Березина Любовь Николаевна
Разработка цикла уроков по Городецкой росписи, обеспечивающих приобщение детей к русской народной культуре и формирования духовно-нравственного развития подростков
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
Урок № 1 – беседа « Знакомство с Городецким промыслом»
Цель урока: Познакомить школьников с Городецким промыслом.
Задачи урока:
— воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре;
— знакомства с народными ремёслами России;
— ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи;
— привить интерес и любовь к народному искусству;
Оборудование для учащихся: тетрадь, ручка.
Оборудование для учителя: образцы Городецкой росписи, слайды, видео-фильм, репродукции, открытки.
План урока:
1. организационный момент 2-3 мин;
2. проведение беседы 25-30мин;
3. дискуссия о пройденном материале 5-7мин;
Ход урока:
Беседа учителя. Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородского края.(см. прил.) Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Первоначально местные мастера расписывали забавными картинками донца прялок, благодаря чему те продавались на Нижегородской ярмарке в большом количестве и расходились по всей России. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные поставцы, солонки и другие предметы деревенского быта. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. До сих пор поражают своей красочностью, своеобразием Городецкие сюжеты, воплотившие в себе народные представления о счастливой, богатой жизни: кавалеры с дамами, гарцующие всадники, сцены чаепития в богатых интерьерах, сцены охоты и детских игр. Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Городецкая роспись — как её нам не знать,
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
( Далее рассказ сопровождается показом слайдов ) Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: декоративные панно, шкатулки, ларцы, хлебницы, игрушки, детскую мебель. Люди с удовольствием покупают изделия Городецких мастеров и украшают ими свой дом.
В конце урока учитель делает фронтальный опрос:
— с каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
— на каких изделиях выполняется роспись?
— Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
Для закрепления материала учитель предлагает сделать несложные упражнения по рисованию элементов Городецкой росписи: дуги, капельки, штрихи, точки и скобочки.( см. прил.)
Урок № 2 – рисунок с натуры « Розы в вазе»
Цель урока: обучить отличительным чертам Городецкой росписи;
Задачи урока:
— развитие наблюдательности;
— формировать знания о растительном узоре, симметрии, ритме, статике, динамике в узоре;
— воспитание аккуратности у школьников;
— привить интерес и любовь к народному искусству;
Оборудование для учащихся: альбом, гуашевые краски, кисти, карандаши, баночки с водой, тряпочка;
Оборудование для учителя: Иллюстрации по теме, наглядные пособия, стенды с таблицами; ваза с цветами роз;
План урока:
1. организационный момент — 2 мин;
2. практическая часть — 35мин;
3. уборка рабочего места — 3мин;
Ход урока:
Учитель начинает урок с приветствия, проверяет готовность к уроку.
Зачитывает стихотворение о садовых цветах. Задаёт детям вопросы.
Название каких цветов прозвучали с стихотворении?
Дети дают ответы; разы, ромашки, ирисы и т. д.
Учитель спрашивает, какие цветы нравятся детям и почему?
Затем объясняет детям, почему художники Городца по- своему рисуют цветы и листья на изделиях, что такое стилизация растений. Рассказывает, что художники обобщают, упрощают элементы цветов и листьев придают им декоративность. Дети записывают определение в тетрадь и приступают к практической части. Зарисовывают цветы роз, находят правильное расположение на листе, т. е. правильно располагают композицию, прорабатывают детали. Выполняют работу в цвете. После окончания работы приводят рабочий стол в порядок. Выливают воду. Учитель проходит по рядам, проверяет работы, если это необходимо, указывает на ошибки учащихся.
Урок № — 3декоративное рисование.
« Изображение растительных мотивов Городецкой росписи; кустики и листочки».
Цель урока: формирование графических навыков у учащихся;
Задачи урока:
— познакомить с вариантами композиционного размещения элементов Городецкой росписи;
— формировать знания о растительном узоре, симметрии, ритме, статике, динамике в узоре;
— воспитание аккуратности у школьников;
— познакомить с традиционными элементами Городецкой росписи – кустики, травки;
Оборудование для учащихся: альбом, гуашевые краски, кисти, карандаши, баночки с водой, тряпочка;
Оборудование для учителя: Иллюстрации по теме, наглядные пособия, стенды с таблицами Городецкой росписи.
План урока:
1. организационный момент — 2 мин;
2. практическая часть — 35мин;
3. уборка рабочего места — 3мин;
Ход урока:
Учитель начинает урок с приветствия, проверяет готовность детей к уроку. Учитель обращает внимание детей на стенды, где изображены кустики и листья. Объясняет простейшие приёмы декоративного изображения листьев и кустиков, которые используются в Городецкой росписи. Рисунок листьев начинается с подмалёвка зелёным цветом (см. прил.) Сначала кистью пишут тонкую линию, затем делается нажим с лёгким вращением кисти – появляется широкая часть скобочки, затем мазок снова утончается, сходя на нет. Половина листка готова. Вторая его половина – встречная скобочка, чуть меньше первой. Городецкий листок прост и незатейлив по форме: контуром он напоминает семечко тыквы. Но эффектность роскошных Городецких гирлянд во многом зависит именно от листочков. Кустики составляются из листьев разной величины. Тенёвка выполняется на листьях и кустиках – черным и желтым цветом, оживка всегда белая и выполняется тонкой кисточкой. Практическая часть: Детям предлагается выполнить простую композицию из растительных мотивов ( листики разной формы и размеров). Ученики выполняют самостоятельную работу по образцу. Учитель проходит по рядам, следит за дисциплиной и помогает ученикам исправить имеющиеся индивидуальные ошибки. В конце урока учитель организует уборку рабочих мест учащихся. Дети выливают воду из баночек, кладут рисунки для просушки.
Урок № 4 – декоративное рисование.
« Изображение растительных мотивов Городецкой росписи; купавки и розаны»
Цель урока: продолжить обучению кистевой росписи;
Задачи урока:
— познакомить с вариантами композиционного размещения элементов Городецкой росписи;
— формировать знания о растительном узоре, симметрии, ритме, статике, динамике в узоре;
— воспитание аккуратности у школьников;
— познакомить с традиционными элементами Городецкой росписи – розан и купавка
Оборудование для учащихся: альбом, гуашевые краски, кисти, карандаши, баночки с водой, тряпочка;
Оборудование для учителя: Иллюстрации по теме, наглядные пособия, стенды с таблицами Городецкой росписи.
План урока:
1. организационный момент — 2 мин;
2. беседа -5-10 мин;
3. практическая часть — 30мин;
4. уборка рабочего места — 3мин;
Ход урока:
Учитель начинает урок с беседы. Цветы являются непременной частью Городецкой росписи. Изображают их кружочками, большими и маленькими – это только подмалёвок. Почему именно кружочками? А такова традиция. Достаточно уметь изображать всего четыре цветка, купавку, розан, ромашку и розу, а впечатление об огромном количестве этих цветков создаётся благодаря их окраске – красные, синие, розовые, голубые, охристые, коричневые, вишнёвые и даже черные. Оживки на цветах делают белой краской с помощью тонкой кисточки. Городецкие цветы всегда окружены множеством листиков. В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: «Букет» — изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного — трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки. «Гирлянда» — представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели. «Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах. «Цветочная полоса» — сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например поставков, круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции. «Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда, крышки поставка или шкатулки. Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Даже если художник и использует различные цвета при нанесении подмалевка на деревянную основу, по тону эти цвета одинаковые. Благодаря этому в росписи нет одностороннего перевеса элементов. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи. Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. С включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.
Практическая часть:
Детям предлагается изобразить простую композицию из растительных мотивов. Учитель показывает на доске примерную композицию узора. Во время работы учитель проходит по рядам и следит за тем, чтобы ученики правильно составляли узор, при необходимости оказывает индивидуальную помощь. По окончании практической работы производится уборка рабочего места.
Урок № 5 – декоративное рисование « Волшебные птицы».
Цель урока: формирование навыков росписи в традициях Городецкого письма;
Задачи урока:
— познакомить с вариантами композиционного размещения элементов Городецкой росписи;
— развить творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;
— воспитание аккуратности у школьников;
— познакомить с особенностями стилизации городецких птиц;
Оборудование для учащихся: альбом, гуашевые краски, кисти, карандаши, баночки с водой, тряпочка;
Оборудование для учителя: Иллюстрации по теме, наглядные пособия, стенды с таблицами Городецкой росписи.
План урока:
1. организационный момент — 2 мин;
2. беседа -5-10 мин;
3. практическая часть — 30мин;
4. уборка рабочего места — 3мин;
Ход урока:
Ну-ка, проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке;
Водичка, кисти и тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Учитель начинает с беседы. Как мы знаем, Городецкая роспись происходит от иконы, и так же, как в иконе, в ней много символичного. Птица является символом семейного счастья. Посмотрите на Городецких птиц – у них всегда толстый животик.(см. прил.) Птица в Городецкой росписи имеет острохарактерный силуэт: у неё гибкая линия шеи и груди, хвост в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала тремя красками делают подмалёвок – это туловище, крыло и хвост, а затем белой краской делают оживку. На стенде показано поэтапное выполнение птицы ( см. прим.)
Мир Городецких птиц так же богат и неисчерпаем, как и мир Городецких цветов. Здесь есть и горделивые петухи, и хлопотливые курочки, скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и великое множество необычных, сказочных птиц.
Практическая часть: А теперь давайте поработаем как Городецкие мастера. Сегодня мы с вами постараемся научиться рисовать птицу. Вы можете рисовать птицу традиционной расцветки или попробовать другие варианты раскраски Городецких птиц. Дети выполняют задание, учитель обходит учеников, делает поправки, следит за ходом выполнения работ.
Повторение пройденного материала и подведение итогов.
Поработали на славу?
Мастерам воздали славу?
Что ж, теперь домой пойдём,
Что узнали – с собой возьмём.
Урок № 6 -7 декоративное рисование.
«Роспись доски городецким узором»
Цель: продолжить знакомство с городецкой росписью, её колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора.
Задачи:
1. Обучающая: упражнять росписи Городецких цветов- купавки розового цвета и бутона голубого цвета, коня и павлина.
2. Развивающая: учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас .Переносить рисунок на деревянную доску.
3. Воспитывающая: развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Материал для занятия:
• Кухонные доски
• Художественные акриловые краски
• Лак акриловый
• Мягкие кисточки- №1, № 2
• Подставка для кисточек
• Баночки под воду
• Проектор для демонстрации иллюстраций (презентация)
. Музыкальное сопровождение
Оформление доски :
1. Тема урока, цель.
2. Пословицы. «Кистью писать – мастерство казать»
«На то и руки даны, чтобы даром не болтались».
3. Виды цветочной росписи
4. Типы цветочного орнамента
5. Домашнее задание
План урока:
Настрой детей на работу на уроке.
Сообщение темы и цели урока.
Проверка домашнего задания: чтение подготовленных стихотворений детьми.
Актуализация знаний.
• Работа по вопросам
• Проверка знаний по презентации
• Работа у доски
Подготовка к практической работе.
Физминутка.
Работа с терминами
Теневка и оживка разделочной доски
Работа с пословицами.
Анализ выполненных работ . Оценки за урок. Домашнее задание.
Рефлексия.
Итог урока.
Ход занятия:
Здравствуйте, дети! В нашем классе сегодня – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
Прежде чем приступить к теме нашего урока, я хотела бы вам загадать загадку:
Есть на Волге город древний, настоящий он творец.
Славится на всю Россию этот город – удалец .
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Кто сегодня нам расскажет, сразу станет молодец,
Отвечайте дружно хором. Это город — ……….. (Городец).
Молодцы, ребята. Правильно! И мы сегодня продолжаем знакомство с городецкой росписью. Тема нашего урока «Роспись доски городецкой росписью». Мы продолжим знакомство с росписью, ее особенностями и научимся выделять основные элементы узора цветом.
Проверка домашнего задания: чтение подготовленных стихов детьми.
А к сегодняшнему уроку одна из групп должна была приготовить стихи о городецкой росписи. Кто готов? (Чтение стихов ). Спасибо.
Актуализация знаний.
Городецкая роспись…. А что это такое? (ответы: народный промысел, который
выполняют народные мастера. Изделия выполнены из дерева. Промысел развит
в Нижегородской губернии).
А вы еще знаете какие то промыслы, кроме городецкой? (Гжель, глиняная игрушка).
А давайте проверим ваши знания. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) – ( 2 – 3 мин.)
А чем отличается гжель от Городца? ( Цветом, мотивом росписи, материалом, из которого изготовлены изделия).
На доске вы видите две таблички с надписями: городецкая роспись и Гжельская. На столе у вас лежат карточки с разными промыслами. Вы должны свои картинки расположить таким образом, чтобы название соответствовало изображаемому.
ЗАДАНИЕ — (1 – 2 мин.). – ПРОВЕРКА.
Ребята, давайте вспомним, а какие элементы используются при выполнении городецкой росписи? (цветок, листок, павлин, петух, конь и люди). Правильно. А следовательно, существуют три вида городецкой росписи: Кто сможет ответить?
— цветочная роспись;
-цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
-сюжетная роспись.
В свою очередь в цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространённые типы орнамента: (учитель использует планшет «Типы цветочного орнамента городецкой росписи»). Отнесите каждому типу цветочного орнамента свое название.
А почему у нас одно название осталось неопределенным. ( Потому, что он к орнаменту не относится. Орнамент – это рисунок в полосе, повторяющийся несколько раз.) Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным.
практическая работа:
Очень хорошо. Ребята, а мне сегодня принесли посылку. Посылка пришла из самого Городца от бабушки Пелагеи. Давайте откроем её и посмотрим что там внутри. (Открывает). Ой, тут письмо и какие – то подарки. (Читает)
«Здравствуйте, ребятишки! Обращаюсь к вам с большой просьбой: помогите, мне пожалуйста, расписать мои изделия. Эти изделия я готовлю для благотворительной ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Помогите мне их закончить! Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.» А дальше продолжение: « Ярмарка эта проводится по всей России. Вы тоже можете стать участниками этой ярмарки». Ребята, это очень заманчиво! Не так ли это? Поможем бабушке?
Дети: Мы с удовольствием поможем хозяюшке.
Физминутка: Молодцы! А прежде, чем приступить к росписи давайте немного отдохнем и выполним нашу разминку про Хомку.
Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в городецких подмастерьев, берите доски и садитесь за столы. Мы с вами уже тренировались рисовать городецкие узоры. Я думаю, что вы помните порядок выполнения росписи. Сначала – замалевок. А что это? ( цветные круглые пятна), потом – теневка ( выделение основных деталей более темной окраской), а завершающим этапом будет – оживка( это штрихи, полоски, капельки, точки белым цветом) . А что это у нас уже есть на досточках. Что же успела сделать бабушка Пелагея? (замалевок)
Дети работают. Учитель смотрит, помогает, если надо, напоминает о правильной осанке. Фоном играет лирическая народная музыка.
Выставка и анализ детских работ, самооценка.
Давайте посмотрим, получились ли у нас городецкие доски? Какая доска получилась самой нарядной? Почему? Какая самой веселой? Какая сказочной? Молодцы! Дети, вы справились с заданием?
Ребята, обратите внимание, на доске вывешены пословицы. Прочтите их. «Кистью писать – мастерство казать».
«На то и руки даны, чтобы даром не болтались».
Как эти пословицы связаны с темой нашего урока?
Сегодня на уроке мы выполняли ручную работу. Показали свое мастерство и талант. Работали именно кистями, как художники, вкладывали всю свою душу. Руки наши были при деле. И в самом деле, мы можем себя за это похвалить! Бабушке Пелагее точно понравятся наши доски! Вы сегодня все отлично поработали. Ваши досточки получились очень нарядными и красивыми.
Рефлексия.
Ребята, а с каким настроение вы сегодня трудились? Как вы считаете, мы чему- то научились? Вам на уроке комфортно было? Хотели бы вы еще раз провести такой же урок?
Итог урока.
Благодарю всех за работу и внимание. Урок окончен. До свидания!