Техника цветных карандашей
(6 класс)
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Цели урока:
Расширить представление учащихся о технике цветных карандашей.
Сформировать навыки использования трех первичных цветов и черного в создании графического рисунка.
Развивать цветовое восприятие у учащихся, умение смешивания цветов.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.
Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.
Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.
Форма работы: индивидуальная.
Задание: изобразить на выбор портрет, пейзаж, натюрморт или животное.
Материалы: цветные карандаши, бумага.
Зрительный ряд: педагогические рисунки, иллюстрации из книг, репродукции с изображением рисунков в технике цветных карандашей.
Ход урока
I. Организационная часть.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Введение нового материала.
Учитель. Цветные карандаши знает каждый, потому что в нашу жизнь они приходят рано. Трудно представить, что кто-нибудь из вас не рисовал ими. Но постепенно этот материал уступает место краскам. А зря.
Цветными карандашами работали многие выдающиеся мастера, достаточно назвать Ф. Малявина, Б. Кустодиева, А. Пластова. И в наше время есть сторонники этой графической техники.
Цветные карандаши способны не только дать эффект своеобразных цветовых сочетаний, но и передавать объем, материал, пространство, состояние. Ими можно достичь неповторимо живописного звучания рисунка.
Британский художник и гравер Дэвид Хокни, известный своими офортами, портретами и иллюстрациями, часто использовал цветные карандаши в небольших работах и набросках для будущих работ. Взгляните на три примера мастерского использования карандаша этим художником. (Учитель демонстрирует иллюстрации.) Он любит контраст, очень яркие цвета. Взгляните на игру дополнительных цветов и излучение цвета на первой картине. Второй сюжет является ярким примером того, как следует применять технику цветных карандашей. В этом пейзаже (с четко выраженной тропической атмосферой) еще раз можно увидеть любовь художника к контрасту. С какой простотой нарисованы пальмовые листья!
Сегодня мы постараемся довести средний навык рисования карандашом до уровня живописного средства. Проще говоря, мы ставим себе цель научиться рисовать с помощью цветных карандашей.
Сначала на листе бумаги поупражняйтесь в способах получения оттенков цвета. Возьмите три-четыре карандаша и, сочетая их в разных вариантах, разнообразной штриховкой попытайтесь произвести наибольшее количество цветовых оттенков Смешение цветов с помощью цветных карандашей отличается от тонов, создаваемых гуашью или акварельными красками; это смешение всегда создает оптический эффект наложения одного прозрачного цвета на другой прозрачный.
При смешивании цветов всегда важно помнить, что результат определяется порядком наложения цветов один на другой. Наложение синего на желтый не создает того же самого эффекта, что наложение желтого на синий. Сейчас вы легко можете это проверить.
Практическая работа учащихся.
Учитель. После выполнения упражнений по смешиванию цветов вы получите более сложное задание — любой сюжет с использованием трех первичных (основных) цветов и черного.
Давайте вспомним, какие цвета называются первичными (основными) и вторичными (составными)? (Ответы детей.)
Как получить составные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый? (Ответы детей.)
Посмотрите на два практически одинаковых рисунка с изображением веселого клоуна. (Учитель демонстрирует иллюстрации.) Эти работы выполнены с применением разной методики: три первичных цвета плюс черный (один рисунок) и все цвета спектра (другой). Результат не одинаков, но, безусловно, очень схож.
Обычно, работая тремя первичными цветами синим, желтым и фуксином (малиновым), начинают с синего. Это облегчает смешение двух других цветов — фуксина и желтого — для получения желаемых тонов. Следите также за направлением штрихов в каждой части рисунка. Посмотрите, как изменяется картина с добавлением желтого цвета. Поразительно! Сюжет действительно начинает вырисовываться и принимать форму, и картина начинает походить на свой окончательный вариант. Появляются зеленые тона. Работая с фуксином, будьте предельно осторожны при наложении штрихов. В одних случаях используйте мягкий нажим, а в других — сильный. Перед завершением работы можно применить черный цвет в местах, где необходимо выделить темные места (определенный тон).
(На классной доске представлены в качестве примера педагогические рисунки, фотографии, которые могут вдохновить учащихся в ходе самостоятельной работы.)
IV. Самостоятельная работа учащихся.
Демонстрация, анализ и оценивание вместе с детьми работ учащихся.