Тверская область
г. Лихославль
МОУ «Лихославльская средняя общеобразовательная школа №1»
автор: Жуплева Татьяна Васильевна
учитель
Возрастная категория: 5-6 класс
Раздел программы: ОО «Технология», Декоративное прикладное искусство.
2011
Характеристика темы урока.
Продолжают осваивать алгоритм преобразовательной деятельности и знакомятся на практике с новой организацией изготовления изделия, бригадным методом. Что способствует воспитанию коллективизма, ответственности за свою работу. Для этого отводится 6 часов занятий.
Закрепляют знания в выборе цвета деталей узора. Знакомятся с возможностями компьютера на практике. Освоив новый узор лоскутной пластики, они могут расширить свои возможности выборе рисунка для изделий и продолжить оформление интерьера кухни декоративными и утилитарными изделиями, выполнив коллективный творческий проект. В результате своей деятельности дети получают конечный результат, изделие, что способствует желанию к последующей деятельности.
Тема изучается после разделов «Материаловедение» и «Машиноведение», что позволяет учащимся пользоваться полученными знаниями и совершенствовать работу на швейной машине. Для выполнения работы потребуется 5швейных машин и 2 утюга.
План урока.
Класс 6
Тема раздела. Декоративно – прикладное искусство.
Тема урока: Творческий проект, краткосрочный, коллективный.
Тип урока – комбинированный.
Цель урока:
Образовательная: закрепить полученные знания, умения по рукоделию «Лоскутная пластика»; продолжить освоение алгоритма преобразовательной деятельности учениками.
Воспитательная — воспитывать коллективизм, ответственность.
Развивающая: развивать художественный вкус; развивать самостоятельность в решение проблем.
Методы обучения: рассказ – объяснение, обсуждение, мозговой штурм, метод проекта, практический показ приемов работ.
Межпредметные связи: история, краеведение, математика, рисование.
Внутрипредметная связь: машиноведение, материаловедение, технология изготовления изделий.
МТО. Образцы работ. Плакаты-с таблицами 1,2,3. Листы с таблицей 4, папка по проектированию, ПЭВМ, ткань – лоскут, инструменты, швейная машина, утюг.
Литература:
1. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.
2. Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.
3. И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.
4.Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.
5. Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.
6. Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент-3мин.
1.1Проверка посещаемости учащихся.
1.2 Подготовка к уроку.
1.3 Проверка домашнего задания.
2. Повторение пройденного материала-7 мин.
2.1. С какими видами рукоделия вы познакомились в этом году?
Ответ: вышивка и лоскутная пластика.
2.2.Дайте определение рукоделию «Лоскутная пластика».
Ответ: «Лоскутная пластика» — создания изделия из лоскутков ткани.
2.3. Перечислите основные правила по изготовлению изделий в «Лоскутной пластике».
Ответ: определение прочности окраски;
подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку;
крой производят по изнаночной стороне;
нить основы проходит по одной из сторон детали;
соединять детали одинаковым швом;
швы заутюживать.
2.4. Как называется изученный вами рисунок?
Ответ: алмаз.
3. Новый материал: 25-30 мин.
Выполнение краткосрочного и коллективного проекта.
Проблему формулирует учитель.
Проблема.
На основе изученного рисунка выполнить сувенир.
Чтобы решить нашу проблему давайте поставим перед собой цели.
Цели:
проверить свои знания и умения;
выполнить работу самостоятельно.
совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.
Для решения проблемы нужно сформулировать задачу.
Краткая формулировка задачи.
Выполнить сувенир своими руками за 2 занятия.
Исследование 1. Мозговой штурм.
Вопрос: Какие изделия можно выполнить, используя изученный рисунок?
Ваши идеи.
Ответ: прихватку, салфетку, закладку, платочек, вымпел.
Исследование 2.
Вопрос: Каким требованиям должно отвечать изделие?
Ответ: красивое (декоративное), полезное (утилитарное), недорогое (экономически выгодное), безопасное для человека и окружающей среды (экологично), легкое в обработке (технология) и с минимальными затратами по времени.
салфетка | прихватка | закладка | платочек | вымпел | |
декоративное | + | + | + | + | + |
утилитарное | + | + | + | + | — |
экономично | + | — | — | + | — |
экологично | + | + | + | — | + |
технология | + | — | — | + | — |
время 2 часа | + | — | — | + | — |
итого: 6 3 3 5 2
Вывод: из предложенных изделий всем требованиям отвечает салфетка.
Исследование 3. Выбор ткани.
Ученикам предлагаются ткани разные по волокнистому составу. Хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные, искусственные и синтетические.
Задание: используя полученные знания по материаловедению и требования к тканям для работы в лоскутной технике необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант.
Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 2
льняная | хлопчатобумажная | шерстяная | шелковая | |
экологические: натуральные, впитывают влагу, быстро сохнут, |
+ + + | + + + | + + — | + + + |
эксплуатационные: прочные толщина | + + | + ++ | — — | — — |
эстетические: красивые | + | + | + | + |
технологические: не осыпаются, не скользят, температура нагрева | + + + | + + + | — + — | — — — |
экономические: дешевые | — | + | — | — |
Всего 9 11 4 4
Вывод: Наиболее полно отвечают требованиям хлопчатобумажные ткани.
Исследование 4.Экологическая справка.
Вопрос: На какие два класса делится текстильные волокна?
Ответ: на натуральные и химические.
Вопрос: Из каких волокон получают хлопчатобумажные ткани?
Ответ: из хлопка.
Вопрос: К какому классу относится волокно хлопок?
Ответ: к натуральному.
Вывод: хлопчатобумажные ткани экологически чистые т.к. они натуральные.
Исследование 5. Экономический расчет.
Наименование | Ед. изм. | Норма расхода | Цена (руб) | Стоимость (руб) | |
1 | прокладочная ткань | м | 30х30 | 10-00 | 3-00 |
2 | лоскут | м | — | — | — |
3 | нитки швейные | шт | 110 | 6-00 | 0-60 |
| ИТОГО: |
|
|
| 3-60 |
Примечание: ученики имели домашнее задание узнать стоимость аналогичных изделий.
Вывод: Изделие экономически выгодно изготовить самим. Оно дешевле рыночной цены. Подобные изделия на рынке стоят от 15-20 рублей.
Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Таблица 4
Дополнительные цвета. | |
красный | зеленый, серый, синий, желтый, черный, коричневый. |
оранжевый | фиолетовый, ярко- синий, бледно-голубой |
желтый | черный, синий, красный, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый. |
темно-зеленый | коричневый, бежевый |
зеленый (светлый) | желтый, оранжевый, темно- зеленый, песочный, розовый |
бледно-голубой | темно-красный, серый |
синий | серый, белый, голубой, желтый, красный, черный |
фиолетовый | светло-зеленый, темно-зеленый |
коричневый | желтый, черный, красный, бежевый, зеленый |
серый | фиолетовый, малиновый |
Исследование 7. 4. Вводный инструктаж-10 мин.
Используя данные таблицы и компьютер, подберите сочетаемые цвета.
Примечание: первую часть задания выполняет учитель в редакторе Word.
1.(для учителя) Включите панель «Рисование». На ней нажмите кнопку «прямоугольник». Подведите курсор «Мышью» к месту рисования. Нажмите левую кнопку «мыши» и, удерживая кнопку, растяните прямоугольник. Если при этом удерживать нажатой клавишу « Shift», то получится квадрат.
Нажмите еще раз кнопку «прямоугольник» и рядом нарисуйте еще один квадрат и выделите его (наведите на него курсор «мыши» и нажмите один раз левую кнопку «мыши»). На панели «Рисование» нажмите кнопку «свободное вращение». Установите указатель «мыши» на любую зеленую точку, нажмите левую кнопку «мыши» и удерживая кнопку, движением «мыши» разверните квадрат на 45 градусов. Если при этом удерживать нажатую клавишу «Shift», то проще зафиксировать нужный угол. Нажмите на панели рисования кнопку «свободное вращение». Теперь впишите перевернутый квадрат в первый квадрат. Для этого перенесите «мышью» перевернутый квадрат в середину первого квадрата. Изменяя размеры перевернутого квадрата, добейтесь точных размеров. При этом держите нажатой клавишу «Alt». Аналогично нарисуйте третий квадрат и впишите его в перевернутый.
Примечание: вторую часть задания выполняют ученики, имеющие опыт работы на компьютере вместе с остальными учащимися. Это работа позволяет с экономить время на уроке, наглядно поработать с цветом и познакомится с возможностями компьютера.
2.(для учеников) Выделите любой квадрат. Нажмите значок треугольника справа от кнопки «цвет заливки» на панели «рисование». В открывшемся окошке выберите желаемый цвет, наведите на него курсор «мыши» и нажмите левую кнопку «мыши» один раз. Выбранный квадрат окрасится нужным цветом.
3. Повторите п.2 для других квадратов.
5. Практическая работа -20 мин.
1. Подобрать ткань по цвету.
2. Вырезать детали, по шаблонам соблюдая правила раскроя:
крой производят по изнаночной стороне;
нить основы проходит по одной из сторон детали;
раскладка деталей выполняется экономно.
6. Заключительный инструктаж-10мин.
6.1 Анализ характерных ошибок и их причин.
6.2 Закрепление материала.
Назовите основные этапы проекта.
Каким требованиям должно отвечать изделие?
Назовите требования, предъявляемые к тканям.
6.3 Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.4 Домашнее задание.
Принести детали кроя, нитки, инструменты.
7. Уборка рабочих мест-5 мин.
Творческий проект.
Поисковый этап.
Проблема.
Какие изделия можно выполнить, используя изученный узор?
Исследование 1.
изделия
Конструкторский этап.
Исследование 2.
Требования потребителя.
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследование 3. Выбор ткани.
|
|
|
| |
экологические: натуральные, впитывают влагу, быстро сохнут, |
|
|
|
|
эксплуатационные: прочные толщина
|
|
|
|
|
эстетические красивые |
|
|
|
|
технологические: не осыпаются, не скользят, температура нагрева |
|
|
|
|
экономические дешевые |
|
|
|
|
Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 3
Всего
Исследование 4.Экологическая справка.
Вопрос: На какие два класса делится текстильные волокна?
____________________________________________________
Вопрос: Из каких волокон получают хлопчатобумажные ткани?
_____________________________________________________
Вопрос: К какому классу относится волокно хлопок?
_____________________________________________________
Вывод:
Исследование 5.
Наименование | Ед. изм. | Норма расхода | Цена (руб) | Стоимость (руб) | |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
| ИТОГО: |
|
|
|
|
Вывод:
Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Используя данные таблицы, подберите сочетаемые цвета. Таблица 4
Дополнительные цвета. | |
красный | зеленый, серый, синий, желтый, черный, коричневый. |
оранжевый | фиолетовый, ярко- синий, бледно-голубой |
желтый | черный, синий, красный, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый. |
темно-зеленый | коричневый, бежевый |
зеленый (светлый) | желтый, оранжевый, темно- зеленый, песочный, розовый |
бледно-голубой | темно-красный, серый |
синий | серый, белый, голубой, желтый, красный, черный |
фиолетовый | светло-зеленый, темно-зеленый |
коричневый | желтый, черный, красный, бежевый, зеленый |
серый | фиолетовый, малиновый |
Технологический этап.
Технология изготовления изделия.
Графическое изображение | Используемые инструменты и оборудование | |
1 ученица. По шаблонам раскроить детали |
| Мел, шаблоны, ножницы. |
2 ученица. На середину основы ткани наложить квадрат и закрепить |
| Булавки |
К квадрату притачать симметрично 2 малых треугольника. |
| Швейная машина №1, ножницы. |
3 ученица. Швы заутюжить |
| Утюг№1. |
4 ученица. К квадрату притачать симметрично еще 2 малых треугольника. |
| Швейная машина №2, ножницы. |
3 ученица. Швы заутюжить |
| Утюг№1. |
5 ученица. К рисунку притачать симметрично 2 больших треугольника. |
| Швейная машина №3, ножницы. |
6 ученица. Швы заутюжить |
| Утюг№2 |
7 ученица. К рисунку притачать симметрично еще 2 больших треугольника. |
| Швейная машина №4, ножницы. |
6 ученица. Швы заутюжить |
| Утюг№2 |
8 ученица. Обработать срезы салфетки зигзагообразной строчкой |
| Швейная машина №5, ножницы. |
Заключительный этап.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА
Вопросы для самооценки:
| |
Соответствует ли оно требованиям потребителя? Запишите свои комментарии, опираясь на критерии. |
|
Как его можно улучшить? Запишите конкретные предложения по его усовершенствованию. |
|
Оцени свою работу над проектом.
Обдуманно ли тобой выбраны идеи?
|
Твоя идея была хорошо обоснована как лучшая?
|
Были ли недостатки в проработке идей? Как они повлияли на результат?
|
Какие трудности в работе над проектом тебе встретились? Как удалось с ними справиться?
|
Какой этап проектирования тебе особенно интересен? Почему? |
Литература.
1. Гузеев В. Метод проектов. Директор школы. 1995. №6.
2. Джонс Д.К. Методы проектирования. Москва. Мир.1986.
3. Использование метода проектов на уроках «Технологии» в школе: Методические рекомендации. Под редакцией М. Б. Павловой. –СПб.1996.
4. Тихонов А. С., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования. Школа и производство. 1995. №1.
5. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб. Просвещение, 1995.
6. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.
7. Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.
8. И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.
9.Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.
10. Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.
11. Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994
Анализ урока.
Проведенный урок — первый в разделе декоративно – прикладного искусства. Учащиеся знакомятся с выполнением проектов.
Тема урока: ДПИ «Лоскутная техника».
Тип урока – ознакомление с новым материалом.
Определение цели и содержание урока производится на основе анализа требований программы, содержания календарно-тематического плана, подходов к организации проектного обучения.
Поставленные цели урока:
реалистичны, вызывают напряжение сил, но достижимы для учащихся с учетом «зоны ближайшего развития»; точно сформулированы и понятны ученикам;
диагностируемые, т. е. представляют реальную возможность определения и соотнесения с достигнутыми результатами в конкретный период образовательного процесса;
гармонизированные, что предполагают формирование знаний, развитие умений, способностей и личностных качеств учащихся;
мотивированные на социальные ценности и ценности возраста, что привлекает у детей стремление к личностным достижениям.
Для активизации познавательного интереса, повышение мотивации учебной деятельности обучающихся, для достижения поставленной цели урока использован элемент экскурсии. Общение с детьми во время «экскурсии» помогает наладить взаимоотношения с классом. Цель подготовить учащихся к активному, сознательному усвоению знаний. Для этого необходимо привлекать ребят к постановке цели урока
Формулировка цели урока отражает конечный результат, что должны освоить учащиеся в итоге изучения темы — научиться выполнять узор, а для этого выполнить схему рисунка и составить гармоничное сочетание цветов. Достижению цели способствуют поставленные задачи:
образовательная: знакомство учеников с алгоритмом преобразовательной деятельности.
воспитательная — воспитывать коллективизм, бережное отношение к природе, чувство красоты.
развивающая: развивать художественный вкус; развивать самостоятельность в решение проблем. Этап целеполагания в значительной степени предопределяет эффективность организации учебного – воспитательного процесса урока.
В своей работе я использую инновационные технологии, применяя метод проектов в обучении, что определяет ряд требований к уроку, которые учитываю при осуществлении дидактического проектировании:
— изложение материала на уроке вариативным по своей структуре;
— наряду с изложением готовой информации в ходе объяснения перед учениками ставятся проблемы, и осуществляется совместный поиск путей их решения;
— классно-урочная форма коллективной работы гармонично сочетается с индивидуальным обучением;
-изложение нового материала на уроке предусматривает последующее выполнение заданий (работа с листом проекта, выполнение узора) и упражнений (работа на компьютере и подбор ткани по цвету) учащимися, что предполагает применение усвоенных знаний на практике (в новой ситуации), причем, большая часть знаний получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения учебных задач;
-структура урока четкая со строгим переходом от одной части к другой, в соответствии с дидактической целью обеспечивающая движение к цели урока;
-на уроке имеет место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися, диагностика их развития.
На уроке выделены содержательные единицы (понятия, факты, определения, термины), подлежащие освоению учащимися такие как: декор, лоскутная техника, алгоритм преобразовательной деятельности, проект, поисковый, конструкторский, технологический и заключительный этапы, проблема, исследование, требования потребителя, эргономические, эстетические, экономические, экологические, технологические, критерии.
Выбранные мною методы (генерация идей — мозговой штурм, разрешение проблемных ситуаций, экспериментальные исследования, компьютерное моделирование) способствуют взаимодействию с учащимися, и формы организации их деятельности включают учащихся в активные действия, максимально способствуют их развитию, помогают выбрать решение в различных ситуациях, работать с информацией, интегрировать полученные знания на других предметах, исследовать явления, выражать суждения.
На уроке используются дидактические средства (наглядные пособия, аудио средства, иллюстрации литературных источников, материалов). Их оптимальное соотношение и логическая взаимосвязь предопределяет выполнение принципа доступности и наглядности в обучении. При выполнении практической части урока используется дифференцированный подход к обучению детей, 1группа работает на компьютерах, 2группа работает с тканью. На данном уроке компьютер выступает в роли индивидуального информационного пространства, тренажером при подборе цвета для узора. У детей появляется возможность пользоваться всей палитрой красок и разработать больше идей. Используя ПВЭМ, дети знакомятся с информационными технологиями, что позволяет экономить время урока. Предложенная программа авторская т. к. разработана мною.
Во время практической работы учитель выполняет следующие функции: расстановка рабочих мест, инструктаж, индивидуальные наблюдения, оказания индивидуальной помощи.
Урок организован с соблюдением требований СанПиНа это чередование видов деятельности, соблюдения время работы на компьютере.
Инновационное обучение в современном процессе, на мой взгляд, играет ведущую роль, именно на это я делаю акцент.
Структура урока по изучению нового материала выдержана.
Выбранные методы и приемы изучения нового материала соответствуют образовательным целям урока.
Вся работа на уроке направлена на сознательное усвоение материала учеником.