Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово
Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.
Развивать творческие способности учащихся.
Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Тип урока : комбинированный ( с использованием элементов игры путешествия) коллективная работа .
Зрительный ряд: мультимедийное оборудование; презентация .
Музыкальный ряд: народная музыка.
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя сопровождается мультимедийной презентацией. Слайды 1-3
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть!
Может где-то бывает красивей,
но не будет роднее, чем здесь!
И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдём,
По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом.
Кто живёт там спросим, о себе рассказать попросим.
И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное!
Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации.
Скажите, с каким народным ремеслом уже познакомились?
Назовите особенности Дымковской игрушки.
Чем отличается Филимоновская игрушка от Дымковской?
Что можете рассказать о матрёшке?
Изучение нового материала. Информация учителя сопровождается показом слайдов.
В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово.
Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.
Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.
В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» — не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.
В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная «царица садов и оранжерей» – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.
Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.
Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.
Этапы и приёмы росписи.
Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.
Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.
Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.
Закрепление ранее изученного материала. Практическая работа.
Инструктаж к самостоятельной работе. Мастер-класс (показ учителя поэтапного изображения цветка).
Каждый из вас нарисует несколько цветов , вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе.
Самостоятельная работа .
Проводить индивидуальную работу, делать методические указания.
Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.
В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон. Каждый ребёнок видит результат: в коллективной работе частичку своего труда.
Наше путешествие в село Жостово подошло к концу, мы должны отправляться дальше. Что интересного и нового вы сегодня узнали?
Какие предметы создают Жостовские умельцы? Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?
Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14
г. Зернограда.
Урок изобразительного искусства по теме:
«Жостовский букет».
5 класс
Коллективная работа.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний).
Учитель Пустоветова Г.Н.
2008-2009 учебный год.
Самоанализ урока.
Тема урока: «Путешествие в рукотворную страну. Жостовский букет». Это 4 урок по теме: «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие». На предыдущих уроках знакомились с народной игрушкой из Дымково и Филимонова, лепили её, матрёшкой. На последующих уроках дети узнают об особенностях Гжельской, Хохломской и Городецкой росписей. Из всех народных промыслов Жостовская самая сложная в изображении, работать нужно по тёмному фону, выполняя последовательно все этапы росписи, гуашь не успевает высыхать и размазывается. Поэтому я выбрала индивидуально коллективную форму работы, когда каждый ученик рисует отдельный элемент и приклеивает его на заранее подготовленный фон подноса, учитывая особенности композиции. В классе 12 человек, присутствовало на уроке . Дети работоспособные, с интересом занимаются изобразительным творчеством. Особенно одаренных нет, трудно даётся Мирзоеву Игорю. При планировании урока учитывала индивидуальные особенности учащихся, группа детей рисующих крупные цветы – это наиболее способные, остальные рисовали мелкие цветы и листья, Игорь работал по образцу. Задачи урока: познакомить с особенностями Жостовской росписи, принципом построения композиции, развивать навыки работы кистью без предварительного рисунка, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие России.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Структура урока помогала поддерживать интерес и работоспособность на всех этапах. Использование стихов и слайдов о красоте русской земли в начале урока эмоционально погрузили ребят в проблему урока. Элемент путешествия тоже помог этому. При повторении ранее изученного материала, в ходе беседы я использовала слайды с фотографиями работ самих детей. Раскрытие новой темы в форме изложения учителя с богатым сопровождением наглядного материала. Инструктаж к работе провела в форме мастер-класса, пример учителя главное средство получения хороших результатов. Самостоятельная работа сопровождалась индивидуальной и фронтальной работой. При подведении итогов урока, отвечая на вопросы учителя, ученики назвали особенности Жостовской росписи, и я думаю, что не спутают её с другими, а это и было главной задачей урока. Ведь за один урок нельзя научить расписывать поднос, мастера учатся этому годами. Поэтому считаю, что все поставленные задачи реализованы.