index.htm;
Учебник 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Н. Горяева, Просвещение, 2012г.