МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА
Цель: познакомить с направлением в искусстве — импрессионизмом, историей создания струнных инструментов.
Музыкальный материал: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет»; Я. Френкель «Погоня».
Дополнительный материал: репродукции картины К. Коровина «Бульвар Капуцинов», картин К. Моне, К. Коро и других художников-импрессионистов.
Ход урока.
I. История создания струнных инструментов.
На прошлом уроке мы начали разговор о музыкальных красках — тембрах. Сегодня мы продолжим разговор, поговорим о струнных инструментах и о необыкновенном направлении в искусстве — импрессионизме.
Среди всех музыкальных инструментов самый красивый, самый выразительный и волнующий звук у струнных. Проматерью всех струнных является арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры. Случилось это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она красиво звучит. Тогда он решил натянуть еще одну тетиву, так и получились уже два музыкальных звука разной величины. Можно было сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие -возник первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия, столетия. К первым струнам добавлялись новые и новые, но музыкальный инструмент сохранял форму лука. Его держали в руках и играли на нем, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии. Ассирии, Древней Греции и Риме. В средние века арфа завоевывает Европу. Особенно славились ирландские арфисты, исполняющие свои предания — саги под аккомпанемент арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.
Потом люди заметили, если струны натянуть не на тетиву лука, а на пустую внутри емкость, звук получится красивее. Эту емкость делали разной формы и величины, да и струны к ней крепились неодинаково. Так возникли разные инструменты, каждый со своим особенным тембром — лютня, гитара, мандолина, гусли, цимбалы. Способ игры на них также вырабатывался разный. На некоторых играли пальцами (гитара) или специальной пластинкой — плектром, которым цепляли за струны (мандолина). На других — с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и… фортепиано.
Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук? А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок-палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок дотрагивается до нее. Так появилась целая группа инструментов — струнных смычковых. Их делали большими и маленькими. И звук у них был более высокий или более низкий.
Современные смычковые — скрипка и возникшие за нею альт, виолончель и контрабас — похожи и отличаются в основном размерами. Их форма напоминает форму древней виолы. Струнные смычковые играют главную роль в симфоническом оркестре. Это самая важная и самая многочисленная группа инструментов. Они исполняют ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых произведениях слышится пение скрипок, виолончелей, иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а иногда и драматически напряженное.
В симфоническом оркестре есть и современная арфа. Звучит она очень поэтично. Композиторы используют ее, когда надо создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.
II. Знакомство с направлением в искусстве — импрессионизмом.
Во второй половине XIX века в европейском искусстве появляется направление импрессионизм. Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессионистов. Пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление (impression). Восходящее солнце». Критик Леруа в сатирическом отчете зло высмеял этих мазил — «впечатленщиков». Они же признали правильной уничижительную кличку и увековечили ее в истории культуры. Движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Моне, К. Писсарро, Э. Дега, О. Ренуар. (На доске вывешиваются репродукции картин).
— Посмотрите внимательно, что характерно для всех авторов. Что необычно?
(Новое ощущение света и цвета, перспективы, внимание к фактуре мазка, отход от больших социальных тем, сосредоточенность на «красоте мига» — «остановись, мгновенье — ты прекрасно!»)
На доске репродукция картины К. Коровина «Бульвар Капуцинов».
Что вы можете сказать о картине? Каково ваше впечатление?
III. Слушание. К. Дебюсси «Празднества».
Вопросы для обсуждения:
1. Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния?
2. Тембровые краски каких групп инструментов симфонического оркестра использовал в своей картине композитор (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)?
3. Какой тип музыки (песенный, танцевальный, маршевый) положен в основу симфонической картины «Празднества»? В какой форме она написана?
4. В какой части произведения К. Дебюсси вы заметили такой ритм? На каких инструментах можно исполнить этот ритмический аккомпанемент?
Не спеша, очень ритмично
5. Соответствует симфоническая картина К. Дебюсси тому названию, которое ей дал автор? А картине?
IV. Исполнение песни «Погоня» Я. Френкеля.
Отработка вокально-певческих навыков.
V. Итог урока.
Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-х частной форме. В крайних частях — мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала.
В средней — праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам (три трубы с сурдинами звучат таинственно и завораживающе). Музыка «Празднеств» очень «живописная», то есть вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы — картины природы, картины народного гулянья.
Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси (современник М. Равеля) был выдающимся мастером звуковой живописи. Он написал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к симфонической картине К. Дебюсси «Празднества».
Использованная литература:
Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.