I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Москва, Министерство образования России, «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство». Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Для реализации данной программы используется учебник Ашиковой С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 1 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»).
Количество часов по программе 33 ч., 1 час в неделю.
II. Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены
Задачи курса:
— развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
— воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
— реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
— воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
— расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
— знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности;
— развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной
деятельности.
В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Важнейшим направлением ФГОС НОО 2009 года (далее — Стандарт) является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержании предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:
— патриотизма, ценностного отношения к культурно — историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства — иконами А. Рублева, с народными промыслами;
— интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
— уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
— ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
— нравственных чувств, этического сознания;
— представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
— ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
— ценностного отношения к здоровью.
Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил
техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически
чистых материалов.
III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к изо как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Развитие личности учащегося средствами искусства.
Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта творческой деятельности.
Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
— интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);
— основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;
— эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;
— первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
— положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;
— чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;
— интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;
— основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
— понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни
— внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно -творческой деятельности;
— уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
— мотивации к коллективной творческой работе;
— представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
— личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— принимать учебную задачу;
— оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;
— понимать выделенные учителем ориентиры
— адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
— принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;
— на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
— осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
— воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;
— использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;
— понимать содержание художественных произведений;
— читать простое схематическое изображение.
Обучающийся получит возможность научиться:
— соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
— делать несложные выводы;
— строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;
— соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
— участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
— контролировать свои действия в коллективной работе;
— принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.
Обучающийся получит возможность научиться:
— соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
— обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;
— использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
— следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
— эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
— группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
— владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
— осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;
— называть ведущие художественные музеи России.
Обучающийся получит возможность научиться:
— понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
— принимать условность и субъективность художественного образа;
— сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
— выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
— владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна;
— создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);
— применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
— использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;
— различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
— применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе;
— использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
— создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
— выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
— овладевать на практике основами цветоведения;
— использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
— использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
— выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;
— решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
— передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
— создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
— видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
— изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
V.Содержание учебного предмета
Наименование разделов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
1. 2. 3. | Знакомство с художественными материалами Берем в руки карандаш (базовые упражнения) Берем в руки кисти. Прозрачность акварели Берем в руки кисти. Возможности гуаши | 3ч | применять начальные навыки изображения растений эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ выбирать художественные материалы для создания образов природы знакомство с основными и составными цветами изображать пейзажи использовать простые формы для создания выразительных образов человека древний символ человека, пропорции человека в круге поэтапное изображение рисунка знакомство с изображением человека в разном возрасте знакомство с особенностями изображения детского портрета обобщение знаний, приобретенных на уроках | |
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Природа — главный художник Природа вокруг нас Обитатели неба Обитатели земли Между небом и землей Путешествие воды Живое тянется к солнцу Шире круг (коллективная работа) | 7 ч. | ||
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Мир цвета Знакомство с гуашью Укрывистая и фактурная краска Знакомство с акварельными красками Краски неба и земли Где ночует радуга По законам радуги Зимой и летом — разным цветом Весна и осень — в гости просим Ходит солнышко по кругу Оранжевое небо (коллективная работа) | 10 ч. | ||
21. 22. 23. 24. 25. 26.. 27. 28. | Искусство в человеке Художник-живописец Деревья поведали Скульптор Архитектор Пряничный домик Дизайнер Золотая трава хохломы Изумрудный город(коллективная работа) | 8 ч | ||
29. 30. 31. | Человек в искусстве Человек – звезда Три возраста Рисуем детский портрет | 3 ч | ||
| Резерв | 2 ч | | |
VI. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы контроля | |
план | факт | ||||||
| Первое знакомство. Знакомство с предметом «Изобразительное искусство», учебником и рабочей тетрадью, художественными материалами (в т. ч. видами бумаги) и инструментами. Создание самостоятельного рисунка на основе предложенного алгоритма (учебник и рабочая тетрадь «Лаборатория искусства, с. 1–7; 16; 101–113) | | | | Эмоциональное восприятие художественных произведений. Восприятие рассказа учителя. Участие в беседе, организованной учителем. Знакомство с учебником, его разделами (справочником юного художника, словарем и др.) и условными знаками; с рабочей тетрадью; материалами и инструментами. Апробация некоторых мате- риалов и инструментов. Выбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельная практическая работа. | Уметь ориентироваться в учебном и иллюстративном материале учебника. Эмоционально воспринимать репродукции картин и художественные фотографии. Узнавать знакомые художественные материалы и инструменты для занятий изобразительным искусством. Понимать назначение материалов и инструментов. Иметь представление о правилах работы с инструментами и материалами. Умение ориентироваться в основных и справочных разделах учебника | |
| 2. Старый новый знакомый. Новое знакомство с «простым карандашом» и его помощниками. Строение карандаша и способы работы. Что он знает и умеет (учебник, с. 8–9 и рабочая тетрадь, упр. 1 «Многоэтажный карандаш») | | | | Освоение правильной постановки руки и перемещение пальцев по корпусу карандаша в соответствии с поставленной задачей. Выполнение подготовительных упражнений и рисование с применением разного нажима на карандаш. Отработка движения штриха в определенном направлении от края до края листа | Иметь представление о строении, свойствах и грамотном использовании карандаша. Овладевать различными способами работы с графитным карандашом. Владеть движениями штриха в определенном направлении, используя пространство листа | |
| 3. Характер и выразительность линий. Знакомство с линиями, их названия, характеры и образы в русском изобразительном искусстве (графика русских художников). Рисунок цветными к а р а н д а ш а м и (учебник, с. 9–10, 108–109 и рабочая тетрадь, упр. 2 «Уверенные линии», упр. 3 «Живая линия») | | | | Восприятие фотографий и репродукций художников; наблюдение окружающих предметов. Поиск разнообразных линий в окружающем пространстве, на фотографиях и репродукциях художников. Создание рисунка разными линиями с помощью графитного или цветных карандашей | Уметь применять разнообразные линии в соответствии с образом изображения | |
| 4. Природа вокруг нас. Знакомство с эпохой зарождения изобразительного искусства. Сравнение фото и репродукций художников – общие и отличительные признаки. Рисунок графитным карандашом (учебник, с. 18–19 и рабочая тетрадь, упр. 4 «Послушный карандаш») | | | | Рассматривание, сравнение фотографий и репродукций картин художников. Тонирование графитным карандашом бумаги; растушевка штрихов карандаша; усиление необходимых участков изображения графитным карандашом с сильным нажимом; изображение рисунка ластиком. Оценка своей работы; сравнение с работами одноклассников карандашом с сильным нажимом; изображение рисунка ластиком. Оценка своей работы; сравнение с работами одноклассников | Различать явления природы в художественных произведениях. Относиться к окружающей природе как к ценности, понимать произведения искусства, передающие образы природы. Отличать по внешнему виду фотографии пейзажей и репродукции картин художников. Изображать воздушное пространство с помощью графитного карандаша и растушевки. Управлять нажимом на карандаш и формировать пространство неба и Земли. Создавать рисунок с помощью ластика | |
| 5. Обитатели неба. Знакомство с теми, кого и что можно увидеть в небе на фотографиях и репродукциях картин, по воспоминанию и представлению. Рисунок пастелью на тонированной бумаге (учебник, с. 20–21 и рабочая тетрадь, упр. 5«Светлое на тем ном») | | | | Сравнение изображения неба на фотографиях и репродукциях художников. Знакомство с пастельными мелками и способом рисования на бархатной бумаге. Выбор изображения. Непосредственная работа на бумаге. Оценка своей работы и работ одноклассников. Участие в диалоге с учителем и одноклассниками | Определять по иллюстрациям явления, которые можно наблюдать в небе, эстетически их оценивать. Иметь представление о свойствах и возможностях пастели – нового художественного материала. Управлять силой нажима на пастельный мелок. Осознанно выбирать «персонаж» для рисунка в небе. Овладевать рисунком «светлое на темном» | |
| 6. Обитатели земли. Знакомство с теми, кто живет на земле, с помощью фотографий и репродукций картин художников. Рисунок одного из животных по выбору (учебник, с. 22–23 и рабочая тетрадь, упр. 6 «Живой карандаш») | | | | Рассматривание, сравнение фотографий и репродукций работ художников с изображением обитателей земли. Выбор персонажа. Подбор соответствующего замыслу работы технического приема в рабочей тетради. Рисунок выбранного персонажа графитными или цветными карандашами. Ответы на вопросы учителя. Формулирование и озвучивание вопросов учителю. Оценка своей работы и работ одноклассников | Иметь представление о возможности изображения обитателей земли в живописи и фотографии. Совмещать различные навыки работы графитным карандашом, растушевкой и ластиком при изображении конкретного животного, птицы или рыбы. Находить сходство изображенного на рисунке с реальным персонажем. Понимать некоторые особенности техники графического рисунка | |
| 7. Между небом и землей. Наблюдение за окружающим миром. Расширение кругозора о том, что и кто находятся между небом и землей. Изображение выбранного сюжета (учебник, с. 24–27 и рабочая тетрадь, упр. 7 «Легкий карандаш») | | | | Наблюдение окружающего мира за окном. Рассказ о прежних наблюдениях. Рассказ по представлению. Рассматривание фотоизображений и репродукций художников и детских рисунков в учебнике. Участие в диалоге с учителем и одноклассниками. Обоснование своего выбора определенного явления природы для изображения. Выбор соответствующего художественного материала. Оценка результата своей работы и работы одноклассников | Наблюдать разные явления природы в реальности. Воспринимать природные явления, изображенные художником. Рассказывать о различных явлениях, происходящих «между небом и землей». Подбирать художественные материалы для определенного изображения. Вести диалог с учителем и одноклассниками | |
| 8. Путешествие воды. Концентрация внимания на различных явлениях воды. Диалог на тему. Визуальная информация на фотографиях и репродукциях (учебник, с. 28–29 и рабочая тетрадь, упр. 8 «Удивительный карандаш», упр. 9 «Светлое на темном») | | | | Знакомство с различными состояниями воды с художественной точки зрения. Рассматривание фотографий и репродукций картин по теме. Выполнение упражнений в рабочей тетради. Выбор одного из состояний воды и выполнение рисунка | Наблюдать за объектами природы, понимать их красоту. Воспринимать различные состояния воды. Применять приемы и способы изображения воды в различных состояниях | |
| 9. Живое тянется к солнцу. Рассказ о солнце, как источнике жизни. Изображение растений, тянущихся к солнцу (с. 30– 31) | | | | Восприятие явлений природы, изображенных на фотографиях и репродукциях картин. Ответ на вопрос о настроении, которое передается на иллюстрациях. Рисунок поэтапного роста растений или деревьев. Закрепление навыков работы пастелью на бархатной или пастель- ной бумаге. Оценка своей работы. Участие в диалоге с учителем | Иметь представление о мире птиц, животных, растений и о возможностях искусства в их изображении. Уметь работать пастелью на бархатной или пастельной бумаге. Создавать рисунок по образцу и на основе своего замысла. Участвовать в предварительной беседе, в обсуждении работ. Оценивать свою работу | |
| 10. Шире круг. Итоговая работа учащихся (с. 32– 33) | | | | Участие в групповой работе. Работа по оформлению класса – создание своеобразной выставки детских работ | Обобщать знания, полученные при изучении первого раздела учебника. Уметь применять навыки, полученные на уроках. Участвовать в групповой работе. Проявлять инициативу в оформлении класса | |
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы контроля | |
план | факт | ||||||
| 1. Знакомство с гуашью (учебник, с. 13, 36–37 и рабочая тетрадь упр. 10 «Эксперименты с гуашью») | | | | Смешивание двух красок и получение новой; смешивание на палитре одного цвета с белилами в разных пропорциях, и получение новых оттенков цвета | Иметь представление об одном из основных свойств гуашевых красок – смешивании (превращении). Применять навыки смешивания гуаши и получения новых цветов и оттенков. Понимать важность чуткого восприятия цвета. Различать цвета и разные техники работы кистью | |
| 2. Укрывистая и фактурная краска (учебник с. 13–15, 36–37 и раб. тет( радь, упр. 11 «Вол( шебная кисть») | | | | Подготовительная работа по организации рабочего места. Приготовление красок к работе. Выполнение упражнений из учебника и в рабочей тетради. Смешивание красок, нанесение на бумагу в определенном порядке и наблюдение за свойствами красок на бумаге | Организовывать рабочее место при работе с красками. Подготавливать краски к работе. Иметь представление о дополнительных свойствах гуашевых красок – укрывистости (плотности) и фактурности. Иметь целостное представление о свойствах и возможностях гуашевых красок. Уметь смешивать краски и наблюдать разные свойства красок | |
| 3. Знакомство с акварельными красками (учеб( ник с. 11–12; ра( бочая тетрадь, упр. 12 «Экспери( менты с аква( релью») | | | | Знакомство со свойствами акварели и оборудованием рабочего места. Подготовка красок и инструментов к работе. Работа с красками в различных техниках | Знать и применять правила и приемы работы с акварельными красками. Иметь представление о различных свойствах и техниках работы с акварелью | |
| 4. Краски неба и земли (учебник с. 38–39; рабочая тетрадь, упр. 13 «Оттенки неба и земли») | | | | Диалог с учителем о пейзаже и особенностях его изображения на плоскости. Выбор материала (гуашь или цветные карандаши). Выбор цветов. Подбор оттенков. Изображение на бумаге | Иметь представление о пейзаже и особенностях его изображения на бумаге. Наблюдать и сравнивать небо и землю не только по цвету, но и по тону (темнее – светлее). Выбирать сюжет рисунка, материал, подбирать оттенки | |
| 5. Где ночует радуга (учебник, с. 40–43) | | | | Участие в диалоге с учителем. Выбор материалов и инструментов. Выбор цветов для изображения радуги. Поиск и выбор сюжета для изображения темы. Выполнение работы на бумаге | Воспринимать радугу как явление красоты. Знать последовательное расположение цветов в радуге. Иметь представление о научном открытии Ньютона. Участвовать в проведении эксперимента в классе. Эстетически воспринимать соотношения цветов в радуге и различных ее изображениях | |
| 6. По законам радуги (учебник с. 44–45; рабочая тетрадь, упр. 14 «Основные и со( ставные цвета») | | | | Знакомство с основными и составными цветами. Изучение цветового круга. Повторение рисунков учебника. Различение основных и составных цветов. Закрепление новых знаний (выполнение заданий в рабочей тетради) | Уметь различать основные и составные цвета. Выделять их в цветовом круге. Называть их на детских рисунках в учебнике | |
| 7. Зимой и летом разным цветом. П р о д о л ж е н и е изучения цветово- го круга (учебник с. 46–47; рабочая тетрадь, упр. 15 «Тепло и холодно») | | | | Знакомство с холодной и теплой цветовой гаммой. Определение на иллюстрациях гаммы цветов, характерных для зимы и лета. Выполнение задания для мальчиков и девочек: мальчикам выполнить рисунок в холодной цветовой гамме; девочкам – в теплой | Воспринимать две половинки цветового круга как две основные цветовые гаммы. Иметь представление о теплой цветовой гамме и холодной цветовой гамме. Рассматривать иллюстрации и делать несложные умозаключения о наличии определенной цветовой гаммы | |
| 8. Весна и осень – в гости просим (учебник, с. 50–51) | | | | Создание нежной цветовой гаммы и выполнение работы с ней (задание для девочек). Создание сдержанной цветовой гаммы (задание для мальчиков) | Иметь представление о расширении границ цветового круга. Различать разбеленные и затемненные цвета; нежные и сдержанные цвета | |
| 9. Ходит солнышко по кругу (учеб( ник, с. 54–55) | | | | Знакомство с изображением разного времени суток в живописи. Выбор времени суток для сюжета своей работы. Выполнение рисунка графитным карандашом. Выполнение работы в цвете акварельными красками с учетом их свойств и возможностей | Иметь представление о взаимосвязи между состояниями дня и сменой цветовых сочетаний неба и земли в разное время суток; устанавливать по иллюстрациям такую взаимосвязь. Уметь передавать на рисунке определенное время суток | |
| 10. Оранжевое небо (учебник с. 56–57) | | | | Создание цветовой композиции. Выбор темы. Распределение на группы-команды. Подготовка бумаги – выкраска. Выполнение эскизов (поиск изображения). Нанесение рисунка на выкрашенную бумагу. Вырезание нанесенных рисунков. Создание композиции на стене по намеченному плану | Уметь работать в коллективе: вести диалог; высказывать мнение относительно решения художественной задачи; отстаивать свою точку зрения; понимать и уступать другому мнению. Видеть целое, работая над деталями | |
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы контроля | |
план | факт | ||||||
| 1. Художник-живописец (учебник, с. 60–61) | | | | Знакомство с творчеством известных живописцев. Изображение избранного объекта (объектов) в живописной манере | Иметь представление об отличительных признаках живописи как одного из видов изобразительного искусства. Уметь наблюдать за объектами природы и в окружающем пространстве. Уметь изображать выбранные объекты на бумаге | |
| 2. Деревья поведали (учебник, с. 64–65) | | | | Знакомство с жанром живописи – пейзажем. Выбор времени года и сюжета для творческой работы. Выбор техники исполнения. Выполнение работы по запланированному и выработанному плану | Уметь находить отличительные признаки пейзажа. Иметь представление о творчестве пейзажиста И. И. Шишкина | |
| 3 . Скульптор (учебник, с. 66–67) | | | | Знакомство со скульптурой как одним из видов изобразительного искусства. Подготовка рабочего места. Лепка из соленого теста. Украшение готового изделия | Иметь представление об отличительных признаках скульптуры. Знать некоторые приемы лепки из соленого теста. Приобрести навыки лепки из соленого теста | |
| 4. Архитектор (учебник, с. 70–71) | | | | Знакомство с архитектурой как одним из видов изобразительного искусства. Воображаемый эскиз архитектурного объекта. Изображение задуманного на бумаге с помощью фломастеров | Иметь представление об отличительных признаках архитектуры. Отличать эскиз (рисунок-проект) архитектурного объекта. Уметь создавать объемную форму домика с помощью пластических материалов | |
| 5. П ряничный домик (учебник, с. 72–73) | | | | Знакомство с творчеством выдающегося испанского скульптора Антонио Гауди. Комбинированный способ лепки – из фольги и пластилина. Украшение готового изделия | Использовать комбинированный способ лепки. Понимать значение профессии архитектора | |
| 6 . Д и з а й н е р (учебник, с. 74–75) | | | | Знакомство с профессией художника-дизайнера. Изготовление веера. Знакомство с разными способами. Выбор своего способа и изготовление веера. Украшение готового изделия | Иметь общее представление о профессии дизайнера, истории ее развития и современных направлениях. Выбирать способы изготовления и украшения веера (решения собственного замысла) | |
| 7. Золотая трава хохломы (учеб( ник, с. 76–77) | | | | Знакомство с одним из видов изобразительного искусства – декоративно-прикладным искусством на примере хохломской росписи. Проба элементов хохломской росписи. Создание рисунка росписи. Выполнение росписи гуашевыми красками | Иметь представление о хохломской росписи. Выполнять отдельные элементы хохломской росписи. Создавать рисунок росписи и выполнять его гуашевыми красками | |
| 8. И зумрудный город (учебник, с. 78–79) | | | | Выполнение различных видов деятельности: лепка, конструирование, рисование | Участвовать в коллективной работе. Сочетать навыки раскрашивания, конструирования, лепки и рисования | |
Раздел 4 «ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ» Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:– устанавливать причинно-следственные связи, делать сравнения и формулировать выводы. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
| |||||||
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы контроля | |
план | факт | ||||||
| 1. Человек-звезда (учебник, с. 82–83; рабочая тетрадь, упр. 16 «Человек, как звезда…») | | | | Тренировочный рисунок построения звезды. Рисунки фигур человечков на основе пятиконечной звезды | Иметь начальное представление о простейших способах изображения человека на основе формы и пропорций пятиконечной звезды | |
| 2. Три возраста (учебник, с. 84–85) | | | | Изображение фигуры человека различной высоты | Уметь (на доступном уровне) изображать фигуры людей разного роста | |
| 3. Рисуем детский портрет (учебник, с. 88–89, рабочая тетрадь, упр. 17 «Это – ты, это – я…») | | | | Знакомство с одним из способов рисунка портрета. Построение рисунка портрета одноклассника или автопортрета | Знать один из способов создания портрета. Осуществлять построение рисунка портрета (автопортрета) | |
Резерв – 2 часа |
VII. Описание материально — технического обеспечения образовательного процесса
Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 1 класса / под ред. А.А. Мелик_Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, построению орнамента;
открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества