Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №148»
Согласовано:
МО учителей технологии,
ИЗО, музыки, физкультуры
МОУ «СОШ №148»
Утверждаю
Директор школы
Л.И. Леневич
Приказ №___от_______2011г.
Образовательная программа кружка
для учащихся 1-х классов
на 2011 – 2012 учебный год
«Изонить»
Составила: Румянцева Ирина Геннадьевна
учитель технологии и ИЗО
II квалификационной категории
г. Омск
2011 год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Изонить» является программой художественно-эстетической направленности.
Изонить — техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художествен-ного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;
изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.
Изучение изонити направлена на достижение следующих целей:
1. Развитие математических представлений
Раздел «Геометрическая форма».
Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
Дать понятие об окружности, хорде разной длины и ее направлении.
Раздел «Количество и счет».
Упражнять детей в количественном и порядковом счете.
Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
Закрепить понятие, что результат количественного счета не зависит от начала отсчета и направления счета.
Дать понятие о точке отсчета.
Раздел «Ориентировка на плоскости».
Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
2. Сенсорное развитие
Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
3. Умственное воспитание
Развивать абстрактное мышление.
Обучить плоскостному моделированию — умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
Закрепить понятие «зеркальное изображение».
4. Трудовому воспитанию
Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
Научить работе с трафаретом.
Научить технике работы с изонитью.
5. Физическое воспитание
Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
6. Нравственное воспитание
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
7. Эстетическое воспитание
Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
Воспитывать эстетический вкус.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
8. Развитие речевой блока
Развивать активный и пассивный словарь детей.
Развивать объяснительную и доказательную речь.
Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.
На занятиях учащиеся приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Отличительные особенности программы
Программа рассчитана на полный курс обучения детей 1 классов новой для них технике. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта учащихся детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных сюжетно-тематических композиций. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей. Программа сочетается с преподаванием образовательной области «Искусство» по УМК Б.Н. Неменского «ИЗО и художественный труд», не дублируя при этом урочный материал, а дополняя его работой в новой технике с использованием других инструментов (шило, игла)
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Изонить» адресована учащимся начальной школы 6-8 лет, составлена из расчета 33 часа на курс.
Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года. По желанию детей занятия кружка могут быть продолжены, при этом на последующих курсах обучения выполняются более сложные изделия.
У учащихся начальной школы могут возникать трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь учитель. На начальном этапе овладения техникой изонити лучше заранее приготовить для детей иголки с нитками и сделать разметку будущего рисунка на картоне.
Длина нити на занятиях по нитяной графике имеет большое значение: ее должно хватить на заполнение одного угла. В качестве вспомогательного материала детям лучше предлагать бусины или бисер, но отверстия в нем должны быть достаточно большими.
Группа учащихся не должна превышать 10 человек, чтобы учитель мог оказать каждому достаточную помощь и осуществлять качественный контроль за соблюдением техники безопасности при работе с колющими инструментами. Технология при групповом методе обучения может применяться только со второго или третьего класса. Сам педагог должен очень хорошо владеть данной техникой.
Технологии обучения:
Ведущими технологиями при изучении курса являются технология мастерских, проектная деятельность.
Предполагаемые результаты обучения
Знать/ понимать
термины основных изучаемых понятий;
назначение и свойства материалов;
назначение применяемых ручных инструментов;
виды, приемы и последовательность выполнения операций;
Уметь
рационально организовывать рабочее место;
изготовить простую работу в технике «Изонить»;
работать по технологическим картам;
выбирать материалы и инструменты для выполнения работ;
выполнять операции с использованием ручных инструментов;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и трудовой деятельности;
создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов;
обеспечения безопасности труда;
Сроки реализации.
Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 2011-2012 учебном году.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
• Методические разработки конспектов занятий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
• Участие в районных и областных выставках и конкурсах.
Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике изонити
Для работы учащимся потребуются:
Иголка с широким ушком.
Цветные катушечные нитки №20 — №40.
Ножницы.
Шило (короткое) его можно заменить булавкой с шариком на конце.
Кусок мягкой резины 1 см толщиной.
Цветной и белый картон 10*15 см.
Линейка. Её могут заменить трафареты (углов, окружностей, фигурные лекала).
Скотч узкий.
Тематический план
Название темы | Количество часов | |
1 2 3 4 5 6/7 8/9 10/11 12 13 14 15 16/17 18/19 20 21 22 23 24/25 26-28 29/30 31/32 33 | Раздел I. Введение Подготовка к работе с изонитью. Раздел II. Углы Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой). Грибок. Домик. Зонтик. Закладка. Снежинка. Кленовый лист. Ёлочка. Раздел III. Окружности Изображение окружности. Мячик. Снеговик. Узор из углов и окружности. Птица. Узор в круге. Солнышко. Раздел IV. Спираль Изображение спирали. Волна. Перо Жар-птицы. Улитка. Раздел V.Создание рисунка, используя разные элементы Матрешка. Грибок Черепаха Подведение итогов. Выставка готовых изделий. Итого | 1 1 11 1 1 1 1 2 2 2 1 8 1 1 1 2 2 1 5 1 1 1 2 8 3 2 2 1 33 |
Список литературы:
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск, 1993.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников/ Н.Н.Гусарова. – Санкт-Петербург, 2008.
Торгашова В.Н. Рисуем нитью/ В.Н Торгашова. – Москва, 2010.