Урок изобразительного искусства в 3 классе.
Разработал: Газиева А.И.- учитель начальных классов МБОУ «Уруссинская
гимназия» Ютазинского муниципального района РТ.
Тема: Музеи искусства.
Задачи: 1. Дать детям представление о том, что в музеях и картинных галереях хранятся лучшие произведения искусства, которые должны принадлежать всем людям.
2. Формировать у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве.
3. Познакомить детей с такими понятиями как интерьер, фронтальное (угловое) построение перспективы, репродукция.
Оборудование и материалы для учащихся: альбом, краски, кисточки, простой карандаш.
Оборудование и материал для учителя: книга Н.Ватолина «Прогулка по Третьяковской галерее», репродукции В.Тарасовой, В.Бахишевой, Б.Кустодиевой, Н.Лебедевой.
Ход урока.
Организационный момент.(2 мин.)
-Здравствуйте, дети. Встали. Посмотрите всё ли готово к нашему уроку. Тихо сели.
2. Вступительная беседа.(10 мин.)
— Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего вы ходите в школу?
— А для чего ваша мама ходит в магазин?
— А в аптеку?
— В кинотеатр?
— Хорошо. Ребята, а вы слышали про музеи? Интересно, а что там делают?
-Кто-нибудь из вас был в музее?
— И что ты там видел?
— Да, ребята, существует много музеев. Но мы сегодня с вами поговорим о музеях искусства и картинных галереях. Слово музей от греческого «храм муз», место посвященное музам.
-Ребята, как вы думаете, что хранится в музеях искусства?
— В музеях хранятся, собираются, изучаются произведения искусства. В зависимости оттого, что там хранится, они называются по-разному. Вы сами можете мне сказать? (Ответы детей: исторический, краеведческий музей и т.п.)
— Да. И ещё бывают музыкальные, театральные, мемориальные и другие музеи. Для музеев строят специальные здания или используют старинные дворцы.
— Как вы думаете, все, что хранится в музеях, кому они принадлежат?
— И все желающие могут посетить их. Ведь все это говорит о духовном богатстве нашего народа. В музеях картины бывают в одном экземпляре, а вот что мы видим в учебниках, в журналах – это уже не картины, а репродукции.
— Ребята, а как надо вести себя в музеях и картинных галереях? Разговаривать можно?
— Разговариваем полушепотом, чтобы не мешать окружающим. И там царит торжественная тишина.
— Итак, в музеях искусства и картинных галереях хранятся лучшие произведения искусства, которые принадлежат всем людям и все желающие могут их посетить.
— А какие вы знаете музеи в нашем поселке?
— А в нашей стране?
— У нас есть Третьяковская галерея (в Москве), Эрмитаж (в Санкт-Петербурге), государственный музей ИЗО имени А.С.Пушкина. Музеев очень много, но эти самые известные. Третьяковская галерея (Московская государственная художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых) названа именами двух братьев. Они являлись талантливыми коллекционерами русского искусства. Основан в 1856 году. Третьяковская галерея основной хранитель наследия русского творчества, в её фондах также имеется большой отдел современного искусства (показываю портреты, комнаты).
Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира. Зимний дворец – один из зданий Эрмитажа (творение архитектора Растрелли).
— Кто-нибудь из вас знает известные музеи за рубежом?
— Например, во Франции «Лувр», в Германии «Дрезденская картинная галерея», в Испании «Прадо», в Италии «Уффици».
3.Практическая часть.(25 мин.)
— Сегодня мы должны нарисовать с вами интерьер музея с двумя фигурами людей. Интерьер – это внутренний вид помещения. Он включает в себя и мебель, и предметы.
— Берем альбомы.
1) Сначала определяем линию горизонта;
2) точка схода, которая лежит на линии горизонта против глаза;
3) проводим линии, то есть с точкой схода соединяем углы альбома;
4) определяем высоту зала;
5) получаются 3 стены, ненужные черты стираем.
Этапы выполнения учитель показывает на доске.
Физкульминутка.
— Как вы здесь видите, что по мере удаления от точки зрения стены и пол становятся меньше, сужаются. Предметы уменьшаются в размере. Сейчас нам надо нарисовать картину. Ребята, рассмотрим угловое построение перспективы. Я показываю на доске, а вы внимательно смотрите.
— В картине вы можете нарисовать коробку, дом и тому подобное. После того, как мы нарисовали стены, картину, рисуем зрителей.
-Какими цветами можно покрасить стены? (Светлыми: голубой, зелёный.)
Учитель ходит по рядам, исправляет ошибки.
4. Итог.(4 мин.)
-Что нового узнали на уроке?
— Чему научились?
5.Домашнее задание.(1 мин.)
— Сходить в музей и на следующий урок рассказать о том, какие впечатления у вас остались.
6.Выставка работ учащихся.
Учитель эту неделю объявляет неделей искусства и выставляет рисунки в недельный уголок.