«Утверждено» Директор МБОУ «Дюркинская средняя школа» ____________ /Т.А.Кукина/ «___»______________2014 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Изобразительное искусство»
в 6 классе
Составитель: учитель изобразительного искусства МБОУ «Дюркинскаясредняя школа» Атяшевского
муниципального района Республики Мордовия
Учеваткина Нина Николаевна
2014 -2015 учебный год.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
5. Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
6. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
7. Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
8. Учебного плана МБОУ « Дюркинская средняя школа»
9. Примерной и авторской программ основного общего образования по изобразительному искусству;
1) Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
— формирование опыта смыслового и эмоционально — ценностного вос-приятия визуального образа реальности и произведений искусства;
— освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
— формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
— развитие творческого опыта как формирование способности к са-мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
— формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
— воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
— развитие способности ориентироваться в мире современной художе-ственной культуры;
— овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
— овладение основами культуры практической работы различными ху-дожественными материалами и инструментами для эстетической ор-ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
2) Общая характеристика учебного предмета, курса:
-краткая характеристика:
Изобразительное искусство в 6 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
— указание на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:
Рабочая программа по ИЗО 6 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2009 год издания).
— какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес данный учитель:
В рабочей программе изменений не внесено.
-общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе учебным планом МБОУ «Дюркинская средняя школа» отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
3).Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение Изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Учебный план МБОУ «Дюркинская средняя школа» отводит на изучение Изобразительного искусства в 6-ом классе 1 час в неделю, в год 34 часа.
II. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка, ч. | Из них | С/р, п/р, зачеты, тесты, ч. | |||
Теоретическое обучение, ч. | Решение задач, ч. | Контр. работа, ч. | ||||
I. | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 8 |
|
|
|
|
II. | Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве | 8 |
|
|
|
|
III. | Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. | 11 |
|
|
|
|
IV. | Человек и пространство в изобразительном искусстве | 7 |
|
|
|
|
Итого: | 34 |
|
|
|
|
III. Содержание учебного предмета, дисциплины
Тема: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
(8 часов)
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок-основа изобразительного искусства. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Тема: Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).
Художественное познание: реальность и фантазия. Изображение предметного мира -натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Тема: Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. (11 ч.).
Образ человека- главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.
Тема: Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов).
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.
В результате обучения в VI классе дети должны знать и уметь:
-особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, гафики, скульптуры;
-основные жанры изобразительного искусства;
-известнейшие музеи своей страны и мира;
-выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства;
-работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
-выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, портретом, пейзажем;
-добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
-передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
-передавать при изображении головы человека ( на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;
-передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний воздушной и линейной перспективы;
-в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
-пользоваться различными графическими техниками: монотипия, линогравюра.
IV. Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Информационное обеспе чение урока (ИКТ) | Дата | ||||||||
план. | факт. | |||||||||||||||||
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов) | ||||||||||||||||||
1 | Изобразительное Искусство. Семья пластических искусств | 1 | Урок изучения новых знаний | Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы | Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура | Знать: — виды изобрази тельного искусства; — художественные материалы и их вы разительные возможности | Устный опрос. Практическая работа | | Подобрать зрительный материал с видами искусств | Мультиме дийная презентация «Виды изобразительного искусства» |
|
| ||||||
2 | Рисунок — основа изобразительного творчества | 1 | Урок формирования новых умений | Рисунок-основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы | Зарисовка с натуры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоскии т. п.) | Знать: — виды рисунка; — графические материалы. Уметь пользоваться графическими материалами | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ | Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел | Наброски с натуры комнатных растений | Мультимедийная презентация «В. Серов. Графика» |
|
| ||||||
3 | Линия и ее выразительные возможности | 1 | Урок формирования новых умений | Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения | Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер(линейный ритм) | Знать: — ритм линий; — роль ритма. Уметь использовать выразительные средства туши | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока | Штриховка. Виды штриховки | Наблюдения за тем, где встречаются линии в природе | Мультимедийная презентация. Работа на компьютере |
|
| ||||||
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | Комбинированный | Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Линия и пятно | Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени) | Знать понятия силуэт, тон, ритм. Уметь: — пользоваться графическими материалами; — видеть и передавать характер освещения | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Наброски с натуры деревьев с передачей тоновых отношений | Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Раint |
|
| ||||||
5 | Цвет. Основы цветоведе-ния | 1 | Комбини рованный | Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота | Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета | Знать: — основные и составные цвета; — теплые и холодные цвета. Уметь использовать выразительные средства гуаши | Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке | Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст | Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту | |
|
| ||||||
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Урок изучения новых знаний | Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи | Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т. д. | Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет» | Художники- импрессионисты | Подобрать материал с объемны ми изображениями | Мультимедийная презентация «Художни- ки-импрессионисты» |
|
| ||||||
7 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Урок изучения новых знаний | Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства | Объемные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся) | Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. Уметь владеть приемами лепки | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Художники- анималисты | Найти ил люстрации с мелкой пластикой | Мультимедийная презентация «Худож- ники-ани- малисты» |
|
| ||||||
8 | Основы языка изображения | 1 | Урок обобщения и система- тизации | Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие, зрительские умения» | Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина | Знать виды изобразительного искусства. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства | Выступления с анализом творческих работ, вы полненных на уроках | | Наблюдения за окружающим нас миром | |
|
| ||||||
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | ||||||||||||||||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | Комбини- рованный | Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника | Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства? | Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Уметь понимать особенности творчества великих русских художников | Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками | | Подобрать иллюстрации натюрмортов | Мультимедийная презентация «Контраст языка изображения в произведениях искусства» |
|
| ||||||
10 | Изображение предметного мира — натюрморт | 1 | Ком- бини- рован- ный | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация | Знать: — основные этапы развития натюрморта; — имена выдающихся художников в жанре натюрморта. Уметь составлять композицию натюрморта | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстрации с натюрмортами | Мультимедийная презентация «Жанр в изобрази тельном искусстве: натюрморт» |
|
| ||||||
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | Ком- бини- рован- ный | Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы | Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида) | Знать: — понятие формы; — правила изображения и средства выразительности. Уметь конструировать из бумаги | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Наброски с натуры простых по форме предметов быта | |
|
| ||||||
12 | Изображение объема на плоскости, линейная перспектива | 1 | Ком- бини- рован- ный | Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве | Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами (карандаш) | Знать: — правила объемного изображения геометрических тел; — понятие ракурса. Уметь изображать в перспективе объем геометрических тел | Творческое обсуждение работ, выполнен- ных на уроке | | Наблюдения за одним и тем же предметом при разном освещении | Мультимедийная презентация «Изображение геометрических тел» |
|
| ||||||
13 | Освещение. Свет и тень | 1 | Урок формирования новых умений | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс | Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши | Знать понятия свет, блик, рефлекс. Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике | |
|
| ||||||
14 | Натюрморт в графике | 1 | Урок изучения новых знаний | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте | Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне | Знать понятие гравюра и се свойства. Уметь работать графическими материалами | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля и т. п.) | Мультимедийная презентация «Гравюра. Офорт» |
|
| ||||||
15 | Цвет в натюрморте | 1 | Урок формирования новых умений | Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т. д. | Знать имена художников и их произведения. Уметь передавать цветом в натюрморте настроение | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подготовить свои работы к итоговой выставке | Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи» |
|
| ||||||
16 | Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и система- тизации изученного | Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве XIX — XX веков. Жанр натюрморта и его развитие | Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника | Знать имена вы дающихся худож ников и их произве дения. Уметь восприни мать и анализиро вать произведения искусства | Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках | | | Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи» | |
| ||||||
Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов) | ||||||||||||||||||
17 | Образ человека — главная тема искусства | 1 | Урок формиро вания новых знаний | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете | Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства | Выступления с анализом произведений известных художников | | Подобрать зрительный ряд с изображением человека | Мультимедийная презентация «Человек в истории искусства» | |
| ||||||
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 | Урок изучения новых знаний | Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т. д.) | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | Творческое обсуждение работ | Академический рисунок черепа и обрубовочной головы (гипс) | Подобрать зрительный ряд с изображением | Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике» | |
| ||||||
19 | Изображение головы человека в пространстве | 1 | Комбини- рованный | Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека | Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы | Знать закономерности конструкции головы человека. Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Академический рисунок | Принести фотографию друга или любимого актера | | |
| ||||||
20 | Графический портретный рисунок и выразительный образ человека | 1 | Комбини- рованный | Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения | Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение | Уметь: — передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете; — пользоваться графическими материалами | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов | Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике» | |
| ||||||
21- 22 | Портрет в скульптуре | 2 | Комбини- рованный | Скульптурный портрет в истории искусства. Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки | Знать: — выразительные возможности скульптуры. — особенности лепки пластическим материалом. Уметь работать с пластическими материалами (пластилином, глиной) | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Жизнь и творчество О.Родена | Подобрать комиче ские изо бражения человека | Мультиме дийная пре зентация «Портрет в скульп туре» | |
| ||||||
23 | Сатирические образы человека | 1 | Урок изучения новых знаний | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве | Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся) | Знать сходство и различия карикатуры и дружеского шаржа. Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различия | Присмотреться к лицам родных и близких людей. Подобрать репродукции портретов | Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Рaint | |
| ||||||
24 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Комбини- рованный | Изменение об раза человека при различном освещении. По стоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении | Наблюдения натуры и наброски(пятном) с изображением головы в различном освещении | Знать: — приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете; — контрастность освещения | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подготовить сообщение о творчестве художника — портретиста | Мультимедийная презентация «Роль освещения в портрете» | |
| ||||||
25 | Портрет в живописи | 1 | Урок изучения новых знаний | Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи | Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи | Знать: — типы портретов — парадный, конный и т. д.); — имена художников и их выдающиеся произведения | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Портрет на фоне пейзажа. «Мона Лиза (Джоконда)» | Подготовить сообщение о творчестве художника — портретиста | Мультимедийная презентация «Портрет в живописи» | |
| ||||||
26
| Роль цвета в портрете | 1 | Комбини- рованный | Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура | Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека — члена семьи, друга (по выбору учащихся) | Знать определение цвета и тона в живописи. Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Биография и творчество Рембрандта | Подобрать репродукции портретов с картин известных художников | Мультимедийная презентация «Цвет и живописная натура» | |
| ||||||
27 | Великие портретисты (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и система- тизации изученного | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах | Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников | Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства | Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках | Художники- портретисты нашего города | Подобрать репродукции картин с изображением пейзажей | Выставка графических и живописных работ учащихся | |
| ||||||
Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов) | ||||||||||||||||||
28 | Жанры в изобрази- тельном искусстве | 1 | Урок изучения новых знаний | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве | Беседа «Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина | Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж исторический, бытовой, батальный др. | Аргументированно анализировать картины, написанные в разных жанрах | Творчество художников родного края | Зарисовки с натуры | Мультимедийная презентация «Жанры изобразительного искусства» |
|
| ||||||
29 | Изображение пространства | 1 | Урок формиро вания новых умений | Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения | Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве XX века» | Знать понятия точка зрения и линия горизонта. Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстративный материал по теме урока | Мультимедийная презентация «Виды перспективы» |
|
| ||||||
3 | Правила линейной и воздушной перспективы | 1 | Урок практиче ского применения знаний, умений | Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов | Знать правила воз душной перспективы. Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстративный материал по теме урока | Мультимедийная презентация «Линейная и воздушная перспективы» |
|
| ||||||
31 | Пейзаж. Организация изображаемого пространства | 1 | Урок практиче ского применения знаний | Пейзаж — как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация. живопись | Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстративный материал по теме урока | Мультимедийная презентация «Пейзаж в искусстве разных народов» |
|
| ||||||
32 | Пейзаж- настроение. Природа и художник | 1 | Урок практиче ского применения знаний | Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит | Создание пейзажа- настроения — работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе | Знать особенности роли колорита в пейзаже-настроении. Уметь применять средства выражения — характер освещения, цветовые отношения | Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы | Биография и творчество художника- мариниста И. Айвазовского | Подобрать иллюстративный материал по теме урока | Мультимедийная презентация «Пейзаж в творчестве импрессионистов и русских художников XIX в.» |
|
| ||||||
33 | Городской пейзаж | 1 | Урок практиче ского применения знаний | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века | Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне | Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстративный материал по теме урока | Мультимедийная презентация «Пейзажи XVII — на чала XX в.» |
|
| ||||||
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 | Урок обобщения и система- тизации изученного | Обобщение материала по темам раздела и года. Повторение жанров изобразительного искусства | Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры | Эстетическая оценка результата работы, проделан ной в течение учебного года | | Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию) | |
|
|
V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины.
1.Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3.Принтер
4.Музыкальный центр
5. Телевизор
6.DVD проигрыватель
VI. Учебно-методическое обеспечение предмета
Список литературы.
Основная литература:
— Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
— Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. — М.: Просвещение, 2011.
— Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
— Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
Дополнительная литература.
— а) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. — М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
— Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..
— Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..
-б) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
Собственные компьютерные презентации;
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки https://muzeinie-golovolomki.ru/
Виртуальный музей искусств https://www.museum-online.ru/
Формы контроля уровня достижений учащихся
№
п/п
Содержание работы
Планируемая дата
Дата по факту
1
Творческая работа № 1
Зарисовка с натуры отдельных растений.
10.09 -15.09
2
Творческая работа № 2
Выполнение по представлению рисунка растений.
17.09 — 22.09
3
Творческая работа № 3
Изображение различных осенних состояний в природе.
24.09 — 29.09
4
Творческая работа № 4
Фантазийное изображение сказочных царств.
01.10 -06.10
5
Творческая работа №5
Изображение осеннего букета.
08.10 — 13.10;
6
Творческая работа №6
Объёмное изображение животных в разных материалах.
15.10 — 20.10
7
Контрольная работа № 1
22.10 — 27.10
8
Творческая работа № 7
Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов.
12.11 — 17.11
9
Творческая работа № 8
Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
19.11 — 24.11
10
Творческая работа № 9
Изображение конструкций из нескольких геометрических тел.
26.11 — 01.12
11
Творческая работа № 10
Изображение геометрических тел из гипса.
03.12 — 08.12
12
Творческая работа № 11
Выполнение оттиска.
10.12 — 15.12
13
Творческая работа № 12
Изображение натюрморта в заданном эмоциональном состоянии.
17.12 — 22.12
14
Контрольная работа № 2
24.12 — 29.12
15
Творческая работа № 13
Выполнение портрета.
21.01 — 26.01
16
Творческая работа № 14
Построение головы по пропорциям.
28.01 — 02.02;
04.02 — 09.01
17
Творческая работа № 15
Рисунок портрета друга с натуры.
11.02 — 16.02;
18.02 — 22.02
18
Творческая работа № 16
Выполнение скульптурного портрета.
25.02 — 02.03
19
Творческая работа № 17
Изображение сатирических образов.
04.03 — 09.03
20
Творческая работа № 18
Выполнение зарисовок головы с натуры.
11.03 — 16.03
7
21
Творческая работа № 19
Создание автопортрета.
18.03 — 22.03
22
Творческая работа № 20
Выполнение зарисовок в цвете
01.04 — 06.04
23
Контрольная работа № 3
08.04 — 13.04
24
Творческая работа № 21
Изображение пространства в картине
22.04 — 27.04
25
Творческая работа № 22
Изображение линейной и воздушной перспективы в пейзаже
29.04 — 04.05
25
Творческая работа № 23
Создание пейзажа-настроения.
06.05 — 11.05
27
Творческая работа № 24
13.05 — 18.05
28
Творческая работа № 25
Создание графической работы «Мой город».
20.05 — 25.05
29
Контрольная работа № 4
27.05 — 31.05
Всего часов: 29