ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА















«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»











Выполнил: Чернов Дмитрий Александрович,

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение……………………………………………………

2

  1. Современный урок изобразительного искусства……….

3

  1. Роль ИКТ-технологий в учебном процессе……………..

7

  1. Особенности применения ИКТ на уроках изобразительного искусства. Из опыта работы………………..

9

  1. Использование компьютеров на интегрированных уроках по изобразительному искусству. Из опыта работы……

19

  1. Заключение………………………………………………..

22

  1. Литература…………………………………………………

24

  1. Приложения………………………………………………..

25

ВВЕДЕНИЕ.



Современная система образования в России переживает большие изменения. В Законе Российской Федерации об образовании указывается, что это образование, его содержание является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Обеспечивая самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, образование должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Одним из аспектов формирования личности является, как известно, эстетическое воспитание. Будучи целенаправленным процессом формирования у учащихся развитого эстетического сознания и вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательного процесса и как бы «пронизывает» их, во многом предопределяя его эффективность. Осуществление процесса эстетического воспитания в общеобразовательной школе в большей мере происходит на уроках изобразительного искусства.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА



Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего — с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного — с формированием нравственных качеств личности.

Воспитательный аспект. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии. На уроке искусства нас интересует прежде всего деятельность ученика как субъекта, личности, воспринимающей искусство, рефлексирующей и участвующей в активном осмыслении, творческом претворении полученного. Вне искусства не прорастают ни интеллект, ни ассоциативное мышление, ни самоирония, ни интуиция, ни внутренняя свобода. Воспитание не происходит в один момент, на одном уроке, для его формирования необходимо время, поэтому внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть активным и постоянным.

Развивающий аспект связан со структурой личности ребенка. Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его воспитания и обучения, и становится результатом правильно организованного обучения и воспитания. В примерный перечень учебно-воспитательных задач, которые можно осуществлять на уроках изобразительного искусства с целью развития личности ребенка, входит: развитие речи, мышления, сферы чувств, двигательной сферы и др.

С целью развития речи ребенка следует: обогащать и усложнять словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность); овладевать выразительными средствами языка.

С целью развития мышления формируются умения: анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют также развитию воображения и фантазии.

С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, интонаций.

С целью развития двигательной сферы ребенка учат: владению моторикой мелких мышц; умению управлять своими двигательными действиями.

Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем.



Современный урок изобразительного искусства как часть общего процесса обучения в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам процесса обучения и несёт в себе особенности предметного содержания — эстетической действительности, выраженной языком пространственных искусств, или, говоря доступным языком, его содержанием выступает эстетическая действительность, выраженная языком искусства.

Умелое сочетание обще дидактических принципов и методов обучения с принципами и методами художественной педагогики является одной из основ преподавания изобразительного искусства в школе.

Характерные признаки современного урока изобразительного искусства:

-художественность (целостность, образность, ассоциативность, эмоциональность) как принцип организации;

-активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся как опыта отношений мира и человека;

-развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах языком пространственных искусств;

-акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;

-развитие художественно-творческих способностей учащихся;

-сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;

-функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного, заинтересованного диалога;

-свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;

-диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;

-художественное пространство осуществления урока изобразительного искусства (кабинет), современные средства и оборудование.

Тенденции развития урока в школе – формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса – в значительной степени расширили понимание формы классно-урочного обучения. Появились урок-игра, урок-путешествие, урок-диспут, урок-экскурсия, урок-конференция и т. д. Кроме того, в школе существуют и другие формы обучения, «генетически» связанные с образовательным процессом на уроке.

Дополнительные формы учебной работы:

— пленэр, когда учебные задачи требуют практического освоения особенностей языка живописи в условиях естественной среды;

— экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал, парк и т. п.);

— консультация, смыслом которой является проработка неясных, трудных вопросов;

— дополнительные занятия, на которых группой или индивидуально учащиеся могут восполнить пробелы по той или иной теме.

РОЛЬ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ



При интенсивном развитии информационного общества встает вопрос выбора направлений применения компьютеров, в том числе и в учебном процессе. Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.

В результате использования персонального компьютера происходит индивидуализация процесса обучения: каждый усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. Интерактивные технологии очень хорошо сочетаются и накладываются на личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии. Здесь каждому предоставляется возможность самореализоваться, проявить свои способности, знания и умения.

Основные методы использования ИКТ на уроках:

1. Использование электронных наглядностей:

— представление материала с помощью компьютера (презентации);

— видео материал;

— аудиоматериал;

— интерактивная доска

2. Отработка определенных навыков и умений:

— выполнение различных математических и статистических расчетов, построение диаграмм, графиков);

— использование текстового редактора;

— использование электронных учебно-методических комплексов;

3. Диагностика и рейтинговая оценка (контроль знаний):

— тестовый контроль знаний (с помощью специальных тестовых программ или мультимедийной презентации);

4. Организация исследовательской деятельности обучающихся.



Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки изобразительного искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на уроках изобразительного искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.



ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ



Одним из очевидных достоинств урока с применение ИКТ на уроках изобразительного искусства является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно. Например, изложение исторических событий и фактов может сопровождаться показом слайдов с картами, схемами и фотографиями.

Изобразительное творчество — одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует… Но наступает тот момент, когда юный художник отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему? Здесь на помощь может прийти компьютер.

Основная цель предмета «Изобразительное искусство» — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности. 

Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов. 

Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

Сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Из обилия концепций, теорий, технологий и методик необходимо отобрать те, которые смогли бы помочь создать такую систему работы, которая бы учитывала особенности уроков изобразительного искусства, сообразуясь с особенностями детей и реалиями современного общества.


Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», спокойно впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно — эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

В настоящее время существуют различные диски по искусству, содержащие огромное количество информации, но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план — конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Исходя из своего собственного опыта, я считаю, что лучше всего создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются мультимедиа презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентация может быть использована на уроках — лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое.

Тестовые задания. Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

Уроки с мультимедийными презентациями и слайд-фильмами широко использую:

  • во время знакомства с творчеством художников;

  • при изучении жанров изобразительного искусства;

  • при изучении тем по декоративно – прикладному искусству;

  • при изучении законов композиции. Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки;


Я пытался экспериментировать: в одном классе давал урок старым способом – проходил по рядам от первых до последних, показывал вырезки с фотографиями или репродукциями, а в другом – ребята смотрели презентацию темы на большом экране. Благодаря большому формату ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на учащихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.

После изучения теоретической части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части урока тоже возможны варианты. Например, показ последовательности работы над рисунком на доске. Рисую стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов. При работе с красками к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. Делаю вывод, что такой метод не эффективен, получается низкий результат. Или при использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию.


Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint”. Все дети, включая самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. (Приложение 1)


Большим подспорьем в работе учителя является наличие в классе интерактивной доски. Ее применение на уроке даёт учителю изобразительного искусства, ряд преимуществ:

  • можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами (например, разгадывать всем классом кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране).

  • всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

  • работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу всему классу (например, выполнить анализ композиции картины, выстроив композиционную схему прямо по репродукции).

  • благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Включенные в состав программного обеспечения интерактивной доски различные спецэффекты позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока (например, с помощью экранной лупы можно рассмотреть отдельные детали картины с увеличением).

  • при подготовке к уроку не обязательно использовать интерактивную доску, достаточно иметь на компьютере то же самое программное обеспечение, что и для интерактивной доски. Это позволяет готовить и подбирать нужные материалы к уроку на любом компьютере (например, домашнем).

  • можно применять свои ранее созданные презентации, без каких — либо изменений или переработать их с использованием возможностей интерактивной доски, сохранив изменения в данном программном обеспечении.

К сожалению, на современном этапе в российских школах отсутствует достаточное количество этих технически сложных, а значит достаточно дорогих средств. А где-то их нет вообще. Другой проблемой активного применения ИКТ-технологий является низкая или недостаточная компетенция учителя. Как показывает практика не все учителя, особенного пожилого возраста (а таких в российских школах, в силу объективных причин, огромное количество) способны или вообще хотят повышать свою компьютерную грамотность. При этом со стороны государства делается все возможное как для повышения квалификации учителей, так и для укрепления материально-технической базы образовательных учреждений.


В последние годы для совершенствования и оптимизации работы педагогов, улучшения образовательного процесса Министерством образования и науки РФ создан специализированный ресурс – портал с банком готовых электронных образовательных ресурсов. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 – ориентированных на профессиональное образование. В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. (Приложение 2).

В своей практике я активно использую данные готовые ЭОРы: это и лекции об отдельной картине, или творчестве какого-либо художника, контрольные задания, или объяснение нового материала.


Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране (Приложение 3):

— информация на экране должна быть структурирована;

— визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

— темп работы должен варьироваться;

— периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;

— содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

Активное использование ИКТ-технологий, к сожалению, зачастую приводит к следующей проблеме в работе учителя – несоблюдение санитарно-гигиенических норм учащимися при работе за компьютером, а также учителем — при показе визуальных материалов урока. (Приложение 4) .Необходимо в своей работе неукоснительно соблюдать утвержденные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ


В своей педагогической практике мне кроме уроков изобразительного искусства, в силу объективных причин приходится вести и уроки информатики. Учебный план нашего образовательного учреждения составлен таким образом, что «информатика» как предмет преподается в 3,4 классе, а затем только в 8 и 9 классах. Такой «пробел» в изучении предмета негативно сказывается на уровне компьютерной грамотности учащихся, их умений и навыков в работе с компьютером. Поэтому я решил в своей педагогической деятельности активно вводить интегрированные уроки информатики и изобразительного искусства.

Например, в 7 классе во 2 четверти этому посвящен целый раздел – 7 учебных часов. Два (2) часа из них посвящены повторению и изучению графического редактора «Paint», приемам работы с его инструментами. А пять (5) часов – на выполнение практических занятий. (Приложение 5).

В 5 и 6 классах также проводятся интегрированные уроки. Одним из видов таких занятий является самостоятельная работа учащихся в сети Интернет по составлению доклада, реферативной работы или исследования на определенную тематику, с последующей защитой данной работы перед аудиторией класса с презентацией. Кроме развития творческих способностей учеников и расширения кругозора у учеников еще и появляются новые навыки в работе с компьютерными технологиями. Широко используемый данный метод проектов помогает учащимся в дальнейшей учебной деятельности, а приобретенные компьютерные навыки составлять презентации, буклеты, сообщения и на других предметных дисциплинах (литература, культура родного края, профориентационная подготовка). (Приложение 6).

Большим подспорьем с моей работе стало оснащение компьютерного класса школы (в котором проводятся и уроки изоискусства) в 2012 году современными моноблоками, которые поступили в образовательные учреждения в рамках модернизации системы образования. В комплект поступившего компьютерного класса входило специализированное программное обеспечение по управлению компьютерами учащихся с автоматизированного рабочего места учителя. Оно позволяет дистанционно следить за работой ученика на конкретном компьютере, также дистанционно выставлять отметку за выполненное задание, не вставая со своего рабочего места исправить или подсказать на ошибку в работе ученика, провести тестовое контрольное задание с автоматической отметкой, показать учащимся презентацию, видеофильм, заблокировать компьютер, если ученик отвлекается на посторонние занятия. К сожалению, в связи с новизной данного оборудования, я пока не встречал каких-то опубликованных наработок, планов уроков, проведенных занятий учителей всех специальностей с использованием этих программно-технических средств. Но мной ведется активная самостоятельная работа по воплощению и апробации данной методики, как на уроках изобразительного искусства, так и информатики. (Приложение 7).


Для того чтобы оценить эффективность и успешность работы в использовании персональных компьютеров для формирования учебной компетенции на интегрированных уроках можно выделить следующие критерии:

  • формирование способности и готовности, учащихся к созданию мультимедийных проектов, позволяющих оценить степень сформированности учебной компетенции по предметам:

— грамотное и эффективное использование ИКТ в учебной деятельности;

— предъявление индивидуальных исследовательских и проектных работ с использованием ИКТ вне урока;

— создание первичного накопительного банка «электронного портфолио обучающегося»;

  • результативность работы педагогов, методическая грамотность в использовании медиаресурсов на интегрированном уроке:

— частота и оправданность использования ИКТ на уроке в соответствии с учебным планом ОУ;

— создание и активное использование электронных дидактических материалов;

— публичное предъявление, защита и/или реализация проектов, распространение опыта;

— повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса;

— положительная динамика мотивации обучения, повышение качества образования в целом.

Вообще интеграция любых (не только изоискусства) уроков с применением ИКТ-технологий позволяет учителю, который видит в каждом ученике уникальную личность, решать задачу обучения всех по-разному, интегрируя знания из различных сфер деятельности человека, и, давая возможность выбора того направления, которое интересно конкретному ученику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате изучения литературы и передового и личного педагогического опыта по применения ИКТ на уроке изобразительного искусства, я сделал вывод, что диапазон использования этой технологии в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели.

Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства очевидны:

знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

широко использовать показ репродукций картин художников;

демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

“оживлять” карты;

“посещать” крупнейшие музеи мира;

“погружаться” в пространство и время;

прослушивать записи песен одновременно с показом картин;

активизировать учебный процесс.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.



ЛИТЕРАТУРА



  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., — М., АСНДЕМА, 2001.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/ .

  3. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, № 5.

  4. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994.

  5. Вартанова Е. Л, Медиаобразование в школе — Сборник программ для преподавания дисциплин. — М.: Медиа Мир, 2010.

  6. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. — М.:Педагогика, 1987.

  7. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. — 1996. — №1.

  8. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей — М., 1997.

  9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. — М.:Школа-Пресс, 1994.

  10. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. — 2001. — №5.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Работа в графическом редакторе над темой «Первый снег»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендации по использованию элементов оформления презентации

Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм.

К наиболее значимым из них относят:

— стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый;

— дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый;

— нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;

— сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);

— при выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

— наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона:

белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом,

желтый на синем; белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности

— любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;

— фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

— большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее;

— любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания, поэтому для маленьких детей рекомендуется вставлять их в последнюю очередь

— включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

Учет указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

10.18. Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления

10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Фрагмент «Рабочей программы

по «Изобразительному искусству» для 7 класса»

Пояснительная записка. 7 класс.

В план также включен блок по изучению основ компьютерной графики. Учащиеся 7 класса выполняют часть творческих работ с помощью компьютерных технологий.

пп

Раздел

Кол. час.

Тема урока

Тип урока

Цели урока (требования к уровню подготовки)

Домашнее задание

Искусство и компьютерные технологии

2

«Основные приемы работы в графическом редакторе».

Комбинированный

Повторение приемов и навыков работы в графическом редакторе.

Учить записи.

5

Выполнение творческой композиции с использованием ИКТ.

Практический

Формирование умений и навыков выполнения графических и живописных работ средствами ИКТ.

Совершенствовать приемы работы на компьютере.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6



ПРИЛОЖЕНИЕ 7





Свежие документы:  Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Права и обязанности в семье"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: