МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
Московская область, г.Лобня
Конспект урока по изобразительному искусству
в 6 классе
«Изображение предметного мира – натюрморт»
(по программе Б.М.Неменского)
подготовила
учитель изобразительного искусства
Бочарова Татьяна Яковлевна
г. о.Лобня
2013
Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта.
Задачи:
Образовательная – систематизировать и обобщить материал предыдущих уроков по знакомству с жанром натюрморта; сформировать умения в создании композиции натюрморта в ходе практической работы.
Познавательная – развивать приемы работы в технике аппликация, графика.
Воспитательная – воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие предметного мира.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: коллективная
Средства наглядности: презентация Microsoft Office PowerPoint с изображениями натюрмортов.
Материал к уроку:
учителю: модули из цветной бумаги; образцы натюрмортов, выполненные в технике аппликация и графика;
ученикам: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Оформление класса: образцы графических рисунков, работы учеников.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока. Целеполагание.
III. Актуализация знаний. Повторение изученного материала прошлого урока.
IV. Практическая работа.
V. Физкультминутка
VI. Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами и клеем.
VII. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Художники всегда любили и любят изображать что-то необычное и неожиданное. В них всегда живет желание удивлять других людей.
Как разнообразен мир вокруг нас! Какое множество явлений и предметов! Какое множество материалов и способов создания картины! Как научиться рисовать и радоваться тому, что у тебя получилось!?
Есть удивительно простой способ познать все это: уроки изобразительного искусства, терпение, запастись необходимым материалом и не лениться.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит так: «Изображение предметного мира — натюрморт». (Слайд 1).
На уроке мы закрепим знания правил изображения натюрморта, и нам предстоит создать натюрморт в технике аппликация и графика.
III. Актуализация знаний.
(Познавательные действия: делать выводы, сравнивая разные техники выполнения работы; составлять простой план работы; закрепить полученные ранее знания)
Учитель: На предыдущих уроках вы узнали многое о жанре натюрморта. Вы узнали о том. Что натюрморт – это… (Ответы детей).
Правильно! …это изображение группы предметов, объединенных в единую композицию. А еще, ребята, вы узнали самое, на мой взгляд, главное: чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, он должен быть хорошо составлен и правильно поставлен.
И мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили некоторые правила постановки натюрморта. (Ответы детей).
Учитель: Обобщим сказанное вами.
(Слайд 2).
Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять. В них должна быть заложена определенная тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т.д.
(Слайд 3).
Если расставить предметы далеко друг от друга, в композицию может войти пустота и наоборот, если сблизить предметы – натюрморт получится тяжелым, громоздким.
(Слайд 4).
Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия.
(Слайд 5).
Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных линий.
(Слайд 6).
Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.
(Слайд 7).
Предметы должны быть зрительно уравновешены, но расположены не строго симметрично.
(Слайд 8).
Часто постановка организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме (этот способ композиции был известен художникам с древнейших времен, им пользовались многие мастера), чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.
(Слайд 9).
Относительно свободный, легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед ними, а самый первый план должен быть свободным, открытым. Здесь может находиться, например, только драпировка.
(Слайд 10).
В натюрморте предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
(Слайд 11).
Существенную роль в натюрморте играет фон. Ведь предметы без поддержки фоном не будут иметь своей выразительности.
(Слайд 12).
Учитель: А теперь посмотрите на следующий слайд и ответьте, какие два натюрморта представлены вашему вниманию? (Ответы детей: декоративный и реалистический натюрморты).
Учитель: Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей: предметы в первом натюрморте реалистичные, а на декоративном — нет).
Учитель: В декоративном натюрморте предметы стилизованы, упрощены. А какие материалы можно использовать для создания декоративного натюрморта? (Ответы детей: цветную бумагу, графические рисунки, пластилин, ткань, природные материалы).
Учитель: Мы с вами сегодня и будем использовать цветную бумагу и графические рисунки. А значит, мы будем работать в технике аппликация. Как вы видите, ребята, формат листа может быть вертикальным и горизонтальным. (Учитель демонстрирует работы, выполненные в технике аппликация).
Учитель: Но до того как вы приступите к работе, нам необходимо представить будущий натюрморт. Каким он будет?
(Регулятивные действия: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии; работать по предложенному плану использовать презентацию; учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки)
IV. Физкультминутка. (Упражнения для глаз). Здоровьесберегающая технология.
V. Инструктаж по технике безопасности
VI. Практическая работа.
(Коммуникативные действия: высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу; слушать и понимать других, развивать свою внимательность, договариваться о правилах выполнения коллективной работы, учиться выполнять свою роль в группе)
1 группа – натюрморт в теплых тонах.
2 группа – натюрморт в холодных тонах.
Учитель: Подберите бумагу по цвету и определите, каким будет фон. Вырежьте несколько цветных силуэтов простых домашних предметов (кувшин или ваза, кружка, круглое блюдо или кухонная доска), а также силуэты нескольких фруктов. А теперь составьте из них натюрморт.
3 группа – черно-белая графика
4 группа – введение 1 цвета.
Учитель: Вырезать силуэты стилизованных форм предметов быта. Создать декоративные фигуры, графическое декорирование предмета быта. Расположить предметы на всей плоскости листа так, чтобы это было выразительно и интересно. Подклеить силуэты предметов за уголки, не передвигая.
(Личностные результаты: оценивать ход творческих работ как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей; объяснять оценки однозначно оцениваемых творческих работ (хорошо/плохо) с позиции эмоциональных, нравственных ценностей; в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей)
Во время практической работы учитель проводит инструктаж по ТБ (работа с ножницами) и ведется текущий контроль:
1. Организация рабочего места.
2. Правильность выполнения приемов работы и соблюдения правил безопасности.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
VII. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся. Выставление оценок.
2. Заключительное слово.
Учитель: Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали новое, а самое главное создали работу своими руками, которая обязательно украсит интерьер вашей комнаты.
3. Домашнее задание.
Список литературы:
1. Горяев В.Г., Неменская Л.А. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» .-М.: «Просвещение», 2005.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс.-М.: «Просвещение», 2006.
3. Красновская Н.Искусство натюрморта. –М.: ОЛМА-Пресс, 2005.
4. Яшухин А.П. Живопись.- М.: «Просвещение», 1985.
Карточки-задания
Натюрморт-аппликация в холодных тонах
|
Натюрморт в графике – аппликация (черно-белый)
|
Натюрморт в графике – аппликация (с введением 1 цвета)
|
СИНКВЕЙН
Синквейн | |
| Силуэт |
| Черный и белый |
| Изображает, выражает, выделяет |
| Правдиво, выразительно характеризует объект |
| Контраст |
«Синквейн» – это французский стихотворный жанр, не требующий рифмы, смысл синквейна укладывается в пяти строках.