ПРОЕКТ «Художественное королевство»
Цели проекта:
— Приобщение детей к миру искусства
— Создание художественного королевства и его жителей
— Развитие способности выражать человеческие чувства и мысли через искусство
Задачи проекта:
— Воспитывать чувство прекрасного, развивать творческое воображение, эстетическое восприятие
— Развивать навыки коллективной проектной работы
— Развивать навыки художественно-творческой деятельности, способности творчески самовыражаться
— Научить лепить фигуру человека и передавать характер героев
— Создать архитектурный ансамбль, выполнить декор
— Развивать мелкую моторику рук
Материалы:
— Пластилин
— Бисер
— Пластмассовые бутылочки
Оборудование:
— Репродукции картин (К.Брюллов «Всадница», «Портрет графини Самойловой»,
«Портрет сестер Шишмаревых»)
— Фотографии замков
— Подвижный деревянный макет-человек
— Фотографии и рисунки костюмов XIX века
— Иллюстрации к сказкам (» Золушка» )
Тип групп и количество занятий:
1 группа: возраст — 7 лет; 1 занятие — стены замка
2 группа: возраст — 8 лет; 1 занятие — сад, деревья
3 группа: возраст — 9 лет; 3 занятия — башни, дворец, цирк
4 группа: возраст — 10 лет; 3 занятия — главные герои, составление композиции, цирк
Количество детей в группах: 15 — 17 человек
Время одного занятия: 45 минут
Работа над проектом.
А ты минуй соблазны,
Усвой закон негласный —
Иди мой друг, всегда иди,
Дорогою добра
В летнем школьном лагере в художественной студии «Палитра» я предложила детям создать объемный образ дворца и его жителей — Королевы, Принцессы, Принца, Художника, фрейлин и т.д.
Работа строилась по типу творческой мастерской, где каждый имел свое рабочее место, необходимые материалы и инструменты и мог получить консультацию учителя. Учитель направлял ход работы, давая советы и пояснения, показывал приемы лепки. В процессе работы ребята имели возможность акгивно делиться своими творческими находками, выдвигать и обсуждать идеи. Каждой группе детей, была предложена своя часть проекта, сложность которой была подобрана с учетом возраста участников. Работа проходила в одном помещении, где одна группа детей сменяла другую.
Последовательность занятий была следующей:
1 — 2 занятия. 3 группа
Создание дворца Художественного королевства сторожевые башни
3 — 4 занятие. 4 группа
Образы главных героев
5 занятие. 2 группа
Дворцовый сад, цветущие деревья
6 занятие. 1 группа
Стены дворца
7 занятие. 3 и 4 группы
Создание композиции
В конце каждого занятия (блока занятий) результаты работы группы размещались на отдельной парте, расположенной на видном месте, для того, чтобы каждая следующая группа детей видела результаты работы предыдущей. Это будило фантазию детей, побуждало их к соревновательностию.
Работа над проектом была разбита на этапы:
1 этап. Подготовительный.
Для начала я рассказала детям сказку, которую придумала сама. Эта сказка о добре, о том, что силы добра всегда сильнее, о том, что искусство благотворно влияет на человека, делает его чище, светлее, добрее.
В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в Художественном королевстве произошла одна волшебная история…
В красивом просторном дворце жили-были Королева-Ультрамарин, Принцесса-Алая, Принц-Кадмий и конечно же Художник.
Каждый день Художник писал портреты прекрасных дам, пейзажи живописных окрестностей, натюрморты с цветами и фруктами.
Принц сочинял стихи, овладевал мастерством фехтования и верховой езды, изучал астрономию и историю.
Принцесса была доброй, чуткой, очаровательной и скромной. Она много читала, умела вышивать, красиво пела и танцевала. А еще она ухаживала за прекрасными розами в королевском саду.
Королева была очень умной и образованной, но у нее часто менялось настроение и, когда это случалось, все придворные как могли развлекали ее величество. И вот однажды у королевы с самого утра было такое плохое настроение, что все придворные фрейлины, как ни старались, не смогли развеселить Королеву. И тогда кто-то предложил позвать на помощь Художника.
Королева со свитой находилась в большом овальном зале, освещенном тысячей свечей в хрустальных подсвечниках, с окнами, задрапированными синими бархатными портьерами. Художник, войдя в зал, очень удивился, зачем нужно прятаться от солнца за бархатными портьерами. Но он ничего не сказал Королеве об этом, ведь ему нужно было развеселить ее величество, показать чудо. И Художник придумал как это сделать.
Он пригласил Королеву в свой Волшебный сад. В саду, на мольберте, гости увидели чудесную картину о вольном Ветре, золотом Солнце и ласковом Море. Королева поинтересовалась, как удалось Художнику создать столь чудный пейзаж? И тогда Художник раскрыл секрет волшебной Солнечной краски — Желтой, которая есть тепло, свет и радость, и коснулся кисточкой с желтой краской края великолепного ультрамаринового платья Королевы… Произошло чудо. Платье из ультрамаринового превратилось в изумрудное, а Королева засмеялась от счастья…
— Ребята, как вы думаете, какой стала Королева? (Добродеятельной, понимающей искусство).
Детям очень понравилась сказка. И мы решили воплотить эту сказку в жизнь.
2 этап. Основной.
Создание дворца Художественного королевства. 3 группа.
Знакомство с архитектурой. Показ фотогрфий замков, иллюстраций к сказкам Шарля Перо.
Создание эскизов
Показ приемов лепки башни, объяснение в чем отличие башни центральной от сторожевой, в чем отличие центральной части дворца от целого ансамбля.
Декор башен и зданий дворца.
Показ лепки балконов, арочных окон и дверей, часов.
Возможные приемы лепки роз, выбор цвета. Использование в декоре бисера. Дети придумали как слепить флаг и что на нем должно быть изображено.
Придумали как слепить пушки (ядра), вспомнив Царь-пушку.
Дети по желанию распределили кто из них какую башню и здание будет лепить.
Вместе мы обсудили цветовую гамму архитектурного комплекса, вспомнили о дополнительных цветах и о вариантах использования в декоре различных геометрических форм и линий.
Образы главных гeроев. 4 группа.
Старшая группа детей (4 группа) создавала образы главных героев.
Знакомство с костюмом XIX века. Репродукции картин Карла Брюллова.
Показ иллюстраций к сказке Шарля Перо «Золушка».
Работа над образами Королевы, Принцессы, Принца, Художника.
Каждый ребенок по желанию выбрал для лепки один образ.
Показ подвижной деревянной модели человека. Пропорции человека. Особенности фигуры человека.
Обсуждение образа.
— Какая она, Королева?
— Каким видится вам образ Принцессы?
— Чем отличается Королева от Принцессы? (Характер, наряд, прическа, украшения)
— Дети, каким должен быть Принц? (Характер, внешний вид, наряд)
— Чем принц отличается от Художника? (Берет, камзол)
— А что можно дать в руки Художнику? (Палитру, кисть)
Разработка эскизов.
Работа в объеме.
В процессе работы дети сами придумали укрепить скульптуры Принца и Художника — придать им устойчивость — поместив внутрь ног деревянные палочки.
Декор скульптуры бисером.
Дети с удовольствием подбирали подходящий по цвету и по смыслу бисер к наряду каждого из героев сказки. Принцу решили дать ключ от дворца.
Дети придумали образы придворных дам — фрейлин, скрипачку, решили их
слепить меньшими по размеру и нарядив скромнее, чем главных героев. Никита
Архаров решил слепить рыцаря — охраняющего дворец.
Дворцовый сад, цветущие деревья. 2 группа.
Дети 2-ой группы создавали дворцовый парк.
(Лепка цветущих деревьев)
Беседа. Показ репродукций:
— Врубель «Цветущая сирень», Кончаловский «Сирень»
— Борисов-Мусатов «Весна»
— Иллюстрации к стихам и сказкам Пушкина («У Лукоморья дуб зеленый»)
— фотографии парков (Петергоф)
— Ребята, каким вам видится дворцовый парк? (Красивый, цветущий)
— Как передать объем пластилинового дерева?
— Как передать форму красиво подстриженной кроны дерева?
Дети предлагали различные варианты лепки деревьев, но в итоге мы выбрали один вариант, решив соблюдать определенные правила паркового искусства, харакгерные для европейской классической традиции, когда в парке деревья подстрижены одним способом.
Дети придумали украшения основания дерева — цветные камни, а на кронах некоторых деревьев поместили гнезда птиц с птенчиками и яйцами, а также сказочных райских птиц.
В процессе работы цветы на деревьях было решено лепить несколькими способами. Первый способом были вылеплены розы нежных оттенков, вторым — цветные ромашки, третьим — цветные кружочки, декорированные бисером.
Так создавался дворцовый парк.
Стены дворца. 1 группа.
Самая младшая группа детей создавала стены дворца.
За основу стен взяли картон, а толщину и мощь наращивали пластилином, намазывая его на картон.
В процессе работы Саша Пронин придумал декоративный рельеф стен.
С помощью зубчатого стека он снял слой пластилина — в результате появились цветные «вееры», которые мы прикрепили к дворцовым стенам.
Ворота и мощные двери. Сборка стен. Компоновка в форме прямоугольника.
Создание композиции «Художественное королевство». 3 — 4 группы.
Центральная часть.
Дворцовый парк.
Стены и сторожевые башни.
Сказка подходила к концу. Высился замечательный дворец. Цвели волшебные деревья. Королева в окружении фрейлин вела дружескую беседу с Художником…
Но чего-то не хватало. Не хватало заключительного аккорда, праздника, пира на весь мир русской сказки… И тут детям пришла замечательная идея — к нам в Художественное королевство приехал цирк!
Дети 3 и 4 групп с воодушевлением принялись за разработку цирковой темы.
Работа над созданием образов.
Создание эскизов клоунов и лошадок. Создание объемных образов цирковых
героев. Декор бисером.
И вот Художественное королевство создано.
Картон формата А2 зеленого цвета — фон травы, на нем стоит королевство.
Картон формата А2 синего цвета — озеро. На нем — островок овальной формы. Фон островка — желто-зеленая гуашь. На этом островке — цирковое представление.
Главные герои расположены напротив циркового представления.
3 этап. Заключительный.
Защита проекта в школьном лагере.
Наступил день защиты проекта…
Это был радостный и торжественный день. Дети все вместе переместили наше «Художественное королевство» из студии в просторный музыкальный зал.
Собрался весь школьный лагерь.
Из каждой группы были выбраны по 3 представителя (по желанию).
Дети по очереди выступали, представляя свою работу. Каждый рассказывал о своем вкладе в общее дело.
Старшие дети показали главных героев сказки, рассказали как они работали над образами героев, что им больше всего понравилось в каждом образе.
Рассказали ребята и о дворце, с чего начался их труд по созданию архитектурного комплекса, какие идеи приходили им в процессе работы, о том, что в результате получилось.
Младшая группа детей представляла дворцовые стены и метод их создания.
Вторая группа выступила с цветущим садом и райскими птицами. В завершение представили цирковую тему.
Все вместе спели песню — девиз сказки:
Автор текста (слов):
Энтин Ю.
Композитор (музыка):
Минков М.
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя ведет
Нe как сестра,
Но если с другом худо-
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Но если с другом худо —
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что зта жизнь —
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мои друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Потом все вместе выбирали лучшую группу, но решили, что все молодцы.
— Победила дружба!
Вручение призов (кисти, краски, фломастеры).
Разместили дворей в стеклянной витрине в школьном зимнем саду, чтобы ребята, пришедшие после летних каникул могли увидеть наше творение.
ВЫВОДЫ
Проект цели достиг, дети справились с заданиями, которые были перед ними поставлены. Итогом работы была презентация проекта в школе. Поступило предложение инсценировать нашу сказку, сыграть спектакль.
8