Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образования по ИЗО и программы по ИЗО для 1 класса (автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина )
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения ИЗО на ступени начального общего образования изложенные в пояснительной записке к примерной программе по ИЗО.
Данное планирование рассчитано на 1 час в неделю.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
Овладения знаниями основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования по памяти, с натуры, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного искусства, лепки, аппликации;
Развитие художественного вкуса, творческого воображения. Воспитание интереса и любви к искусству.
В основу программы положены:
Тематический принцип планирования учебного материала;
Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности;
Яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства;
Система учебно – творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством;
Система межпредметных связей;
Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников.
Знания и умения учащиеся 3 класса
В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции и цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм животного мира и усвоить:
Доступные сведения о культуре и быте людей;
Начальные сведения о декоративной росписи;
Простейшие правила смешения основных красок.
К концу учебного года должны уметь:
Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;
Чувствовать гармоничное сочетание цветов;
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
Правильно определять и изображать форму предмета, его пропорцию, выполнять эскизы рисунков;
Расписывать готовые изделия
Применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении.
дата | Вид урока | Тема урока | Задачи урока | Основные понятия | оборудование | Стр. учеб | |
1 четверть «В мире волшебных красок» Цели: Познакомить с ИЗО искусством, дать первое представление о мире изобразительного искусства; Развивать художественное восприятие, чувство прекрасного; Воспитывать любовь к природе родного края, аккуратность, усидчивость. | |||||||
1 |
|
| Чем и как работают художники? | Познакомить с ИЗО, содержанием уроков; дать первое представление о сказочном мире изо. | ИЗО, акварель, правила работы с акварельными красками, художник | Палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга | С.3-11, 14 |
2 |
| Декоративная работа | Красивые цепочки | Формировать умение работать гуашевыми красками, закрепить умение правильно организовывать свое рабочее место | Гуашь, подготовка к уроку ИЗО, правила | Белила, работы детей гуашью и акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга | С. 12, 13, 18-22 |
3 |
| экскурсия | Золотые краски осени | Обратить внимание на красоту и величие окружающей природы | Прозрачная синева, объем, тона | Сбор листьев, стихи Некрасова, Пушкина |
|
4 |
| По памяти и представлению | Волшебные краски осеннего дерева | Формировать умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности. | Силуэт дерева, работа без карандаша | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
5 |
| Декоративная работа | Волшебные листья и ягоды | Дать понятие об узоре на предметах дек.- прикладного искусства | Прием тычка, мазок, прикладывание, примыкания | Куклы, А.Куинджи «Березовая роща» акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга | С.26-29 |
6 |
| Декоративная работа | Волшебный узор(сам. раб. Хохломская роспись. 3 вида художественной дея-ти) | Учить видеть форму предмета, выделять элементы узора Хохломы (ягодка, листок, травка) | Форма предмета, конструкция предмета, очертания, контур силуэт | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, разные виды иск-ва на плоскости | С.30-35, с.64-67 |
7 |
| с натуры экскурсия | Золотые краски осени | Раскрыть красоту осеннего лесе, обучать рисованию с натуры листьев деревьев |
| акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
8 |
| Рисование на тему | Сказка про осень | Показать красоту русской осени в живописи на примере худ. Поленова | Своеобразие форм различных деревьев, построек, пейзажисты | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга | С.15 |
9 |
| Декоративная работа | Чудо – платье (сам. раб.) | Учить выделять элементы узора в народной вышивке(цветок, веточка) | Декор. Элементы, точнее, линии, цветочки, горошек | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, |
|
2 четверть «Мы готовимся к празднику» 7 ч. Цели: Научить рисованию с натуры объектов различной формы с предварительным анализом пропорций световой окраски; Развивать навыки ровной заливки в пределах заданного контура; Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство патриотизма. | |||||||
10(1) |
| Рис. с натуры | Праздничный флажок | Способствовать идейно – патриотическому воспитанию , созданию праздничного настроения, формировать умение рис. с натуры объекты прямоугольной формы с анализом пропорций цветовой окраски. | Флаг, герб, гимн, тотем, древко, полотнище | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, плакат с изображением символов России |
|
11(2) |
| Рис. на тему | Мы на праздничной улице | Обучать умению сам – но выбирать для изображения взволновавший их сюжет. Учить выражать цветом радостные чувства. | Архитектор, природные, постройки – упаковки, наш город | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, рис. элементов построек древне русских городов |
|
12(3) |
| Декоративная работа | Праздничные краски узоров. Дымковская игрушка. | Обучать выделять элементы геом. Узора, упражнять в приемах рисования кистью | Дымковское творчество, элементы геом. Узора, (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки — горошины) | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, альбомы с различной росписью |
|
13(4) |
| Декоративная работа | Нарядный узор (из геометрических элементов для украшения праздничных косынок, фартуков) | Закреплять знания о характере дымковской росписи, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу | Элементы узоров Дымки, Азбука Хохломы(Золотая хохлома) | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка,
|
|
14(5) |
| иллюстрирование сказки | В гостях у сказки(«Колобок») | Воспитывать любовь к р.н. сказкам, развивать эстетическое восприятие произведений ИЗО искусства |
Иллюстрации к русским нар. сказкам, | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, иллюстрации В.М. Васнецова «Аленушка»
|
|
15(6) |
| Декоративная работа | В гостях у сказки(«Колобок») | Воспитывать любовь к р.н. сказкам, развивать эстетическое восприятие произведений ИЗО искусства | поэтичность образа | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка,
|
|
16(7) |
| Рис. с нат. | Мы украшали елку (игрушки на елку) | Формировать чувство восхищения от красоты зимней природы. | Пространство, пропорция | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, новогодние открытки
|
|
3 четверть «Чудеса зимы — красавицы» 9ч. Цели: Учить рисовать с натуры зимнюю природу, точно передавая характерные особенности – форму, величину, расположение игл; Развивать умение сравнивать свой рисунок с натурой, наблюдательность; Воспитывать любовь к природе родного края. | |||||||
17(1) |
| Рис. с нат. | Мы украшали елку (игрушки на елку) | Развивать умение анализировать объекты изображения , сравнивать их , зрительно определять и изображать форму, общее пространственное расположение. | Осевая линия, внешний контур, левая(правая) боковая линия | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка,
|
|
18(2) |
| Рис. с нат. | Красота лесной природы (ветки ели и сосны) | Учить рисовать с натуры веточку хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл | Хвойное дерево, хвоинки, иглы, основная веточка, боковые ветви | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, фото зимнего леса |
|
19(3) |
| Рис. на тему | Наша новогодняя елка | Прививать интерес к празднику Новый год, поддерживать праздничное настроение, развивать умение цветом, насыщенностью оттенков красок выразить свои чувства. | Линейная прорисовка | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка,
|
|
20(4) |
| Декоративная работа | «Летняя сказка зимой» | Познакомить с изделиями мастеров Городецкой росписи; учить выделять элементы цветочного узора | Характерная Городецкая роспись | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
21(5) |
| Декоративная работа | «Летняя сказка зимой»(продолжение темы) | Закрепить знания об изделиях мастеров Городецкой росписи; умение выделять элементы цветочного узора | Городецкая роспись | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
22(6) |
| Рис. по памяти и представлению | «Мы рисуем зимние деревья» | Учит рисовать объекты и несложные сюжеты по представлению; изображать внешнее строение деревьев. | внешнее строение деревьев. | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
23(7) |
| Рис. на тему | «Красавица зима» | Формировать умения самостоятельно выбирать материал для творчества |
| акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
24(8) |
| Декоративная работа | «Синие узоры на белоснежном поле» | Учить выделять элементы растительного узора гжельской керамики | элементы растительного узора гжельской керамики | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
25(9) |
| Декоративная работа | «Синее чудо» | Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи современной гжельской керамики |
| акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
4 четверть «Встреча с весной — красой» 8ч. | |||||||
26(1) |
| Декоративная работа | «Синее чудо» | Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи современной гжельской керамики |
| акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
27(2) |
| иллюстрирование сказки | «Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | Формировать умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке. | композиция иллюстрации | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
28(3) |
| иллюстрирование сказки | «Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | Закреплять умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке. |
| акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
29(4) |
| Рис. на тему | «Весенний день» | Ознакомить с произведениями изобразительного искусства А.Саврасов «Грачи прилетели» и д.р. | композиция иллюстрации | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
30(5) |
| Рис. на тему | «Весенний день» | Ознакомить с произведениями изобразительного искусства А.Саврасов «Грачи прилетели» и д.р. | композиция иллюстрации | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
31(6) |
| Рис. по предст. | «Красота вокруг нас» | Формировать умение последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии рисунка. | линия симметрии рисунка. | акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
32(7) |
| Рис. с нат. | «Красота вокруг нас» | Развивать умение рисовать с натуры разнообразные цветы. |
| акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
33(8)
|
| Рис. с нат. | «Красота вокруг нас» | Развивать умение рисовать с натуры разнообразные цветы. |
| акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
дата | Вид урока | Тема урока | Задачи урока | Основные понятия | оборудование | Стр. уч. | |
1 четверть 9ч. | |||||||
1 |
| Рисов. по памя-ти и представлению | Знакомьтесь – наш учебник. Что нам поможет рисовать? | Познакомить с учебником и оборудованием, материалами и инструментами. | Расположение листа, штрихи | Репродукция картин, наборы открыток, акварельные и гуашевые краски, кисти. |
|
2 |
| Рис. с натуры | Рисование осенней сетки дерева(дуб, клен, береза) в акварели | Научить изображать сложную форму натуры. | Пробник, техни-ка отмывок, техника по сухому | Листья клена, букеты из веток, музыкальное сопровождение |
|
3 |
|
ДПИ | Рисование растительного узора в полосе. | Научить осознанному построению узора (правильное размещение, повторение элементов узора, чередование листьев и ягод) | Кружево, эле-менты узора, особенности узора, ритм | Схемы узоров, по-собие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
|
4 |
| Урок -беседа | Беседа о видах ИЗО искусства и архитектуре | Познакомить с понятиями видов, жанров изо искусства на примерах репродукций живописи, предметах ДПИ | Графика, рисунок, язык графики, гравюра, иллюстрация | Репродукции, набор открыток |
|
5 |
| Рис. с натуры | Рисование аквариума в акварели. | Познакомить с изображением геометрической основы конструкции предмета (объемное тело – куб, параллелепипед) | геометрической основы конст-рукции предмета (объемное тело – куб, точка схода параллелепипед) | Постановочный столик для натуры |
|
6 |
| Рисов. по памя-ти и представлению | Золотая осень. Пора листопада. | Углубить умение изоб-ражать по памяти, по пред-ставлению и на основе наб-людений несложные сюжеты из окружающей жизни, учи-ть передавать перспективу. | Перспектива, | Схемы узоров, по-собие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
|
7 |
| ДПИ
| Геометрический узор в полосе. | Обучать пользоваться в разметке линейкой, циркулем. | Оформление в цвете, разметка вертикальных квадратов, прорисовка циркулем. | Схемы узоров, по-собие из картона в виде полос, циркуль, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций. |
|
8 |
| Урок -беседа | Декоративно – прикладное искусство | Дать основные понятия, определяемые в области ДПИ, ознакомить с видами ДПИ; научить анализировать изделия ДПИ | ДПИ; Россия, народные промыслы | Схемы узоров, по-собие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. | Ч.2. 13-14 |
9 |
| Рис. с натур. | Рисование с натуры деревьев (в карандаше и акварели) | Обучать в рисунке прос-транственному распо-ложению предметов – де-ревьев – ближних и даль-них; умению выделять гла-вное в натуре; определять изменение цвета в зави-симости от расстояния изображаемых предметов. | Перпендикулярно к стволу,крона, «скелет» дерева | Репродукции, набор открыток, планшеты |
|
2 четверть 7ч. | |||||||
10(1) |
| Рисов. по памя-ти и представлению
| Домик в деревне | Дать понятие об архитектуре сельского дома в Росси, о названиях архитектурных элементов дома. | Экология, горизонтально | Репродукции, набор открыток, муз. сопровождение
|
|
11(2) |
|
Урок -беседа | Жанры изо искусства – живописи: пейзаж; портрет; натюрморт. | Познакомить с основными жанрами живописи; выдающимися произведениями живописи в жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт. | Искусство, пейзаж, портрет, автопортрет, натюрморт | Репродукции, набор открыток, муз. сопровождение
|
|
12(3) |
| Рисов. по памя-ти и представлению
| Рисование интерьера своей комнаты или уголка | Научить правильно передавать в рис. видимую форму уходящих в глубину плоскостей; научить сравнивать изображение и модель интерьера. | Интерьер, линейно – конструктивный рисунок | Репродукции, набор открыток
|
|
13(4) |
|
Рис. с натуры | Работа по карточкам или с макета: срисовывание с изображения на карточке или с макета русского сельского дома или скворечника(дома для птиц) | Проверить усвоение материала по рисованию предметов призматической формы в перспективе. | Точка зрения, перспективные изменения горизонта | Репродукции, набор открыток, муз. Сопровождение, раздаточный материал, модель скворечника.
|
|
14(5) |
|
ДПИ | Растительный узор в полосе. | Дать понятие о фоновой росписи; ознакомить с промыслом « Золотая Хохлома» и ее изделиями | элементы хохломской росписи | Схемы узоров, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций, изделия с хохломской росписью |
|
15(6) |
|
Урок -беседа | Один из жанров изо искусства – бытовой жанр | Познакомить с новым живописным жанром – бытовым и продукциями картин этого жанра | Бытовой жанр, невеста, купеческие нравы | Репродукции, набор открыток, муз. Сопровождение, раздаточный материал |
|
16(7) |
|
ДПИ | Аппликации из бумаги на тему: «Дружба ослика с цыпленком» | Дать определение и понятие аппликации как виду худ. Творчества; познакомить с геометрическими фигурами: овал, прямоугольник, треугольник. | аппликация | Геометрические фигуры, образцы аппликации, клей ПВА
|
|
3 четверть 10ч. | |||||||
17(1) |
| Рисов. по памя-ти и представлению
| Расскажи свою любимую сказку | Закрепить знания по композиции, умения различать предметы в рисунке. | Сказка, мудрость | Текст сказки «Колобок», книги с иллюстрациями сказок
|
|
18(2) |
| Рис. с нат. | Рисование геометрического тела вращения: шар –детский мяч. | Научить детей передавать в рис. распределение светотени на поверхности предметов шарообразной формы. | Шар, свет, тень. | Постановочный столик для натуры, драпировка. |
|
19(2) |
| Урок -беседа | Исторический и батальные жанры в живописи | Дать определение и основное понятие об историческом и батальном жанрах в живописи; учить отличать эти жанры в картинах. | Баталия, ритм, Верещагин | Репродукции, набор открыток, муз. Сопровождение, раздаточный материал |
|
20(4) |
| ДПИ | Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Узор «Клубничка». Понятие фоновой росписи. | Закрепить полученные знания о хохломской росписи по дереву. | Понятие фоновой росписи. | пособие из картона в виде полос, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций. |
|
21(5) |
| Рисов. по памя-ти и представлению | Городской пейзаж. | Уточнить знания по перспективному изображению домов, деревьев. | перспективное изображение | Репродукции, набор отк-рыток, муз. сопровожде-ние, раздаточный мате-риал |
|
22(6) |
| Рис. с натуры | Рисование с натуры болгарских перцев и огурца (группа овощей) | Закрепление и расширение элементарных знаний и умений в области рисования с натуры; в выполнении рисунка в опреде-ленной последовательности. |
| Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
|
|
23(7) |
| Урок -беседа | Анималистический жанр в изобразительном искусстве | Знакомство с новым видом ис-кусства – анималистическим жанром живописи, разъяснение его особенностей на примере работ художников | Анималистический жанр | Животные, птицы, репродукции картин. | 64 — 73 |
24(8) |
| Рис. с натуры | Рисование с натуры яблок на фоне бело – голубой ткани в акварели «Яблоки на снегу…» | Научить выявлять объем шарообразного предмета — яблок — с помощью цвета. | объем шарообразного предмета | Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
|
|
25(9) |
| ДПИ | Рисование симметрич-ного растительного узора в квадрате. Знакомство с бесформенной росписью. Городецкие букеты. | Углублять и расширять навыки работы над узором (располо-жение вспомогательных линий при росписи узора); понятие симметрии. | симметричный растительный узор, бесформенная роспись | Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
|
26(10) |
| Рис. с натуры | Рисование с натуры насе-комых: Бабочки летают, бабочки! | Закрепление понятия симметрии. |
| Модели: бабочки из коллекции, таблицы |
|
4 четверть 8ч. | |||||||
27(1) |
| ДПИ | Аппликация из ткани «Сказочный домик» | Научить работе с ножницами; конструированию. | Аппликация | Образцы аппликаций из ткани, схемы аппликаций. |
|
28(2) |
| Рис. с натуры | Рисование с натуры птиц. Волнистый попугайчик. | Научиться изображать сложную форму натуры, передавать в рисунке ее движение; понимать, чем обусловлены внешняя форма темы. | внешняя форма | Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
|
29(3) |
| Рисов. по памя-ти и представлению | Весна пришла. Весеннее настроение. | Закрепление понятий(линия горизонта, центральный луч зрения) и правил построения рисунка по одной или двум точкам схода. | линия горизонта, центральный луч зрения | Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
|
|
30(4) |
| Рис. с натуры | Рисование с натуры животных:«Кошечка, которая гуляет сама по себе» | Обучение моментальному наброску (зарисовке) с натуры в различной графике. | набросок (зарисовка) с натуры | Видеокассеты с животными, таблицы с изображением кошек, набор открыток по теме. |
|
31(5) |
| ДПИ | Лепка и роспись дымковских коней. Сказ о дымковском чуде. | Знакомство с новым видом декоративно – прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой. | декоративно – прикладное искусство | Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
|
32(6) |
| Рис. с натуры | Рисование с натуры цветов (весенних) | Проверить знания и навыки в работе с акварельными краска-ми; умения правильно переда-вать видимый в натуре основной цвет; знания свойств акварели. | свойства акварели. | Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
|
|
33(7) |
| Урок -беседа | Взаимосвязь видов искусства с другими сторонами жизни людей, с другими занятиями. | Познакомить с многообразием отраслей, в котором работают художники. |
| Портреты художников |
|
34(8) |
| Рис. с натуры | Рисование с натуры школьного двора. | Проверить знания и навыки в работе с акварельными красками; умения правильно передавать видимый в натуре основной цвет; знания свойств акварели. |
|
|
|