Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))
«Человек в зеркале искусства: жанр портрета».
Предмет — искусство | Класс — 8 |
| |||
Тема урока – Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | |||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Построение нового знания о понятии «портрет», «автопортрет», видах портретов; Сформировать представление о роли и значении портрета в творчестве художника.
| Познавательные: Научатся формулировать проблему, самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (из рассказа учителя, собственного жизненного опыта), осуществлять анализ портрета человека. Регулятивные: Овладеют способностями понимать учебную задачу урока; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и критично оценивать свои ответы; Коммуникативные: Овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. | Развитие самостоятельности в решении различных задач; Формирование духовных и эстетических потребностей; отработка навыков самостоятельной работы. | |||
Словарь урока: автопортрет, камерный и парадный портрет, парсуны. | |||||
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер , презентация. | |||||
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
| ||||
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1 этап. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ставит вопрос: готовы ли вы к уроку? Зачитывает эпиграф урока (работа с презентацией – слайд 2): «В хорошем портрете, написанном талантливым художником, можно увидеть лик эпохи». В. Иванова В процессе рассказа создает условия для формулировки проблемного вопроса урока учащимися.
Ставит проблемный вопрос урока: почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? | Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания. Эмоционально настраиваются на урок. Слушают учителя.
Записывают вопрос в тетрадь | |||
2 этап. Основная часть урока | Предлагает ответить на вопросы: — Как вы думаете о каком виде жанра пойдёт речь? Просит дать определение «портрета». — Какое изображение мы называем портретом? Слушает учащихся. Демонстрирует слайд 3 с определением
Рассказывает об истории портрета (демонстрация слайда 4 с изображением Нефертити, Тутанхамона). Выделяет, что в скульптурных портретах соблюдали сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина. (демонстрация слайда 5 с изображением древнегреческой живописи). Рассказывает о портретном искусстве эпохи Возрождения и появлении автопортрета (15-16в.в.), (слайд 6 Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет».
Рассказывает об истории портрета в России, делает ударение на то, что первые портреты назывались «парсуны» от слова «персона» и, что они появились во времена Петра 1(слайд 7 А. Матвеев. «Портрет Петра I», «Портрет княгини Голицыной»)
Говорит о появлении парадных и камерных портретов (демонстрация слайд-схемы 8)
Говорит о различии парадного и камерного портретов (слайд 9 А. Антропов. «Портрет Петра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).
Рассказывает о портретах 18 века- портретах – образах, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд 10 (Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», К. Маковский «Семейный портрет»).
Предлагает совершить путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (слайд 11 «Портрет Струйской»).
| Ответ: о портрете Ответ: портрет – это изображение в живописи человека или группы людей Записывают определение в тетрадь. Записывают имена художников и названия их произведений
Рассматривают слайд-схему 8, записывают в тетрадь
Рассматривают изображения на слайдах и записывают названия картин и имена художников в тетрадь. | |||
3.Физкультминутка
| Предлагает отвлечься и выполнить вместе с ним упражнения для улучшения мозгового кровообращения и гимнастические упражнения для улучшения зрения | Делают упражнения вместе с учителем | |||
Продолжение основной части урока
| Предлагает рассмотреть картину Федора Рокотова «Портрет Струйской» и ответить на вопрос: какой представляется вам эта женщина? Обобщая ответы, говорит, что у каждого произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий (слайд 11): на экране слова поэта Н. Заболоцкого Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Глядела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза, как два обмана, Прикрытых мглою неудач.
Говорит ещё об одном женском портрете, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд 12 Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»). Зачитывает отрывок стихотворения Я. Полонского, который был очарован образом молодой женщины: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви. И мысли – тень печали… Но красоту ее Боровиковский спас. Спрашивает: а какие чувства вызывает у вас этот образ? Выслушивает мнение нескольких ребят и предлагает ещё раз прочитать эпиграф урока. Задаёт вопрос: по каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе? | Рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из кф «Мой ласковый и нежный зверь»). Высказывают свое мнение
Один из учащихся зачитывает стихотворение.
Рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И.Чайковского, записывают свои мысли.
Читают эпиграф.
Ответ: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет. | |||
4 этап Творческая практическая деятельность | Предлагает рассмотреть слайд 13 с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо» и провести сравнительный анализ. Ставит вопрос: что должен учитывать художник, создающий портрет? (Слайд-схема 14)
Предлагает самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Один из учащихся — художник, который хочет нарисовать портрет. Остальные – натура. Записывает на доске различные психологические состояния: спокойствие, печаль, радость, боль, плач, гнев. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, помогает учащимся.
Учитель по ходу игры еще раз проговаривает технику создания портретного изображения. | Рассматривают, сравнивают, анализируют. Ответы: технику исполнения.
Делятся на группы по 5-6 человек
Каждая группа выбирает путём жеребьёвки настроение. Натурщики создают образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти художник использует фотоаппарат. | |||
Повторяет проблемный вопрос урока: почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? Делает вывод: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку. | Ответ: художник стремится не только передать сходство, но и душевное состояние, а зритель узнаёт из портрета о характере, судьбе изображённого.
Записывают вывод в тетрадь.
| ||||
6. Рефлексия и оценивание. | Спрашивает: — Понравился вам урок? — Что больше всего вас заинтересовало? — Что нового вы узнали? | Дают ответы. Отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока. | |||
7 этап. Домашнее задание | Домашнее задание. 1. Знать записи в тетради. 2. Обработать фотографии сделать фильм, подобрать к нему музыку. 3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке. |