Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ №9
__________________ Андрюхина Т.Е.
30. 08. 2013 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство
1 В класс
Составитель:
Климова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство» для 1 «В» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Курс «Декоративно-прикладное искусство» представляет систему занятий для детей 1 класса.
Курс включает 66 занятий: два занятия в неделю, 33 учебных недели. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Продолжительность занятия в 1 классе – 35-40 минут.
Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
5.Формирование умения решать творческие задачи.
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
— исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
— беседы, диалоги;
— эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
— коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
— индивидуальная работа;
— экскурсии;
— праздники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
— определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
— в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
— развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…),
— формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (» Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия: («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий;
— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
— учиться работать по предложенному учителем плану;
— учиться оценивать результат работы — отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
— учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
— слушать и понимать речь других;
— совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
— получение первоначальных представлений о видах декоративно-прикладного искусства;
— получение представлений о значении труда в жизни человека и общества и важности правильного выбора профессии;
— приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
— использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Кроме того, осуществляется подготовка к третьему уровню результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
— удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
— сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
тестирование;
анкетирование;
демонстрации;
— выставки творческих работ.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебно-материальная база
Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +20С при влажности 40-60 %.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.
На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.
Оформление:
— таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);
— сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);
— постоянно действующие выставки изделий.
Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.
Обеспечение программы:
Материалы:
бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
ткани различные по цвету, фактуре, видам;
нитки;
природный материал;
клей-карандаш, клей ПВА;
краски гуашь, акварель;
пластилин, глина.
Инструменты и приспособления:
Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисти, стеки, подкладная доска.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программу включены следующие разделы:
Работа с природными материалами
Работа с бумагой
Работа с нитками
Работа с тканью
Выставки, экскурсии, праздники.
Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрено участие в выставках.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие 1 ч.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.
Работа с природными материалами 11 ч.
Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Техника безопасности при работе с природными материалами.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями. Гербарий «Деревья нашего края», «Картинки из листьев». Оформление панно. Поделки из желудей, каштанов.
3. Работа с бумагой 18 ч.
Аппликация: знакомство с различными видами аппликации, с техникой оригами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков, лодок; объемные игрушки (конусные поделки): забавные звери. Проведение конкурса.
Практическая работа: трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание, сминание. Выполнение творческих работ в технике аппликации, бумажной пластики.
4. Лепка 10 ч.
Выразительные возможности мягкого материала для лепки — глины и пластилина, солёного теста. Знакомство с изделиями из глины в народных промыслах.
Практическая работа: лепка фруктов, ягод, овощей, насекомых; лепка и раскрашивание посуды; «Закликаем птиц весной!» — лепка фигурок птиц. Оформление выставки «Мы — скульпторы»
5. Роспись 12 ч.
Знакомство с видами росписи в народном декоративно-прикладном искусстве.
Практическая работа: создание эскизов образцов декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка, гжель, хохломская роспись, виды матрёшек, филимоновская игрушка.
Работа с различными тканями и нитками 12 ч.
Знакомство с видами нитей и ткани, техника безопасности при работе с тканью. Знакомство с образцами народного искусства – народный костюм, вышивка, кружево, вязание.
Практическая работа: изготовление поделок из ниток: «Кукла-мартиничка», «Шар из ниток (ажурный кокон)», «Аппликация из ниток»; поделки из ткани: «Аппликация из ткани».
7. Отчетная выставка работ школьников 2 ч.
Подведение итогов работы в учебном году. Подготовка итоговой выставки работ в классе. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки работ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |||||
всего | теория | практика | план | факт | ||||
I. | Вводное занятие | 1 | 1 |
|
|
| ||
| 1 | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. |
| 1 |
|
|
| |
II. | Работа с природными материалами | 11 | 2 | 9 |
|
| ||
| 2 | Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. |
|
| 1 |
|
| |
| 3. | Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Техника безопасности при работе с природными материалали |
| 1 |
|
|
| |
| 4. | Оформление гербария «Деревья нашего края» |
|
| 1 |
|
| |
| 5. | Оформление гербария «Деревья нашего края» |
|
| 1 |
|
| |
| 6. | Знакомство с образцами изделий из природных материалов – дерево, лоза, береста, камень |
| 1 |
|
|
| |
| 7. | Аппликация «Картинки из листьев» |
|
| 1 |
|
| |
| 8. | Аппликация «Картинки из листьев» |
|
| 1 |
|
| |
| 9. | Оформление панно из листьев, семян. |
|
| 1 |
|
| |
| 10. | Оформление панно из листьев, семян. |
|
| 1 |
|
| |
| 11. | Поделки из желудей, каштанов |
|
| 1 |
|
| |
| 12. | Поделки из желудей, каштанов |
|
| 1 |
|
| |
III. | Работа с бумагой | 18 | 1 | 17 |
|
| ||
| 13. | Аппликация: знакомство с различными видами аппликации. Техника безопасности при работе с бумагой |
| 1 |
|
|
| |
| 14. | Аппликация: геометрический узор |
|
| 1 |
|
| |
| 15. | Аппликация: цветочный узор |
|
| 1 |
|
| |
| 16. | Аппликация из кусочков бумаги: Дары осени |
|
| 1 |
|
| |
| 17. | Аппликация из кусочков бумаги: Дары осени |
|
| 1 |
|
| |
| 18. | Аппликация из рваной бумаги: Цыплята |
|
| 1 |
|
| |
| 19. | Аппликация из рваной бумаги: Букет |
|
| 1 |
|
| |
| 20. | Объёмная аппликация: Цветы |
|
| 1 |
|
| |
| 21. | Объёмная аппликация: Цветы |
|
| 1 |
|
| |
| 22. | Оригами: Изготовление фигурок животных |
|
| 1 |
|
| |
| 23 | Оригами: Изготовление фигурок животных |
|
| 1 |
|
| |
| 24 | Изготовление модели самолёта |
|
| 1 |
|
| |
| 25 | Изготовление моделей лодок |
|
| 1 |
|
| |
| 26 | Игрушки из конуса |
|
| 1 |
|
| |
| 27 | Игрушки из конуса |
|
| 1 |
|
| |
| 28 | Аппликация с элементами оригами: Оформление панно из бумаги |
|
| 1 |
|
| |
| 29 | Аппликация с элементами оригами: Оформление панно из бумаги |
|
| 1 |
|
| |
| 30 | Оформление выставки работ |
|
| 1 |
|
| |
IV | Лепка | 10 | 1 | 9 |
|
| ||
| 31 | Выразительные возможности мягкого материала для лепки — глины и пластилина, солёного теста. Знакомство с изделиями из глины в народных промыслах. |
| 1 |
|
|
| |
| 32 | Лепка фруктов, ягод, овощей |
|
| 1 |
|
| |
| 33 | Оформление коллективной работы: «Корзина Осени» |
|
| 1 |
|
| |
| 34 | Лепка фигурок насекомых |
|
| 1 |
|
| |
| 35 | Лепка фигурок животных |
|
| 1 |
|
| |
| 36 | Лепка фигурок птиц |
|
| 1 |
|
| |
| 37 | Лепка посуды |
|
| 1 |
|
| |
| 38 | Аппликация из пластилина |
|
| 1 |
|
| |
| 39 | Аппликация из пластилина |
|
| 1 |
|
| |
| 40 | Выставка работ «Мы – скульпторы» |
|
| 1 |
|
| |
V | Роспись | 13 | 1 | 12 |
|
| ||
| 41 | Знакомство с видами росписи в народном декоративно-прикладном искусстве. |
| 1 |
|
|
| |
| 42 | Дымковская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки |
|
| 1 |
|
| |
| 43 | Дымковская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки |
|
| 1 |
|
| |
| 44 | Гжель: Знакомство с особенностями росписи, создание эскизов посуды |
|
| 1 |
|
| |
| 45 | Гжель: Знакомство с особенностями росписи, создание эскизов посуды |
|
| 1 |
|
| |
| 46 | Хохломская роспись: Знакомство с особенностями, создание эскиза |
|
| 1 |
|
| |
| 47 | Хохломская роспись: Знакомство с особенностями, создание эскиза
|
|
| 1 |
|
| |
| 48 | Филимоновская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки |
|
| 1 |
|
| |
| 49 | Филимоновская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки |
|
| 1 |
|
| |
| 50 | Виды матрёшек. Семёновская матрёшка: Знакомство с особенностями, создание эскиза |
|
| 1 |
|
| |
| 51 | Виды матрёшек. Матрёшка из Сергиева Посада: Знакомство с особенностями, создание эскиза |
|
| 1 |
|
| |
| 52 | Виды матрёшек. Матрёшка из Полховского Майдана: Знакомство с особенностями, создание эскиза |
|
| 1 |
|
| |
| 53 | Оформление выставки работ |
|
| 1 |
|
| |
VI | Работа с различными нитками и тканями | 11 | 2 | 9 |
|
| ||
| 54 | Знакомство с видами нитей и ткани, техника безопасности при работе с тканью. |
| 1 |
|
|
| |
| 55 | Знакомство с образцами народного искусства – народный костюм, вышивка, кружево, вязание. |
| 1 |
|
|
| |
| 56 | «Кукла-мартиничка»: Знакомство с куклами-оберегами, изготовление кукол из ниток |
|
| 1 |
|
| |
| 57 | «Кукла-мартиничка»: изготовление кукол из ниток |
|
| 1 |
|
| |
| 58 | Изготовление шара из ниток (ажурный кокон): Овощи, фрукты |
|
| 1 |
|
| |
| 59 | Изготовление шара из ниток (ажурный кокон): Овощи, фрукты |
|
| 1 |
|
| |
| 60 | Аппликация из ниток |
|
| 1 |
|
| |
| 61-62 | Аппликация из ткани |
|
| 1 |
|
| |
| 63 | Аппликация из ткани и ниток: Изготовление панно |
|
| 1 |
|
| |
| 64 | Аппликация из ткани и ниток: Изготовление панно |
|
| 1 |
|
| |
VII | Подведение итогов работы за год. Выставка работ | 2 |
| 2 |
|
| ||
| 65 | Подготовка выставки лучших работ |
|
| 1 |
| ||
| 66 | Выставка работ. Выбор лучших работ, награждение победителей. |
|
| 1 |
|
| |
| Итого | 66 | 8 | 58 |
|
|
Литература
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В.Алексеева.-М.,1991.
Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д.Алёхин. – М.,1994.
Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горячева. М., 1991.
Дидактический материал для уроков труда.
Клиентов А. « Народные промыслы» Издательство «Белый город» М. 2006
Конышева Н.М. «Чудесная мастерская». М.: 2005г.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации./ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги/ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов. / Е.И. Коротеева. –М., 2003.
Коротеева Е.И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток/ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Котаргинова Е. Н. «Квиллинг. Бумажная пластика»
Неменский Б.М. Мудрость красоты/ Б.М. Неменский. – М., 1987.
Петрова И. М. «Объемная аппликация»
«Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гардт. 2005г.
« Природный материал и фантазия» автор — составитель Л. И. Трепетунова.2009 г.
Журналы «Юный художник», «Мастерилка» и др.
Сайт вектор-успеха.рф. Конкурс мастер-классов «Бумажное творчество», 2012 год