Лисицина Людмила Викторовна,
учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «Давыдовская гимназия»
Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
Класс: 1.
УМК: «Изобразительное искусство и художественный труд»
(Неменский Б.М.)
Учебный предмет: Изобразительное искусство.
Место урока в программе: 3 урок 1 четверти.
Система уроков: Ты учишься изображать.
Тема.
Мастер Изображения учит видеть. «Волшебные превращения геометрических фигур в предметы».
Тип урока
Сообщение нового материала.
Форма урока
Интегрированный урок-сказка (изобразительное искусство + математика).
Дидактическая модель обучения
Частично-поисковая, объяснительно-иллюстративная.
Цель
Учить детей видеть красивое в природе, окружающей обстановке, ценить, беречь его и создавать красивое своими руками.
Задачи
Закрепить знания детей о геометрических фигурах; дать представления о том, что в основе любого изображаемого предмета лежит та или иная форма; учить находить в окружающей обстановке предметы разной формы, сравнивать их, рисовать геометрические фигуры, правильно располагая их на листе, превращать их в предметы (дорисовывать) и аккуратно закрашивать, не заезжая за контур. Продолжать знакомить детей с разными художественными материалами, учить работать цветными карандашами, фломастерами.
Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза, умение ориентироваться на листе бумаги, быстроту реакции, творческое воображение, фантазию, внимание, аккуратность.
Воспитывать любовь к рисованию, интерес к сказкам, волшебным превращениям.
Педагогические средства
Беседа, презентация Power Point (наглядность), демонстрация.
Литературный ряд.
Стихотворение-приветствие и стихотворение для рифмованной физкультминутки собственного сочинения.
Материалы и оборудование.
Геометрические фигуры.
Картинки с изображением предметов.
Альбомные листы на каждого учащегося, цветные карандаши, фломастеры.
План урока
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Введение в тему урока. Дидактические игры «Назови предмет» и
«Соотнеси картинку с формой». 9 мин.
3. Сообщение темы и цели урока. 1 мин.
4. Дидактическое упражнение «Нарисуй фигуру». 4 мин.
Физкультминутка. 2 мин.
5. Творческая практическая работа учащихся. 16 мин.
6. Анализ работ. Итоги урока. 2 мин.
Ход урока
Организационный момент
Добрый день, мои малыши.
Ждут опять вас карандаши.
Будем ими рисовать,
Фигуры в предметы превращать.
Введение в тему урока. Дидактическая игра «Назови предмет».
(Слайд №2) Анимация по щелчку
Сегодня на уроке нас снова посетил Мастер Изображения, и он принес с собой разные геометрические фигуры.
Давайте посмотрим на эти фигуры и вспомним, как они называются. (Рассматривание геометрических фигур и называние их свойств.)
Анимация по щелчку
– Как называется эта фигура? (квадрат) Сколько у него сторон, углов? (четыре)
А что можно сказать про стороны квадрата? (они равны). Таким образом, квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.
Анимация по щелчку
– Что это за фигура? (прямоугольник) Сколько у него углов, сторон? Чем он отличается от квадрата? (две стороны длинные, а две короткие) Следовательно, прямоугольник – это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны.
Анимация по щелчку
– Как называется эта фигура? (треугольник) Сколько у него сторон и углов?
Анимация по щелчку
Назовите эту фигуру (круг). У него нет уголков, поэтому пальчик бежит ровно, нигде не спотыкается.
Анимация по щелчку
– А что это за фигура? (овал) Или, по-другому, сплющенный круг.
– А какие еще фигуры вы знаете?
(Слайд №3)
Мастер Изображения принес эти фигуры не случайно. (Слайд №4) Нас окружает множество разных вещей. Оказывается, все предметы, которые окружают нас, очень разные, не похожие друг на друга. Чем же они отличаются? (Цветом, размером, формой.) Что же делать художнику, как быстро и легко нарисовать любой предмет? А вот как. Художник в каждом предмете старается увидеть основную форму и сначала рисует ее, а потом дорисовывает основные детали.
Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру. Я буду называть геометрическую фигуру, а вы должны найти в окружающей обстановке предмет, напоминающий такую форму, и назвать его. (После называния детьми предметов каждой конкретной формы учитель меняет слайды.) (Слайды №5 — №9)
(Игра)
А теперь мы поиграем в другую игру. У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой изображен какой-то предмет. А у меня на доске – геометрические фигуры. По моей команде переверните карточку, рассмотрите ее и, по очереди подходя к доске, ставьте карточку с предметом к нужной форме. А мы с остальными ребятами будем проверять, правильно ли каждый определил форму своего предмета.
III. Сообщение темы и цели урока
Запомните, что треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал – это основные формы, которые используются при изображении предметов. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Волшебные превращения геометрических фигур в предметы». То есть, сегодня на уроке мы поучимся рисовать геометрические фигуры. А еще каждый из вас сегодня представит себя волшебником и попытается с помощью цветных карандашей (волшебных палочек) превратить эти формы в предметы, то есть дорисовать.
IV. Дидактическое упражнение «Нарисуй фигуру».
А пока предлагаю вам выполнить упражнение. Я буду называть, где именно на листе вы должны нарисовать ту или иную фигуру, то есть диктовать. А вы, внимательно выслушав задание, любым карандашом постараетесь крупно ее изобразить. А для этого надо вспомнить, где у вас правая рука, (покажите), а где левая. Только рисовать надо отрывистыми, повторяющимися движениями, постоянно подравнивая края фигуры. (Показ и объяснение способов рисования.)
Нарисуйте треугольник в верхнем правом углу, квадрат в нижнем левом, прямоугольник в нижнем правом, овал в верхнем левом углу, а круг в центре листа.
(Слайд№10) (Проверка правильности расположения фигур.)
(Слайд№11)
Физкультминутка.
Класс сегодня наш, друзья,
Посетила ребятня,
Необычная, смешная,
Очень сильно заводная.
Прикатился ровный круг,
И затих смущенно вдруг.
А за кругом и овал
В класс веселый прискакал.
Промаршировал квадрат,
Вдруг как истинный солдат.
Прихромал прямоугольник,
Он ужасный самовольник.
Вот пришли и удивились,
Что средь нас здесь очутились.
Посмеялись, пошутили
И восвояси укатили.
Творческая практическая работа.
А сейчас я предлагаю вам представить, что вы волшебники, а ваши цветные карандаши – волшебные палочки. Превратите свои фигуры в предметы, то есть дорисуйте их. Раскрашивайте их аккуратно, не заезжая за контур. А мы с Мастером Изображения будем наблюдать за вашей работой.
(Слайд№12)
VI. Анализ детских работ. Подведение итогов урока.
Мы с Мастером Изображения постоянно наблюдали за вашей работой волшебников. Все вы хорошо потрудились, проявили творческую фантазию, поэтому у вас получились интересные превращения, красивые и аккуратные предметы.
Понравился ли вам сегодняшний урок? Что именно понравилось? Что нового узнали?
Молодцы! До новых встреч!
(Слайд№13)