Махонько Е.А.
5 класс
3 четверть.
6 урок.
Тема урока:
«Музыкальный портрет».
Тема четверти: Можем ли мы увидеть музыку?
Тип урока: углубление темы четверти.
Цели урока: углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.
Задачи:
-научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;
-закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ;
-учить сопоставлять произведения музыки и живописи;
-познакомить с творчеством М.П.Мусоргского
Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.
Оборудование:
ПК.
-Проектор.
-Оборудование для качественного воспроизведения звука (колонки).
Музыкальный материал:
« Сиротка» М.П. Мусоргский.
« Баба-Яга» М.П. Мусоргский.
Мультфильм « Картинки с выставки».
« Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г.Струве.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Музыкальное приветствие (в тональности до мажор).
ХОД УРОКА
Вход: « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского.
Приветствие: “Здравствуйте, ученики!
-Здравствуйте, учитель!”.
Учитель: Я рада видеть вас на уроке. Сегодня, мы продолжим работу по теме четверти «Можем ли мы увидеть музыку».
На прошлом уроке мы с вами говорили о творческом союзе композиторов.
Слайд 1.
-Как назывался этот союз?
-Зачем был создан этот союз?
-Какие композиторы входили « Могучую кучку»?
Слайд 2.
Учитель: Из всех « кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский. Родился он в 1839 г.
Слайд 3.
Детство композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзья с трудом удалось поместить его в военный госпиталь.
Слайд 4.
В эти дни художник И.Репин, который горячо любил композитора, написал выдающийся портрет М.П.Мусоргского – умирающего, но не сломленного страданиями. Когда этот портрет поразил посетителей Девятой передвижной выставки величием духовной мощи великого композитора, самого М.П.Мусоргского уже не было в живых. Он умер утром 16 марта 1881 года.
Слайд 5.
М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.
Слайд 6.
Эти образы живут не только в его операх « Борис Годунов» и
« Хованщина», но и в небольших, обычных выразительных песнях.
О таких образах — музыкальных портретах – и поговорим на нашем уроке. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?
Слайд 7.
Музыкальный портрет-это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
Сегодня вы прослушаете музыкальное произведение « Сиротка», написанное М.П. Мусоргским.
-Какие чувства вызывает у вас песня « Сиротка» М.П.Мусоргского?
Слайд 8.
Слушание произведения.
-Какие интонации вы слышите?
-Соответствуют слова музыкальной интонации?
Повторное слушание.
-Какую картину можно представить, слушая песню М.П.Мусоргского
« Сиротка»?
Учитель: Вглядитесь в картину В.Е.Перова « Чаепитие в Мытищах». Есть ли что-нибудь общее между картиной и музыкой?
Повторное слушание и анализ.
— Ребята, что нам помогло увидеть образ сиротки?
Слайд 10.
Учитель: Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.
« Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах» М.П.Мусоргский.
Мусоргский творец разных музыкальных портретов.
Сегодня мы познакомимся с одним музыкальным портретом, только сказочным.
— Как бы назвали данное произведение?
Слайд 10 + музыка.
Слушание « Баба-Яга»
Учитель: Вы правильно заметили, что это сказочный герой.
Данное произведение называется « Баба-Яга» из музыкальной сюиты « Картинки с выставки».
Слайд 11.
«Картинки с выставки», написанные для фортепиано по мотивам картин художника Гартмана. Художник был человеком веселым, живым, быстрый на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку его работ.
Слайд 12.
Мусоргский не раз обошел выставку, всматриваясь в картины друга. Он захотел запечатлеть « картины « в музыке. Из множества экспонатов он отобрал всего лишь 10. Именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске. В «Картинках с выставки» проявился дар Мусоргского, превращать зримые картины, мысли и переживания персонажей в звуковые фигуры. Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение ,а вы мне после ответе:
-Что можно представить или кого можно представить, слушая это произведение?
-Можно ли увидеть музыкальную картинку Мусоргского?
Слайд 13.
Слушание « Баба-Яга»
-Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?
-Как вы себе представляете Бабу-Ягу?
Повторное слушание.
Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.
Учитель: «Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. Ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?
Слайд 14.
Вывод:
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках? Что помогло вам в этом?
Дети: Музыка, картины.
Учитель: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?
Дети: Песней.
Учитель: Тогда давайте споем все вместе споем песню « Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г. Струве.
Учитель: Молодцы! Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.
Слайд 15.