Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
городского круга город Урюпинск Волгоградской области
конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе
Тема: « Дымковская игрушка. Лошадка »
подготовила
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Хибакина Марина Николаевна
2013 год
Цели : Организовать совместную деятельность с целью знакомства с традициями росписи дымковской игрушки. Создать условия для рисования дымковской игрушки – лошадки
Задачи :
— нарисовать дымковскую игрушку ( лошадку )
— учить планировать свою работу
— формировать умения и навыки работы с кистью и красками
— учить составлять орнаменты
— формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни
Оборудование : Для детей — альбомы , кисти, краски, баночки с водой, шаблоны лошадок , простые карандаши, черные фломастеры.
Для учителя : — презентация, рисунки дымковской игрушки , шаблоны.
План урока :
Орг. момент.
Рассказ о дымковской игрушке.
Анализ росписи дымковской игрушки.
Знакомство с основными цветами.
Самостоятельная работа учащихся.
Итог урока. Выставка работ.
ХОД УРОКА :
I Организация проверки рабочего места учащихся и создание положительного настроя :
Проверь , дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке ?
Альбомы, кисти, краски ?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь.
II Этап мотивации, целеполагания и актуализации знаний.
— Сегодня мы поведем рассказ об игрушках. Но не об обычных игрушках, а о народных . Издавна славилась наша Родина своими мастерами.
Места, где живут мастера называются центрами народных промыслов. Их много. Вот об одном из них я вам сейчас расскажу. А ребята мне помогут.
1 ученик :
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
2 ученик: В некотором царстве
В Русском государстве,
На Вятке на реке,
Да в заречной слободе,
Возле града Кирова
Есть селенье Дымково.
3 ученик : В той далекой стороне –
Так рассказывали мне
Там живут мастеровые
Да умелые какие !
Мастерят они игрушки.
А игрушки не простые.
Глиняные. Расписные
Звонкие да яркие !
Для ребят подарки !
Как вы уже догадались речь пойдет о Дымковской игрушке.
Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно большое селенье — Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – как будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней , баранов, козлов и уточек.
Летом умельцы заготавливали глину. Толкли в ручную комовой мел. В остальное время – лепили, сушили, обжигали изделия. Красили красками. А весной привозили игрушки в город на праздник.
Дымковская игрушка лепится из местной красной глины. Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают.
Обоженая игрушка имеет красно – коричневый цвет. Для побелки используют смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку и она становится белой – белой.
В дымковской игрушке только яркие цвета. Узоры имеют простые геометрические формы : круг, клетка, волна.
В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.
III Этап первичного восприятия и усвоения нового материала
Мы познакомились с историей создания Дымковской игрушки.
А какую цель поставим себе на уроке ?
+ Рисование дымковской игрушки
Но в Дымковской игрушке очень много различных видов и форм. И чтобы узнать какую игрушку мы будем учиться раскрашивать , я предлагаю отгадать загадку.
Очень стройный и красивый.
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать.
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку ( КОНЬ )
Верно. Сегодня на уроке мы будем учиться расписывать фигурку Дымковской лошадки .
Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности фигурка коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла.
Давайте рассмотрим фигурку лошадки.
Из каких элементов состоит узор ?
+ Круги, волны, точки
Какие цвета используют мастера Дымково ?
+ красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный.
Какие части мы закрасим полностью ?
+ хвост. Гриву. Копыта. Уши.
А как расположены узоры на фигурке ?
+ вдоль ног, шеи, туловища.
ФИЗМИНУТКА
Эй, лошадки все за мной!
Поспешим на водопой!
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна.
А водица вкусна !
Пей! Хороша водица!
Постучим копытцем !
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали домой .
IV Этап практической деятельности учащихся.
А сейчас мы приступим к выполнению росписи игрушки коня. Для этого мы изобразим фигуру лошади на альбомных листах. Перед вами лежат шаблоны дымковской лошадки. Положите ее на лист альбома так, чтобы фигурка оказалась в центре листа. Возьмите простые карандаши и обведите фигурку.
Обведите получившийся рисунок черным фломастером.
Прорисуйте черной краской гриву, копыта и нос лошадки.
Нарисуем глазки и уздечку. А ушки раскрасим в яркий красный цвет.
А теперь останется нанести узор . Узор на лошадках будем рисовать тоненькой кисточкой , бумажным тычком и ватной палочкой. Тычок используется для изображения ровных кругов и овалов. Его мы сделали из листочков бумаги.
. Цвет может быть у всех разный. А вот форма узора должна состоять из кругов, точек , овалов .
А теперь нанесите узор на свои фигурки. А я буду помогать тем, у кого возникнут затруднения.
V Этап подведения итогов
Подведем итоги нашей работы.
— Что нового узнали на уроке ?
— Чему учились ?
— Как называется игрушка, которую мы с вами расписывали ?
— Почему игрушка называется дымковской ?
— Из чего ее лепят ?
Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывали игрушки. У всех получились очень яркие, красивые лошадки.
Давайте устроим выставку работ , выйдем к доске каждый со своим рисунком и покажем всем что у нас получилось.
( Учащиеся выходят к доске с рисунками )
1 ученик :
Кони глиняные мчатся.
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться.
Если гриву упустил.
2 ученик :
Посмотрите, как живой
Скачет конь здесь удалой.
Ой, люли ! Ой, люли !
Кони на лужок пошли
Кони удалые.
Гордые, лихие !
3 ученик :
Ой, вы гости дорогие!
Приходите снова к нам.
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья –
До свиданья ! До свиданья ! ( ВСЕ ВМЕСТЕ )
Список использованной литературы:
Куревина О.А. , Ковалевская Е.Д. « Изобразительное искусство», 1 класс. Издательство «Баласс», 2012г.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И., «Изобразительное искусство», 1 класс.- М.: Дрофа, 2010 г.
Максимова З.н. знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела 2устное народное творчество».// Начальная школа №8-1993.