разработка урока ИЗО в 7 классе «Исторический жанр в искусстве. Творчество В.И. Сурикова»


Муниципальное образовательное учреждение

Весьегонская средняя общеобразовательная школа







Конспект урока ИЗО

в 7 классе

по теме

«Историческая тема в искусстве.

Творчество В.И. Сурикова»







Подготовила учитель ИЗО

Борботунова Лариса Евгеньевна










Весьегонск

2013




Цели урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова

  • Сформировать представление об историческом жанре в живописи

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

  • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы

  • Презентация «Исторический жанр в изобразительном искусстве»

  • Сообщения учащихся по теме (работа поисковых групп)

План урока

  1. Беседа о значении и развитии исторического жанра , его отличительные особенности.

  2. Знакомство с творчеством великого русского художника В.И.Сурикова на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова».

  3. Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

Ход урока

Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.

Исторический жанр – один из самых трудных в живописи. Невозможно создать историческое полотно без глубоких знаний истории, без умения раскрывать, понимать и обобщать сущность изображаемого исторического события.

(Слайд 2). ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР — один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. В историческом жанре находят художественное выражение образцы общественной доблести, драматические конфликты исторических сил. Изображение исторических событий долгое время связывалось с мифами, фольклорными и религиозными легендами. Собственно исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения, но лишь в 19 в. окончательно отделился от аллегорического и религиозного жанров.

В любом произведении искусства главное – чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям жизни.

(Слайд 3). Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова замечательного русского художника В.И. Сурикова «Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее»

(Слайд 4). Василий Иванович Суриков — один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество этого художника настолько широко и многогранно, что рамки одного урока не в состоянии вместить всю содержательную сторону его живописных повествований. Каждая картина В.И.Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова Через Альпы», «Степан Разин» и др. – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

Сегодня мы познакомимся с творчеством этого художника на примере трёх его наиболее значительных картин «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове» и «Утро стрелецкой казни».

(Слайд 5). В искусстве и в судьбе В.И.Сурикова всё ярко, неповторимо, талантливо. Родом он из старинного сибирского города Красноярска. Предки художника по отцовской линии – потомственные казаки, те самые, что вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Талант и упорство привели Сурикова из заснеженной Сибири в Петербург, в Академию художеств, которую он окончил с золотой медалью.

(Слайд 6). Художник создал выразительные исторические полотна. Лучшие из них – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова».

(Слайд 7). В И Суриков, «Утро стрелецкой казни». 1881 год.

(Слайд 8). «Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» А.С. Пушкин

(Слайд 9). Итак, конец 17 века. В России сложное и противоречивое время. Московское восстание 1682 года, стрелецкое восстание1698 года и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Пётр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о власти , чувствуя недовольство стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром1, который обернулся казнью более1000 стрельцов, поверивших Софье. В полотне нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера того времени.

(Слайд 10). Фрагмент картины.

(Слайд 11). Тревожный пейзаж осеннего утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная толпа заполнила площадь. Скоро начнётся казнь. В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю. Этот человек не сломлен. В нём нет ни страха, ни смирения.

(Слайды 12-13). Образ рыжебородого стрельца Суриков искал долго. «Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, — рассказывал художник, — злой, непокорный тип». С ненавистью и внутренней убеждённостью смотрит стрелец на царя. В пересечении взглядов – непримиримость столкнувшихся сил. Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с плотно сжатым ртом.

(Слайд 14). Мглистый сумрак раннего утра в котором еще виден свет горящих свечей, создаёт образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщённо выражающая смысл исторической минуты –«Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни».

(Слайд 15). А теперь обратимся к другой картине художника. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами ее персонажей?

(Слайд 16). «Пленный орёл» — так называл эту картину поэт и художник М.А. Волошин.

(Слайд 17). На картине «Меншиков в Берёзове» изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревенским столом сидят 4 человека – Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. Сподвижник Петра светлейший князь Александр Данилович Меншиков, фактически правитель Российского государства при Екатерине Ɩ, попал в опалу при императоре Петре II, был лишён всех своих должностей и чинов и сослан в сибирское селение Берёзов.

(Слайды 18 -19). В гордой осанке, уверенной позе, властно сжатой руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижение скованность и безысходность. Участь этого не сломленного человека составляет драматический узел замысла Сурикова. Выразителен и энергичен резко очерченный профиль лица Меншикова с орлиным носом, плотно сжатыми губами, массивным подбородком, сурово нахмуренными бровями. Это излюбленный Суриковым образ русского человека из числа «ярых сердцем, могучих духом».

Суриков долго искал прообраз князя. И нашел случайно в отставном учителе математики Первой гимназии, встретив его на Пречистенском бульваре и пошёл за ним, запомнить квартиру. В первый раз учитель и не впустил его совсем. Во второй раз впустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. После этой работы появился «Мужской портрет». Это изображение старого учителя Невенгловского. А чтобы добиться большей убедительности исторического персонажа, художник изучил бюст Меншикова работы Б.К.Растрелли.

(Слайд 20). К князю прижалась старшая дочь Мария,- бывшая невеста императора. Её огромные, невыразимо грустные глаза притягивают внимание. Она стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца и своего времени. Не вынесла тяжести ссылки и умерла через полгода.

Позы и жесты персонажей картины повествуют о сложных переживаниях и чувствах. Им вторит цветовое решение образов.

(Слайд 21).Сравните глубокие темные тона в одежде Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Её обаятельный образ создаёт ощущение уюта и спокойствия. Младшие дети Меншикова переживут ссылку, но их судьба на воле не будет счастливой.

(Слайд 22). Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти Петра.

(Слайды 23-24). Картина «Боярыня Морозова», написана художником в 1887 году,

(Слайд 25). Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений.

(Слайд 26). Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова (1632-1675 ) – раскольница, вступила в личное противостояние с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.

(Слайд 27). Движение раскольников в 17 веке – явление сложное. Суть его не только в непризнании реформы Никона 1653-1656 г.г., в отстаивании старого обряда (двуперстного крещения, двукратного пения «Аллилуйя и др.») Раскол был своеобразной формой протеста против усиливающегося гнёта и закрепощения крестьян. К движению раскольников примкнуло большое количество простых людей.

(Слайды 28 — 30). Картина производит сильное впечатление звучностью красок, напряженным состоянием персонажей. Дочерна синее пятно – фигура раскольницы, её бледное , вдохновенное лицо – центр огромного полотна. Высоко поднятая рука с двуперстием воспринимается как призыв следовать старой вере. Этот выразительный жест подчёркнут художником особо. Он продолжается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с телеги на снег. Суриков усиливает воздействие взгляда Морозовой противопоставлением 2-х профилей: вдохновенного взгляда Морозовой и грубого с глумливой усмешкой возничего. Слева от саней — недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице. Здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе, веселящийся со своим соседом, богатым купцом, и потрясённые бояре, и мальчик-подросток.

Толпа справа объединяет многих единомышленников. Здесь юродивый, странник, меднолиций татарин, старуха мамка, боярышни. За санями идёт сестра Евдокия.

Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов картины. В нём воплотились идеал женской красоты и поэтичности допетровского времени.

В горестном раздумье застыла старуха мамка. Суриков – мастер «говорящих» деталей: из под расшитого золотом платка старухи виднеется тёмный повойник раскольницы.

Среди сочувствующих раскольнице, лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на её призыв.

Ничего от себя, всё с натуры – это неизменный принцип творчества Сурикова.

(Слайд 31). В исторической картине всегда просматривается авторская позиция. Не случайно странник с посохом, раздумывающий над происходящим, похож на самого автора.

Чтобы передать состояние многоликой толпы, раскрыть сложнейшие переживания людей, художнику понадобилась упорная 4-х летняя работа, в процессе которой постепенно, от эскиза к эскизу, от наброска и натурных зарисовок к уточнению эскиза формировался окончательный вариант композиции.

(Слайд 32). Отсюда подлинная жизненность и правда, которой отмечено в картине всё, начиная с характеров действующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.

А теперь давайте обзорно познакомимся ещё с несколькими картинами художника, а поисковые группы расскажут нам о них.

(Слайды 33 — 34). «Покорение Сибири Ермаком», 1895 год (рассказ поисковой группы)

(Слайд 35). «Степан Разин», 1895 год (рассказ поисковой группы)

(Слайд 36.) «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», 1899 год (рассказ поисковой группы).


Заключение:

Историческая картина не может родиться без трудоёмкой подготовительной и поисковой работы. Каждая деталь в картине – явление не случайное, чтобы достичь достоверности, художник прибегает к натурным зарисовкам и наброскам, ищет прототипов для своих полотен в реальной жизни.

Домашнее задание:

Подобрать материал для живописной работы, посвящённой какому – либо историческому событию. Продумать сюжет и наиболее выразительную композицию.





Список использованной литературы


1. О.В. Свиридова «Поурочные планы по программе Б.М. Неменского» , Волгоград: Учитель, 2009




В презентации использованы отсканированные репродукции

картин художника В. И. Сурикова

и ресурсы Интернет

источник заимствования неизвестен


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Три цвета светофора»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: