Отдел образования
администрации муниципального образования
«Анивский городской округ»
методический кабинет
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Автор опыта: Данилова Светлана Владимировна
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 1 г. Анива
Анива, 2012
СОЛЕРЖАНИЕ
Стр. 3 — 9 | |
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА | Стр. 10 — 15 |
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА | Стр. 16 — 19 |
ЛИТЕРАТУРА | Стр. 20 — 22 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | Стр. 21 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Результативность опыта | Стр. 23 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Определение уровня развития творческого воображения у младших школьников. | Стр. 24 — 31 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Варианты использования нетрадиционных техник в рисовании | Стр. 32 — 36 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. Примерное тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе В. С.Кузина в 3 классе с применением нетрадиционных техник рисования. | Стр. 37 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. Копии документов, подтверждающих распространение опыта в городском округе. | Стр. 38-39 |
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Одной из задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в младшем школьном возрасте. Поэтому большое внимание в учебно-воспитательном процессе нужно уделять развитию творческого воображения.
Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию…», «вообрази, что ты…» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение — своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.
Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).
Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.
Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна. Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые, как: О. М. Дъяченко, Л. С. Выготский, А. И. Кириллова, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая и др. Они отмечали, что младший школьный возраст является сенситивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении.
Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам обучения и воспитания основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес младших школьников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Младший школьный возраст является сенситивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.
Сенситивность младшего школьного возраста для развития творческого воображения и высокие коррекционные возможности нетрадиционных техник изображения определили выбор темы опыта.
Объект опыта – средства развития творческого воображения детей.
Предмет опыта – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.
Исходя из этого, я обозначила цель своей работы: создание педагогических условий для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Задачи опыта:
Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Гипотеза опыта: если на уроках изобразительного искусства использовать нетрадиционные техники рисования, то это способствует развитию воображения обучающихся и ведет к более осмысленному усвоению знаний.
Опыт нарабатывался на базе МБОУ СОШ № 1 г. Анива с детьми младшего школьного возраста.
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т.е. способствует развитию у детей творчества.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на уроках изобразительного искусства, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
В истории школьной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности младшего школьника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике обучения и воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п.
Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения младших школьников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка и рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.
Анализ процесса детского изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, следовательно, требуется специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений.
В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Уроки изобразительного искусства развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает перейти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
В рисовании, как и во всякой орудийной деятельности, закреплен общественно-исторический опыт людей. Нужно, чтобы ребенок правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт. К. М. Лепилов отмечал, что педагог должен оказывать детям помощь в овладении различными материалами, в приобретении навыка общения с ними. Е. А. Флерина, видный педагог в области художественного воспитания, рекомендует показать правильные приемы, но только в крайних случаях, в основном представив детям возможность самим находить эти способы и приемы, приспособиться к инструментам. Так же она считала необходимым научить ребенка осмысленно пользоваться техническими приемами и различными техниками, будь то карандаш, краски, губная помада, тушь и т.д.
Н. П. Сакулина отмечала, что “…качество изображения предметов объективного мира на каждом возрастном этапе обусловлено восприятием и техническими умениями изображать. При условии наличия систематической и рисовальной деятельности под руководством взрослых с возрастом постепенно улучшается и углубляется способность зрительного анализа изображаемых предметов и техника их изображения”.
Если в детстве ребенок смело берется за кисть, то подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!» Это ситуация, с которой сталкиваются все воспитатели, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценкой посторонних людей. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем: ребенку навязывают определенные штампы и стереотипы; исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии. И еще одна причина – боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисования.
Чаще всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краски и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку все возможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет, обращаясь в детство, вспоминаем, какое значение каждый ребенок придает своим драгоценностям – камушкам, гвоздикам, цветным стеклышкам и т.д. Первым попавшим камушком, стеклышком пробует нарисовать что-то.
Между тем, бытует мнение – ребенок в младшем школьном возрасте обязан научиться считать, читать, логически мыслить, но совсем не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказать об узорах народных росписей и костюмов.
И вот первый ребенок в первом классе, и что же происходит там? Учителя проверяют, знает ли ребенок буквы, умеет ли считать.…Ни один из них не спросит, умеет ли малыш рисовать. Бесконечно жаль, что общеобразовательные школы, в большинстве своем, не учат детей рисовать, выпускают во взрослую жизнь людей, которые не ходят на выставки и в галереи и вообще строят свою жизнь вне искусства. А между тем…Леонардо да Винчи был не только математиком и изобретателем, но и величайшим художником. Законы Ньютона люди знают, а то, что он первым создал классификацию цвета, не знает почти никто. Гете писал стихи, но он же создал цветовой круг, которым до сих пор пользуются художники и искусствоведы.
Бидермайер был военным и создал свой стиль в интерьере и мебели, который так и называется – стиль Бидермайера. Вот примеры всесторонне развитой личности.
А формирование всесторонне-развитой личности начинается с младенчества. Значит, в дошкольном учреждении такая работа должна начинается в раннем возрасте.
Но учебная нагрузка нынешних школьников настолько велика, что неустойчивая психика очень часто этого не выдерживает, отсюда эмоциональные срывы, неврозы, подавленность. Происходит постоянная гонка за количеством и качеством знаний, где нет места развитию творческого потенциала. Поэтому уроки изобразительного искусства должны стать тем «спасительным островком», где ребенок сможет не только отдохнуть от «свалившейся» на него нагрузки, расслабиться и стать самим собой, но и проявить себя как творческая личность, раскрыть свой внутренний мир и потенциал, или даже реабилитировать себя, если в других областях он не вполне успешен. А затем, возможно, применить полученные навыки в других сферах.
Возможность представления заданий через изобразительную деятельность, которая наиболее доступна для младшего школьника, способствует активизации творческого мышления и воображения, раскрытию творческих способностей и изучению внутреннего мира ребенка.
Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, т.к. воображение способно создавать из опыта других людей новые образы. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах, тем более творческой будет его учебная деятельность.
В нашей школе в начальных классах уроки изобразительного искусства ведутся по программе Б. М. Неменского. Мною разработана «Рабочая программа по изобразительному искусству». В программе Б. М. Неменского большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.
Более 3 лет я углубленно работаю по проблеме: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». Вот уже три года собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным, более запоминающимся.
Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
В школе я работаю уже много лет и убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, младшие школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет младших школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы и мои личные наблюдения по проблеме развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста показывают ее актуальность на современном этапе развития общества.
Анализ источников по проблеме позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования как наиболее эффективных в решении поставленных передо мной задач. Выявление различных подходов к проблеме развития у детей младшего школьного возраста творческого воображения показало, что оно возможно только при условии систематической работы в данном направлении.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Мы продолжаем интенсивно обучать детей математике, грамоте и другим предметам, забывая о рисовании. Я не призываю педагогов забросить все и рисовать, но игнорировать необходимость воспитания гармонично развитой и творческой личности не следует. Конечно, если ребенок вычисляет в уме в три года, нужно активно развивать его в этом направлении, но и не забывать о том, что называется искусством, иначе малыш рискует вырасти, великолепной вычислительной машиной, но равнодушным и эстетически глухим человеком.
Детское изобразительное творчество можно рассматривать, как сознательное отражение ребенком окружающей среды на основе накопленного и переработанного им опыта, как способа создать и выразить свое отношение к нему.
Для меня ситуация изменилась, когда у меня появились уроки в начальной школе. Передо мной встала проблема: найти методы и способы ведения урока и преподнесения учебного материала, которые предлагают создание условий, обеспечивающих детям полноценный психологический комфорт и всестороннее развитие. Необходима иная методика общения с детьми младшего школьного возраста для развития творческих способностей детей. Эта методика должна быть отличная от привычного нам показа, рассказа, объяснения, повторения и т.д. использование различных типов мотиваций, усиление внимания к свободной самостоятельной деятельности и эстетическому воспитанию детей позволили решить многие проблемы, возникающие на уроках изобразительного искусства.
Считая главным поиск новых подходов к развитию творческих способностей, фантазии детей в изобразительной деятельности я решила использовать нетрадиционные приемы рисования.
Для меня самым сложным были первые два года, т.к. необходимо было изучить материал по данной теме, подобрать и опробовать самой необходимые техники, выстроить связь определенной техники с темой урока. Приходилось пробовать, экспериментировать. Было непривычным увидеть пятна всевозможных форм и оттенков, которые для детей были мишками в берлоге, лисой, которая прячется за красными деревьями, поэтому ее не видно. Ели были красного цвета с глазками. Это трудно было считать достижением. Ведь дети рисовали, что хотели и как хотели. Я, в свою очередь, демонстрировала ученикам способы рисования, приемы работы с разными инструментами, демонстрировала, как можно смешивать разные техники в одном рисунке. Далее учащиеся фантазировали сами: смешивали краски на палитре, называли получившиеся оттенки и т.д. Обучая детей, я училась по-другому воспринимать детские рисунки, в которых дети смогли творчески проявить свое отношение к миру.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ученикам ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего, художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребенка. Это характеризует его характер, его индивидуальность.
Младшие школьники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать в ролевой игре, инсценировке различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно научить. Необходимо развить в ребенке, прежде всего, чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного подкреплено участием ребенка в создании красоты, то в ребенке формируется восторженность. Чтобы привить любовь к рисованию, вызвать интерес к изобразительному искусству, развивать его творческие способности, фантазию, я использую нетрадиционные способы изображения. Такие методические приемы рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов художественных материалов, удивляет своей предсказуемостью.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе…на листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не заслуженная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – все это моё!»
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ученики учатся преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится.
Я считаю то, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал, и каждый приобретённый навык – предметы гордости ребенка.
Даже тонирование листа можно превратить в увлекательную игру с детьми, если смять бумагу и сделав из нее жесткий тампон, обмакивая его в краску, заполнив весь лист. Очень увлекательно тонирование целлофаном. Необходимо нанести на него краску, а затем раскрашенный целлофан наложить на лист и разгладить. Фон готов. Очень нравиться учащимся накладывать окрашенный лист бумаги (по-мокрому) на чистый лист. Рассматривая полученный эффект, дети определяют: на одном можно рисовать утро, на другом – вечер. Еще мы тонируем цветным мелком, поролоном.
Каждый из нетрадиционных материалов, которые могут быть предложены детям, имеют свою специфику, изобразительные возможности. При применении различных материалов педагог должен, сначала тщательно продумать и предполагаемую технику работы, и ожидаемый результат, чтобы учащиеся поняли различие между ними и могли в дальнейшем использовать их для создания выразительных, творческих рисунков.
Самое увлекательное в процессе рисования – волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах второклассников я капала на листы бумаги гуашью (лучше тушью), предлагала им подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдали, как сливаются цвета.
Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляли свою фантазию, дорисовывали только мелкие детали. Получались интересные работы – драконы, салют, рыбки, зайчики и т.д.
Теперь я расскажу о применении нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства в соответствии с темами календарно-тематического планирования в 1-4-х классах.
В первом классе, на уроке по теме “Мастер изображения учит видеть”, дети работают акварелью или гуашью, изображая сказочный лес. На этом уроке я применяю технику “Печатка”, что помогает сделать урок волшебным. Заранее дома или перед уроком я вырезаю из картофеля разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики; дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса), так как печаток немного и ими пользуются все. (Приложение № 3 Рисунок № 1)
Техника “Притирание” также дает неожиданные результаты. Только тут нам для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами. (Приложение № 3 Рисунок №2)
На уроке по теме “Изображать можно пятном” применяем черно-белую технику “Монотипия”. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его! (Приложение № 3 Рисунок № 3)
На уроке “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техникой “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях. (Приложение № 3 Рисунок № 4)
На уроке “Красивые рыбы” уместно будет применить технику “Печать со стекла”. Я вместо стекла использую обычный файл. Эта техника поможет ребенку быстро “нарисовать” водное пространство, в котором и будут жить его рыбки. Стекло (файл) произвольно горизонтальными мазками закрашиваем голубой и синей акварелью, можно сразу сделать 2-3 вертикальные зеленые полосы, имитируя водоросли. Приложить чистый лист бумаги. Аккуратно прижать. Отпечатавшийся рисунок просушить. Далее дорисовать по плану. (Приложение № 3 Рисунок № 5)
Во втором классе на уроке “Наши друзья – птицы” так же можно использовать уже знакомую вам технику “печать со стекла”. Только теперь вам придется изобразить на куске стекла фрагмент дерева: несколько веток и листья. Так же сделать оттиск, дать ему высохнуть и приступать к рисованию птиц. (Приложение № 3 Рисунок № 6)
На уроке “Сказочная птица” возможно использование нетрадиционную технику “Ниткография”. Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сворачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета. (Приложение № 3 Рисунок № 7)
Нетрадиционную технику “Рисование по фольге” можно применить на уроке по теме “Обитатели подводного мира”. Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подбираем по замыслу: голубую, синюю, фиолетовую, зеленую и т.д. Для изображения подводного животного, необходимо сделать рисунок, а потом “передавить” его на фольгу и разукрасить. (Приложение № 3 Рисунок № 8)
Урок во втором классе на тему “Кружевные узоры” можно выполнить в технике “Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Старшеклассникам даётся задание приготовить листы для работы второклассников. Лист бумаги натирается воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.
На уроке “Четвероногий герой” для выражения характера изображаемых животных используем технику “Тампонирование”. Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных. (Приложение № 3 Рисунок № 9)
Тему “Человек и его украшения” можно разнообразить, если применить при выполнении украшения одежды бисер (на клей), макаронные изделия, цветную бумагу, перья, кусочки ткани и шерстяных ниток, бусинок. Работы получаются яркими и интересными.
Урок “Поле цветов” я предлагаю выполнить в технике “Обрывной аппликации”. Аппликация выполняется как обычно, только все лепестки цветов и листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. Клеится только кончик обрывка. (Приложение № 3 Рисунок № 10)
В третьем классе на уроке “Красота букетов из Жостово” можно выполнить коллективную работу в технике “Мятая бумага”. Из кусочков цветной или выкрашенной в необходимый цвет бумаги вырезаем лепесток цветка. Вырезанную деталь сильно сминаем, разворачиваем и собираем при помощи клея в нужный вам цветок. Собранные цветы располагаем в виде узора на черном фоне. (Приложение № 3 Рисунок № 11)
На уроке “Мамин платок” применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА.
К уроку “Букет цветов” необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике “Флористика”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.
Урок на тему “Натюрморт” можно провести при помощи “Лоскутной техники”. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры задуманные предметы быта, посуду и цветы. Попробуйте и вы! Уверяю вас, и вы и ваши ученики получите огромное удовольствие.
“Портрет друга” можно разнообразить, если выполнить “Картину из полос бумаги”. Для этого необходимо на листе бумаги карандашом нарисовать портрет. Приготовить из бумаги ленты по 1 см шириной на всю длину листа. Карандашные линии промазать клеем “Момент” и быстро поставить на линию бумагу, немного придерживая для сцепки. После приклеивания всех полос, портрет можно аккуратно разукрасить, стараясь не пачкать вертикально стоящие полосы бумаги. (Приложение № 3 Рисунок № 12)
Урок на тему “Музеи народного декоративного искусства” можно провести при помощи “Коллажа”. Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему: “Дымковская игрушка”, “Русская матрешка”, “Гжель”, “Хохлома” и т.д. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом. (Приложение № 3 Рисунок № 13)
В четвертом классе урок по теме “Пейзаж родной земли” можно предложить детям выполнить в любой, изученной ими ранее нетрадиционной технике на выбор: это может быть “Ниткография”, “Обрывная аппликация”, “Флористика”, “Гратаж”. Можно вспомнить и “Печать со стекла”, но теперь на стекло (файл) нанести зеленую траву, небо, а пустые белые места, которые останутся на небе, будут облаками. Деревья и все необходимое для задуманного пейзажа они дорисуют позже, когда высохнет бумага. Можно применить технику “Коллажа” и даже выполнить “Картину из полос бумаги”. А если кто-то выполнит пейзаж при помощи аппликации из ткани или макаронных изделий, то выставка работ в конце урока заменит любой музей “Нетрадиционных техник”.
На уроке в четвертом классе, рисуя портрет русской красавицы, мы обращаем внимание на её головной убор. Если во втором классе мы применяли аппликацию из бисера как украшение народного костюма, то, выполняя задание по данной теме, можно особое внимание учащихся обратить на цветовое сочетание или узор, выполненный из бисера в технике аппликация. Головной убор, выполненный таким приемом, смотрится богато украшенным, как настоящим.
“Япония. Праздник цветения хризантем. Праздник сакуры” Это третий урок о Японии, поэтому ребятам можно предложить выполнить панно цветущей сакуры из “Цветного воска”. Для данного урока понадобится цветной картон, свеча и гуашь. Свечку нарезаем небольшими кусочками, разминаем их до эластичного состояния, расплющиваем и капаем в середину краску необходимого цвета, например, коричневого. Разминаем, пока воск не станет цветным, и лепим его на картон там, где будет ствол или ветка дерева, как бы растирая его. Также поступаем с листьями и цветами. (Приложение № 3 Рисунок № 14)
Тему “Образ художественной культуры Средней Азии” можно раскрыть через изображение города в пустыне с помощью свечки или восковых мелков. Нарисовать необходимо только город вдалеке, и после этого закрасить весь лист желтым цветом. Вы увидите, как проявится город на вашем листе, и будет похож на мираж в пустыне.
Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках изобразительного искусства, но и во внеурочное время.
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Перед тем, как начать использовать нетрадиционные техники рисования для развития творческого воображения на уроках в начальной школе, я провела диагностику уровня творческого развития у учащихся по методике 2 во 2-х классах МБОУ СОШ № 1 г. Анива в 2010-2011 учебном году (Приложение №). После апробирования на практике системы работы по развитию творческого воображения учащихся младшего школьного возраста с целью формирования и развития у детей умения управлять творческой деятельностью, мною был проведен срез, связанный с проверкой достоверности выдвинутой мною гипотезы. Срез проводился по методикам 1 и 3 во 4-х классах МБОУ СОШ № 1 г. Анива в ноябре 2012-2013 года (Приложение №)
Для выявления результатов, полученных в самом начале работы, я использовала методику 2. «Методика изучения детской креативности» (Е. Е. Туник). Проанализировав данные по этой методике, я распределила учащихся по уровням проявления творческой деятельности: с высоким, средним и низким.
Сопоставив результаты, полученные в начале работы и на ноябрь 2012 года, я пришла к заключению, что высокий уровень проявления творческого воображения повысился с 40% до 50 %, средний уровень остался на прежнем уровне, низкий уровень понизился с 20% до 10%.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов.
Уровень развития | До начала работы по теме опыта | Ноябрь 2012 года | |
1 | Высокий | 40 | 50 |
2 | Средний | 40 | 40 |
3 | Низкий | 20 | 10 |
Анализ результатов показал, что после проведения моей работы, направленной на развитие воображения, уровень творческого воображения повысился во всех четвертых классах (у нас их три).
Я с точностью могу сказать о преимуществе используемой системы работы по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме опыта и проведя тестирование в ноябре 2012 года, можно сделать следующие выводы:
Проблема развития активного творческого воображения в процессе изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования в школе мало изучена и достаточно актуальна в современной школьной практике и поэтому требует теоретического и практического исследования.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, я пришла к выводу, что достаточно развитое творческое воображение является необходимым условием успешного обучения школьников и играет большую роль в жизнедеятельности человека во все последующие годы жизни. И поскольку основная цель образования заключается в подготовке школьника к будущему, его успешной социализации в обществе, постольку развитие и упражнение его творческого воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость младшего школьного возраста как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Именно в школе начинается активно развиваться воображение, а значит, любому педагогу необходимо знать законы развития воображения и условия необходимые для его развития.
В своей работе я придерживалась основных положений Л. С. Выготского:
зависимость от жизненного опыта, потребностей и интересов;
способность комбинировать элементы воображения и упражнения в этой деятельности;
воплощение продуктов воображения в материальную форму;
зависимость от технического умения и традиций (образцов творчества, которые влияют на человека);
эмоциональная зависимость.
Также, по ходу работы, я выясняла, что творческое воображение формируется только в творческой деятельности. Следовательно, необходимо так выстраивать занятия, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение.
Педагог должен придерживаться следующих принципов, развивая воображение:
Создавать проблемные ситуации, требующие творческого решения.
Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давать прямых инструкций, помогать действовать независимо.
На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей.
Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.
Предлагать детям решить свои проблемы творчески. Пробовать разные варианты решения творческих задач.
Педагог должен сам иметь «творческую» жилку.
Сформировать мотивацию. Стимулировать воображение вопросами.
Активно использовать в своей работе нетрадиционные техники рисования как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В качестве такой творческой деятельности я выбрала изобразительную, так как в младшем школьном возрасте она существенно влияет на их развитие, доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период. Изобразительное искусство не только расширяет кругозор детей, знакомит их с навыками работы с художественными материалами и прививает определенный круг умений, но и активно способствует развитию у них творческого воображения и нестандартному решению поставленных задач.
По данной проблеме для выявления зависимости развития воображения от изобразительной деятельности мною были изучены и проведены методики П. Торренса, Е. Е. Туник, Богоявленской Д. Б.
Первое тестирование позволило определить уровень развитости творческого воображения и показало, что данная психическая функция развита у учащихся довольно слабо (70 –80 % составляют средний и низкий уровни).
Результаты второго тестирования позволили мне спланировать дальнейшую работу . С целью повышения уровня творческого воображения мною была разработана и внедрена система уроков с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие данной психической функции.
Сопоставив результаты, полученные после третьего среза, я увидела, что уровень творческого воображения в 4-х классах стал выше (50 % — составили высокий уровень).
При сравнении результатов до и после проведения системы уроков, я пришла к выводу, что целенаправленная работа с использованием нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности и активное участие в ней младших школьников способствует развитию высокого уровня творческого воображения.
На данном этапе мою работу можно считать завершенной, так как основной целью моей работы было выявление влияния нетрадиционных техник рисования на уровень воображения младших школьников.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободными, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру.
Впереди нас ожидает упорная, главное, кропотливая работа. Но некоторые выводы можно сделать сейчас. Систематическая работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является первым и непременным условием развития творческих способностей ребенка.
Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является также создание условий для свободной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.
Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимися с детским творчеством.
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления, единения с учениками.
7.Перспектива в работе:
1.Побуждать детей к самостоятельным творческим проявлениям в самостоятельной деятельности.
2.Наработать материал по развитию творчества детей средствами нетрадиционных техник в лепке, аппликации.
3.Привлекать родителей к участию в выставках совместного творчества с использованием нетрадиционных техник.
ЛИТЕРАТУРА
Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. — М.,1978.
Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-ъ ч. – СПб., 1982.
Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие.- СПб., 2002.
Барышева Т. А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. – СПб., 1996.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь- справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.
Беркинблит М. Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность.- М.: Политиздат, 1968.
Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству М.: Знание, 1981.
Вильсон Г., Гриляз Д. Узнай интеллектуальные возможности своего ребенка.- М.: Когито-центр, 1998.
Восточно-славянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск, 1993.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве С-П.: Союз, 1997.
Выгодский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте.- М., 1960- с. 327-350.
Гаркуша Ю. Ф. «Педагогическое обследование дошкольников». Москва 1992 г.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
Горальский И. А. Ощущение творчества. // Вопросы психологии.- 1993 — № 3 –с. 47-53.
Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4.
Давыдова И. В. Его величество цвет// Школьный психолог. 2008 №1.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.- М., 1987.
Даринская В. М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей. // Семейная психология и семейная терапия. — 2001.- № 1.
Дубровина И. В. Психология. –М.: Академия, 2002.
Дьяченко О. М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. //Вопросы психологии –1980 -№2.
Дьяченко О. М. «Развитие воображения». Москва, 1996 г.
Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии. – 1993 — №2.
Игнатьев Е. И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. — М.: Просвещение, 1969.
Ильенко Э. В. О воображении.// Народное образование. –1968 — № 3.
Казакова Р. Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
Клименко В. В. Психологические тесты таланта. – Харьков: Фолио, 1996.
Левин В. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1987.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Творческий центр, 2002.
Конышева Н.М. Методика обучения изобразительному искусству младших школьников. – М.: Академия, 1999.
Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. –Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании.- М.: Изд. МГУ, 1979.
Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
Лебедева Л. Д. Арт-терапия детской агрессивности// Начальная школа. 2001 №2.
Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1976.
Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным.// Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима.//Дошкольное воспитание. — 1996.- № 2.
Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческих способностей. -М.: Знание, 1981.
Мелик-Пашаев А. А., Новоявленская З. Н. Ступеньки к творчеству. – М.: Педагогика,1987.
Моляко В. Л. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности.// Вопросы психологии.- 1994-№ 5.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М., 1998.
Полуянов Ю. А. Воображение и способности.- М., 1982.
Понамарев Я. А. Исследования творческого потенциала школьника.// Психологический журнал.-1991-№ 1.
Петровский А.В. Психология. М.: Академия, 2002.
Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко. – М., 1996.
Ражников В. Г. Дневник творческого развития. – М., 2000.
Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
Рубинштейн А. В. Психология. М.: Академия, 2002.
Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. – С-П.: Изд. Понтелеева, 1901.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М: Академия, 1999.
Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Наука, 1997.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления у детей. – Ярославль, 1997.
Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе// Социальная педагогика. 2008 №1.
Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Туник Е. Е. Природа и диагностика творческих способностей. – СПб., 1992.
Фигурная форма А теста творческого мышления П. Торренса. – М., 1990.
Фриман Дж. Как развить таланты ребенка. М: «Столетие», 1995.
Формирование творческого мышления в учебной деятельности.- М., 1985.
Художественное творчество / Под ред. Б. С. Мейлаха М., 1983.
Цукарь А. Я. Уроки развития воображения. Новосибирск, 1997.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.
Шевардин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Л., 1998.
Шорыгина. Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Результативность использования нетрадиционных
техник рисования
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Воображение – основа активного участия ребенка в различных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической, художественной и т.д. Оно включается в состав исходных форм мышления, самосознания, отношения к другому человеку.
Достаточно развитое воображение позволяет преодолевать ребенку сложившиеся стереотипы изображения реальных объектов окружающего мира и фантастических образов.
На основе воображения у ребенка складываются первые проявления творческого отношения к действительности.
Творчество детей, хотя еще и выступает в неразвитой форме, содержит в себе важные качества, которые создают возможность выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт.
Творческий процесс ребенка _ это поиск нового сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, в процессе конструирования.
Цель констатирующего эксперимента: выявить влияние изобразительной деятельности на уровень развития воображения. При выполнении использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, тестирование.
В педагогике и психологии исследованиями в области детского рисунка занимались многие ученые. В результате были разработано множество художественно-графических тестов в которых оценивается творческое воображение по определенным критериям. Что же это за критерии?
Д. Локк оценивал воображение по следующим показателям:
количество образцов;
образная адаптивная гибкость (способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения);
оригинальность;
сюжетная разработка.
Барышева Т. А. Осуществляет оценку творческого мышления по таким критериям как:
оригинальность;
способы создания образов;
разработанность сюжета;
завершенность;
эмоциональная выразительность;
степень «отлета от реальности»;
детализированность;
разнообразие использования средств выразительности;
композиционное решение;
мастерство, проявление индивидуальности и т. д.
Диагностика дивергентного мышления и воображения была разработана Д. Гилфордом и получила практическую апробацию в Иллинойском университете (США), где была использована в программе диагностики и обучения одаренных детей. Д. Гилфорд выделил следующие критерии:
беглость;
гибкость;
оригинальность;
разработанность;
законченность, осмысленность.
П. Торренс в сфере диагностики художественно-творческих способностей выделил следующие параметры креативности:
беглость;
гибкость;
оригинальность;
разработанность.
Методики Туник Е. Е. На дивергентную продукцию образно-символической системы оценивает уровень развития воображения по таким критериям:
оригинальность;
беглость; разработанность;
степень отдаленности идей от стимула;
эмоциональная экспрессия;
художественно-эстетические элементы;
выход за пределы задания (зависимость — независимость).
Д. Джонсон в своем экспресс-методе выделил следующие характеристики креативности:
эмоциональность;
количество идей;
разработанность (различные стратегии решения проблемы);
оригинальность;
независимость;
изобретательность и др.
Если подвести итог всем вышеперечисленным параметрам творческого воображения, то можно выделить четыре основных:
Оригинальность.
Разработанность.
Беглость.
Гибкость.
Проведу характеристику основных показателей творческого воображения.
Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных, неповторяющихся ответов, образов, идей.
Разработанность – тщательность, детализация образов – фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных признаков при разработке основной идеи.
Беглость – количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.
Гибкость – отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.
Творческое воображение младших школьников.
Уровни развития воображения | |||
высокий | средний | низкий | |
Оригинальность | Выдвижение идей, отличных от очевидных, нормативных | Нормативные, стандартные идеи. Стереотипы. | Присутствие описательности, перечисляемости, неумение преобразовать стимульный материал. |
Разработанность | Тщательность, детализация образов. Большое количество существенных и несущественных деталей. Эмоциональность образов. | Выделяет небольшое количество существенных деталей | Выделяет несущественные детали, которые не связаны между собой. |
Гибкость | Число использованных категорий 12 -18 | 6-12 различных категорйй ответов | 0-6 ответов к картинкам по разным категориям |
Беглость | Большое количество завершенных образов по одному стимулу | Небольшое количество образов. | Отсутствие какого-либо образа вообще. |
Для изучения уровня воображения, творческой активности мною были использованы следующие методики.
Изучение оригинальности решения задач на построение образа.
Цель: Определить уровни развития воображения в экспериментальной и контрольной группах.
Подготовка исследования: подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами : контурное изображение частей предметов. Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картина. Предварительно можно провести беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают похожи облака в небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности , необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не понимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок включает в него какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Методика 2.
Методика изучения детской креативности. (Е. Е. Туник)
Цель: методика направлена на изучение детской креативности, как черты личности ребенка, его способности к творчеству как процессу.
Проведение исследования. Данная методика состоит из восьми субтестов: «Словесная ассоциация», «Использование предметов», «Заключение», «Составление изображения», «Эскизы», «спрятанная форма», «Задачи со спичками».
Инструкция. Ребенка просят выполнить определенного рода задание, при выполнении которых он создает что-то новое, не существовавшее прежде, оригинальное.
С помощью тестов креативности мы можем выявить креативов, но не можем точно определить некреативов. Причиной этого является спонтанность проявлений творческой деятельности и неподвластность их проявлений внешней и внутренней регуляции. Подробнее об этом мы остановимся в конце параграфа данной главы.
Методика 3.
Определение творческого воображения, креативности.
Методика П. Торренса.
Данный тест впервые был предложен американским психологом Е. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой Торренс – получить модель творческих процессов, отражающих их природную сложность.
В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению, к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.
Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Нас интересуют тесты, связанные с изобразительной деятельностью.
Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей. Модель креативности универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности.
Тест творческого мышления Е. П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шебланова, Н. Б. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева).
Предлагается «классический вариант »теста Е. П. Торренса.
Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы:
Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие «импровизации» в инструкциях требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время на выполнение теста, так как нормативные данные, предъявленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.
Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Употребление слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование происходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обстановке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.
Оптимальный размер группы – 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтительно индивидуальное тестирование.
Время выполнения фигурной формы теста – 30 минут. Учитывая подготовку, чтение инструкции, возможные вопросы, необходимо отвести на тестирование 45 минут.
Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Необходимо избегать примеров и иллюстраций, возможных ответов-образцов. Как показала практика, это приводит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях количества ответов.
Субтест 1 «Нарисуй картинку».
Цель: Определить уровни творческого воображения у учащихся младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах.
Оборудование: Фигура овальной формы из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; чистый лист бумаги; клей; цветные карандаши.
Инструкция: «Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.
С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам больше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина.
Постарайтесь придумать такую картину, которую никто не смог бы придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из нее как можно более интересную и увлекательную историю.
Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю.
Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более интересную историю».
На 9-й минуте следует напомнить детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении 10-ти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием 1.
Субтест 2. «Закончи рисунок».
Цель: определить уровень творческого воображения у детей младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах.
Оборудование. Простой карандаш; тестовый бланк, состоящий из 10-ти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы.
Инструкция: «На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии , получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересные названия для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки». Если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, следует сказать следующее: «Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее». По истечении 10 минут следует выключить секундомер и остановить работу.
Субтест 3. «Линии».
Цель: определить уровень творческого воображения у детей младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах.
Оборудование. Простой карандаш; тестовый бланк, состоящий из шести пар линий.
Инструкция: «Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий. Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий – где угодно.
Составьте как можно больше предметов или картинок. Плстарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав ей название».
По истечении 10 минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, необходимо выяснить у них названия сразу после тестирования.
Методика направлена на изучение творческого мышления и воображения младших школьников. В ней рассматриваются такие факторы как оригинальность, гибкость, разработанность, беглость.
Полученные данные соотносились с данными по Т- шкале, учитывалось возрастное разграничение и на основе этого определялись уровни развития творческого воображения: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: | Средний уровень | Низкий уровень | |
Беглость | 9-10 | 8-9 | 8-0 |
Гибкость | 6,5-7,5 | 5,5-6,5 | 5-0 |
Оригинальность | 9-10,3 | 8-9 | 7-0 |
разработанность | 14-22 | 12-16 | 11-0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Варианты использования нетрадиционных техник в рисовании
— Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. | — Монотипия пейзажная. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. | |
— Акварельные мелки. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
| — Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. | — Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
|
— Кляксография с ниточкой. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
| — Кляксография с трубочкой. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
| — Кляксография обычная. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. |
— Тычкование. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2×2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа. | — Печать по трафарету. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет. | — Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой» на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
|
— Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
| — Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
| — Оттиск печатками из ластика. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия). Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку. |
— Оттиск пенопластом. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
| — Оттиск поролоном. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
| — Оттиск печатками из картофеля. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. |
— Оттиск пробкой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
| — Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. | — Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
|
— Техника «Пластилиновая живопись» Контуры предметов на картоне «закрашиваются» пластилином – размазываются небольшими кусочками. | — Техника «Фотокопия» (рисование восковыми мелками, жировой пастелью, свечкой). | — Техника «Пенный орон» Добавить в воду шампунь или мыло, отжать в ней губку для образования густой пены, собрать губкой пену на стекло, добавить краску, сверху положить лист бумаги. Разгладить его и поднять. Фон готов. |
— Техника «Кристаллическая текстура» На сырую бумагу, покрытую краской, положить мятый полиэтиленовый пакет или вощевую бумагу. Интересный эффект получается, если по-разному двигать и снимать покрытие. | — Техника «Рисование через мокрую марлю» На лист бумаги накладывается смоченная марля и на нее гуашью наносится рисунок. Когда краска чуть просохнет, марлю снимают. Детали дорисовывают тонкой кистью (образы пушистых животных, живописные пейзажи.) | — Рисование кубиком льда Средства выразительности: пятно, тон, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, акварель, форма для льда, зубочистки. Способ получения изображения: налить воду в формочки. Когда вода наполовину замерзнет, вставить в каждый кубик по зубочистке и дать окончательно замерзнуть. Достать лед. Он будет использоваться вместо кисти, держать его за зубочистку. На бумагу нанести несколько пятен разных цветов и рисовать по ним с помощью льда. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Примерное тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе В. С.Кузина в 3 классе с применением нетрадиционных техник рисования
Тема урока | НТР | |
1-2 | I четверть Рисование по памяти и представлению. Прощание с теплым летом. | Монотипия, коллаж. |
2-3 | Рисование с натуры. Осенние листья сложной формы. | Отпечатки листьев. |
12-13 | II четверть Тематическое рисование. В сказочном подводном царстве. | Рисование свечой. |
16 | Декоративное рисование. Мы готовимся к встрече Нового года. | Тычкование, набрызги. |
23 | III четверть Декоративное рисование. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке «Букет» | Линография. |
28-29 | IV четверть. Тематическое рисование. Полет на другую планету. | Монотипия, рисование мыльными пузырями. |
30 | Рисование с натуры. Ветка вербы. | Кляксография. |
34-35 | Тематическое рисование. Пусть всегда будет солнце. | По выбору. |
Данилова Светлана Владимировна Развитие творческого воображения младших школьников с помощью нетрадиционных техник рисования |