муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IIIV №13» города Кирова
Технологическая карта урока
Класс: 3б
Учитель: Солодянкина Г.Н.
Урок: изо.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала на уроке.
Тема урока: Рисование с натуры апельсина
Общедидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Цели урока:
Образовательные:
– создать условия для рисования с натуры предмета круглой формы, передачи в рисунке цвета и объёма изображаемого предмета
2..Коррекционно – развивающие:
-создать условия для развития пространственного анализа и пространственной ориентировки через выполнение рисунка на альбомном листе;
— развития технических навыков в рисовании гуашью через закрепление приёма рисования раздельными мазками;
— развитие цветовой зоркости через упражнения в определении цвета;
— последовательного рассматривания и восприятия объекта рисования с натуры через анализ образца;
— введения в активный словарь понятий (оранжевый цвет, палитра, блики, тень от предмета) через постоянное оперирование данными понятиями на уроке;
3. Воспитательные:
— создать условия для воспитания у обучающихся положительных качеств личности: настойчивости, стремления к познанию, аккуратности через самостоятельную работу над выполнением рисунка апельсина;
— воспитания у обучающихся эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира через прослушивание песни «Оранжевое небо», выставку рисунков;
— развития интереса к занятиям изобразительной деятельностью через включение в урок сказочных героев (Оранжевая королева, чебурашка).
— создать условия для формирования навыка самоконтроля на основе сопоставления с образцом;
— воспитания коммуникативных умений, а именно, умения внимательно слушать учителя и друг друга через организацию беседы.
Структура урока
1.Организация начала урока.
— организация детского коллектива
— организация рабочего места
2. Подготовка к основному этапу
— актуализация знаний
— мотивация
— сообщение темы урока
— целеполагание
3. Основной этап.
— усвоение новых знаний и способов действий (получение оранжевого цвета, рисование с натуры предмета круглой формы)
— коллективный анализ изображаемого с натуры предмета
— составление пооперационной карты «Последовательность рисования апельсина»
4. Закрепление знаний и способов действий.
— самостоятельное выполнение рисунка учащимися с опорой на пооперационную карту и помощь учителя
5. Подведение итогов. Рефлексия
— выставка работ,
-оценка
Формы организации познавательной деятельности
— фронтальная работа;
— индивидуальная работа.
Система контроля
— контроль учителя;
— взаимоконтроль учащимися;
— самоконтроль
Здоровьесберегающий аспект занятия
Реализуется через организацию физкультминуток, игровых упражнений, чередование видов деятельности.
Оборудование и наглядный материал.
— компьютер;
— аудиозапись песни «Оранжевое небо»
— апельсины (апельсин для демонстрации и подарочный набор с апельсинами);
— пооперационная карта;
— альбомные листы;
— палитры, гуашь, кисточки, подставки для кисточек, стаканчики для воды, тряпочки, подкладные клеёночки;
— кукла в оранжевом наряде.
Структура и содержание урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организация детского коллектива |
Добрый день, дети! Прозвенел уже звонок. Приготовьтесь к уроку изо.
| Дети здороваются |
Организация рабочего места |
Проверьте, пожалуйста, всё ли готово у вас к сегодняшнему уроку: гуашь, кисточки, подставки для кисточек, стаканчики с водой, альбомные листы посередине парты. Кто готов — может сесть.
| выполняют |
Актуализация знаний
Слайд 1
|
— Ребята, хотели бы вы отправиться королевство Волшебных сказок. В это королевство можно попасть только по мосту из радуги.(жест учителя) Проедем по нему при условии, что вы быстро вспомните и назовёте правильно все цвета радуги.
— Над землёю, над водою встала радуга дугою Семь цветов ты видишь в ней Как запомнить их верней? Не забудешь семь цветов Зная семь волшебных слов:
Каждый ___________________ красный Охотник__________________ оранжевый Желает____________________ жёлтый Знать_____________________ зелёный Где_______________________ _голубой Сидит_____________________ синий Фазан___________________ фиолетовый
— Молодцы! Мы успешно проехали мост, продолжаем путешествие.
|
да
Хоровое исполнение
|
Сообщение темы и цели урока
Слайд 2
Слайд 3
Слайд4
Слайд5
Слайд6
Слайд7
Основной этап
Слайд8
Слайд 9 Физкульминутка под музыку»Оранжевое небо…..» | -Мы дружно проехали мост и попали в сказочное королевство. Как называется это королевство?
Правильно! Оранжевое. -Ребята нас встречает сама Оранжевая королева! (Учитель выставляет куклу – Оранжевую королеву)
Королева: «Ребята, я очень рада видеть вас в своём королевстве. У нас всегда очень тепло, потому что светит солнце. Повсюду растут оранжевые цветы, фруктовые деревья и я хочу загадать вам загадку о плодах, которые зреют в наших фруктовых садах.
Слушайте внимательно и отвечайте правильно: С оранжевой кожей На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сладко и вкусно!» Учитель: догадались, что это такое? Как вы догадались? ( на демонстрационный стол кладёт апельсин)
Ребята, а вы не скажете, кто из сказочных героев очень любит апельсины? Правильно! Чебурашка, но апельсины у него давно закончились, а он их так обожает!
— Предлагаю на сегодняшнем уроке нарисовать апельсин и подарить его Чебурашке. Готовы?
На что похож апельсин? (круг) Умеем рисовать предметы круглой формы?
А что еще потребуется? (краска оранжевого цвета) Найдите ее. Её у нас нет. Как же быть, ведь мы решили помочь Чебурашке?
Что же мы должны узнать и чему научиться на уроке?
— Итак, сегодня мы будем рисовать апельсин, научимся смешивать гуашь, чтобы получить оранжевый цвет. В конце урока у нас должен получиться вот такой рисунок. (На доску прикрепляется образец рисунка). Хотите, чтобы такие рисунки получились? Работать будем аккуратно, вдумчиво, не спеша. Сколько основных цветов? (три) Назовите их.
— Посмотрите внимательно на разноцветные шары и скажите, цвет какого шара не относится к основным цветам?
. С помощью основных цветов можно составить множество новых цветов и оттенков. — Какие вы видите цвета на экране? А какой цвет получится от их смешения? (жёлтый+синий) (синий +красный)А нам какой цвет надо получить?
Как вы думаете от смешения каких цветов получается оранжевый? (красный +жёлтый)
( На палитре дети получают оранжевый цвет )
Теперь мы сможем помочь Чебурашке?
Физкультминутка Тогда, давайте взбодримся, наберёмся сил! Дружно встали!
Королеве понравилось, как красиво вы исполняли движения
| Оранжевое
Апельсин
Чебурашка
Да!
да
Краска оранжевого цвета
Ответы уч — ся
Хотим!
три красный жёлтый зелёный
зелёный
Ответы учащихся: от смешения жёлтого и синего цветов получается зелёный цвет
Если смешать синий цвет с красным то получится фиолетовый цвет.
Хоровое исполнение
|
Анализ образца
Операционная карта
Постепенно вывешивается на доску пооперационный план |
Ребята, посмотрите внимательно на апельсин и скажите.
— Какую форму он имеет?
— Выберите из набора круг.
— Какого цвета апельсин?
-Как получить оранжевый цвет?
— Повторим хором, начнём со слов, чтобы получить оранжевый цвет, нужно…….
— Какие краски мы должны открыть? Почему?
Операционная карта — Составим план последовательности выполнения рисунка.
. Выполнение рисунка начинается с расположения изображения на листе бумаги.
— Где будем располагать рисунок? (в центре)
— Рисунок начнём с обведения шаблона круга. Помните, рисуя карандашом, хорошо прижимайте шаблон к листу, чтобы он не двинулся.
Повторите,что обводим карандашом?
— обводим контур рисунка оранжевым цветом
— Окрашиваем оранжевой гуашью внутри контура изображения (выполняем раздельные мазки по направлению формы).
— После высыхания оранжевой гуаши наносим жёлтую гуашь на блики (светлые места в изображении). Что такое блики?
— Коричневой гуашью выделяем место плодоножки. — Что такое плодоножка? — Покажите, где она расположена.
— Изображаем серой гуашью тень, которая падает от апельсина.
— А как получить серый цвет?
Что мы составили? (план выполнения рисунка)
Расскажите по цепочке.
Оранжевая королева: «Ребята,явижу, что вы готовы помочь Чебурашке» |
Форму круга
Дети показывают круги
Оранжевого
Ответы детей
Хоровое повторение
Дети открывают нужную гуашь.
Посередине листа.
К чёрной добавить белой.
|
Закрепление знаний
Физкультминутка
|
— Положите листы горизонтально на парты, возьмите в руки простой карандаш и отметьте середину на листе.
Повторим последовательность выполнения работы с показом действий сухой кисточкой.
— Что будем делать сначала? Покажите.
— А затем?
— Как будем выполнять мазки внутри контура изображения?
— Каким цветом изобразим тень от апельсина?
— Какие правила нужно выполнять при работе с красками?
Пальчиковая зарядка
— Перед началом работы подготовим руки. проведём пальчиковую зарядку
«Мы делили апельсин» с движениями пальцев рук:
Мы делили апельсин Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра. А для волка – кожура. Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь, кто куда! — Ну, а сейчас, приступаем к работе. Придерживайтесь плана, который видите на доске. Будьте аккуратны, не забывайте о правилах работы с красками.
Выполнение рисунков учащимися. Учитель контролирует, оказывает помощь.
|
По направлению формы.
Ребята выполняют рисунки с опорой на пооперационный план и помощь учителя.
|
Подведение итогов. Рефлексия. Выставка работ. Оценка. |
Мы с королевой видим , что с работой вы все справились. Каждый прикрепите свой рисунок на доску.
Оранжевая королева: «Какие, ребята, вы молодцы. Красивые получились у вас рисунки. Чебурашка будет очень рад вашему подарку.
— Ну, а нам, ребята, пора возвращаться обратно.(закройте глаза, помигайте часто — часто) Открыли глаза. — Вот мы снова в родной школе, в своём классе.
— Ребята, что мы рисовали на уроке?
— Вам понравились свои рисунки?
— А рисунки товарищей?
— Для кого рисовали?
— Чему научились?
— Как получали оранжевую краску? Учитель о многообразии природы и красок.
— А какие ёщё предметы можно нарисовать оранжевой краской?
— Молодцы.
— Оранжевая королева послала вам подарок. Отличные апельсины! (учитель дарит каждому по апельсину)
— Кто дома будет рисовать рисунки тех предметов, которые нравятся и имеют оранжевый цвет?
— Для кого ты хочешь нарисовать?
— А ты кого порадуешь своим ярким рисунком?
— Спасибо вам за урок!
|
|
Уборка рабочего места | Приведём в порядок рабочее место |
|
Правила работы с красками
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. Обмакивать кисть в краску не полностью, снимать лишнюю каплю краски, коснувшись один раз края баночки.
3. Смешение красок производить на палитре, не забывая промывать кисти.
4. При закрашивании рисунков кистью мазки нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону.
5. Каждый мазок нужно проводить только один раз.
Самоанализ урока
Вы присутствовали на уроке изо в 3 классе по теме: рисование с натуры апельсина.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала.
К уроку были поставлены следующие цели и задачи (смотри вступление в урок).
Цели и задачи поставлены исходя из уровня общего развития учащихся особенностей их познавательной деятельности. Приёмами доведения данных целей до учащихся являлось приглашение в сказочное путешествие по Оранжевому королевству (выполнение заданий от королевы ).
Считаю. Что урок достиг своих целей. Достижению целей урока способствовал соответствующий отбор содержания учебного материала, его объём, учёт психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Структура урока определена общедидактической целью и типом урока. Включает следующие этапы:
1.Организация начала урока
— организация детского коллектива
— организация рабочего места
2.Подготовка к основному этапу
-актуализация знаний
— Мотивация
— сообщение темы урока
— целеполагание
3. Основной этап
-усвоение новых знаний и способов действий (получение оранжевого цвета, рисование с натуры предмета круглой формы)
-составление пооперационной карты «Последовательность рисования апельсина»
4. Закрепление знаний и способов действий
-самостоятельное выполнение рисунка учащимися.
5.Подведение итогов. Рефлексия
-выставка работ учащихся.
— оценка деятельности
6. Приведение в порядок рабочего места
Последовательность этапов соответствовала типу урока. Взаимосвязь этапов урока осуществлялась через использование сюжетно – тематической организации занятия, плавный переход с одного этапа к другому – при помощи слов – связок, через использование презентации, за счёт создания игровых ситуаций.
Каждый этап урока имел определённую дидактическую задачу, которая реализовывалась через систему приёмов.
1.Организация начала урока.
Дидактическая задача. Подготовить учащихся к работе на уроке.
Результат –полная готовность класса к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Использовался приём ритуальных инструкций на ориентировку в пространстве.
2.Подготовка к основному этапу урока.
Дидактическая задача данного этапа – обеспечение усвоения и принятия учащимися цели учебно –познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений
Приёмами мотивации и доведения целей урока до детей являлись приглашение в сказочное путешествие, введение сказочного персонажа – Оранжевой королевы. Тема занятия определялась через отгадывание загадки про апельсин.
Результат – готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний об основных цветах, семи цветах радуги.
3.Основной этап урока. Усвоение новых знаний и способов действий (получение оранжевого цвета, рисование с натуры предмета круглой формы.
Дидактическая задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Умение планировать свою работу и осуществлять её по плану – один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Именно поэтому этот этап урока особенно важен. Обучение детей планированию я старалась проводить в такой последовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного плана, пользуясь пооперационной картой. Обращение к сказочному персонажу значительно повышало интерес учащихся к этому не совсем привлекательному для детей этапу.
Физкультминутка также была подчинена сюжетной организации урока и способствовала снятию статического напряжения, внесению эмоционального заряда, а также создавала условия для развития внимания учащихся.
4. Закрепление знаний и способов действий.
Дидактическая задача этапа – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий, выработка умений и навыков по их применению.
Тщательно продуманное проведение предыдущих этапов, на мой взгляд, в значительной мере способствовало успешному осуществлению задания, с которым справились все учащиеся. Я старалась следить, чтобы ученики придерживались составленного плана, обращая их внимание к пооперационной карте. Осуществлялась и индивидуальная помощь детям, которая на этом этапе необходима в разной степени практически всем учащимся, хотя бы для того, чтобы вселить в них уверенность в своих силах и поощрить их.
Результат – выполнение рисунка апельсина всеми учащимися.
Оценка готовых рисунков. Задача этого этапа — воспитать правильное отношение к качеству выполненного рисунка.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Дидактические задачи – дать анализ и оценку успешности достижения целей урока. Мобилизовать учащихся на осмысление своей деятельности, своего поведения.
При подведении итогов присутствовала положительная оценка учителя. Главное, я стремилась к тому, чтобы дети ждали следующего урока.
Основными методами обучения на уроке были репродуктивные и объяснительно-иллюстративные.
Темп ведения урока считаю достаточным. Запланированное выполнено в полном объеме.
Активность детей на занятии была достаточной. Работоспособность средняя.
Межличностные отношения на занятии доброжелательные. Использование презентации, пооперационной карты, введение сказочных персонажей обеспечили эффективное сотрудничество между учителем и учащимися, обеспечили активность на каждом этапе и позволили эффективно реализовать намеченные цели.
Запланированный контроль учителя осуществлялся на протяжении всего занятия. Самоконтроль учащихся находится еще на этапе формирования.
Личностно-ориентированный подход к учащимся осуществлялся через использование задания «Вы готовы, вы согласны», выражение своего настроения в конце урока. В течение всего урока осуществлялась помощь учителя нуждающимся в ней ученикам.
Здоровьесберегающий аспект занятия реализован.
Оценка занятия учителем (Что получилось, что нет. Почему? Удовлетворенность или неудовлетворенность занятием).
Вступление в урок
Дата: 8.11. 2012
Класс:3б
В классе 10 человек: 2 девочки и 8 мальчиков, 1 ученик на домашнем обучении.2 ученика находятся на длительном лечении в больнице.
По классификации В.В.Воронковой: 4учащихся – к 2группе, 2учащихся – к 3группе.
Большинство учащихся неплохо запоминают изучаемый материал, но самостоятельно не способны сделать элементарные выводы и обобщения. При выполнении практических и самостоятельных работ нуждаются в помощи учителя.
Уровень самостоятельности на уроках низкий. Для учащихся характерен и более результативен индуктивный способ мыслительной деятельности (от частного к общему).
Организационные навыки и умения сформированы недостаточно.
Внимание в классе неустойчивое, долго не могут сосредоточиться, быстро отвлекаются. Трудно переключаются с одного вида деятельности на другой.
У большинства детей наблюдаются нарушения в произношении.
Здоровьесберегающий аспект занятия реализуется через организацию физкультминуток. динамического режима, игровых упражнений, чередование видов деятельности.
Технологическая карта урока по изо
Класс 3б
Учитель Солодянкина Галина Николаевна
Урок изо
Тема. Рисование с натуры апельсина
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Общедидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала. ,осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Цели и задачи урока
1.Образовательные:
– создать условия для рисования с натуры предмета круглой формы, передачи в рисунке цвета и объёма изображаемого предмета
2..Коррекционно – развивающие:
— создать условия для развития пространственного анализа и пространственной ориентировки через выполнение рисунка на альбомном листе;
— развивития технических навыков в рисовании гуашью через закрепление приёма рисования раздельными мазками;
— развития цветовой зоркости через упражнения в определении цвета;
-последовательного рассматривания и восприятия объекта рисования с натуры через анализ образца;
— введения в активный словарь понятий (оранжевый цвет, палитра, блики, тень от предмета) через постоянное оперирование данными понятиями на уроке;
3. Воспитательные:
— создать условия для воспитания у обучающихся положительных качеств личности: настойчивости, стремления к познанию, аккуратности через самостоятельную работу над выполнением рисунка апельсина;
— воспитания у обучающихся эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира через прослушивание песни «Оранжевое небо», выставку рисунков;
-развития интереса к занятиям изобразительной деятельностью через включение в урок сказочных героев (Оранжевая королева, чебурашка).
— формирования навыка самоконтроля на основе сопоставления с образцом;
— по воспитанию коммуникативных умений, а именно, умения внимательно слушать учителя и друг друга через организацию беседы.
Структура урока
1.Организация начала урока.
— организация детского коллектива
— организация рабочего места
2. Подготовка к основному этапу
— актуализация знаний
— мотивация
— сообщение темы урока
— целеполагание
3. Основной этап.
— усвоение новых знаний и способов действий (получение оранжевого цвета, рисование с натуры предмета круглой формы)
— коллективный анализ изображаемого с натуры предмета
— составление пооперационной карты «Последовательность рисования апельсина»
4. Закрепление знаний и способов действий.
— самостоятельное выполнение рисунка учащимися с опорой на пооперационную карту и помощь учителя
5. Подведение итогов. Рефлексия
Выставка работ. Оценка деятельности
Формы организации познавательной деятельности
— фронтальная работа;
— индивидуальная работа.
Система контроля
— контроль учителя;
— взаимоконтроль учащимися;
— самоконтроль
Здоровьесберегающий аспект занятия
Реализуется через организацию физкультминуток, игровых упражнений, чередование видов деятельности.
Оборудование и наглядный материал.
— компьютер;
— аудиозапись песни «Оранжевое небо»
— апельсины (апельсин для демонстрации и подарочный набор с апельсинами);
— пооперационная карта;
— альбомные листы;
— палитры, гуашь,кисточки, подставки для кисточек, стаканчики для воды, тряпочки, подкладные клеёночки;
— кукла в оранжевом наряде.
.