Урок для 5 класса по теме: «Гжельское чудо»

Тема: «Гжельское чудо».


Урок изобразительного искусства в 5 классе.

Из опыта работы учителя ИЗО

МОУ-СОШ №6 г. Маркса

Мартышовой Людмилы Иосифовны.

Форма проведения: «Урок-проект».


Цель:

  1. Формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.

  2. Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.

  3. Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, умения работать коллективно в группах.


Материалы: клей, ножницы, синяя и голубая цветная бумага, гуашь, кисти, фломастеры, трафареты цветов и листьев, эскизы кувшинов на 1/4 ватмана.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска.


Зрительный ряд:

  1. Репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики.

  2. Изделия гжельской керамики.

  3. Работы учащихся предыдущих лет.


Музыкальный ряд: записи инструментальных мелодий.


Вид урока: индивидуально — коллективная работа в группах.

Подготовительная работа:

  1. В начале каждой четверти класс делится на 3-4 поисковые группы, выбираются руководители групп, которые ведут записи в отдельной тетради: где составляют список группы и фиксируют, кто какой материал нашёл в течение I,II,III недель.

  2. Поисковые группы в начале II четверти получили следующие задания:

  1. Найти материал о следующих народных промыслах:

группа № 1 – о Гжели;

группа № 2 – о Хохломе;

группа № 3 – о Жостове.

  1. Оформить сообщение, указать источник информации и автора.

  2. Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях.

  3. Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий этих промыслов, а также изделия.

  1. На II,III,IV – уроках II четверти в начале каждого урока руководители групп делают короткий отчёт о проделанной поисковой работе: кто, какую работу проделал, какой материал удалось найти и где.

  2. За неделю до урока члены группы решают кто о чём будет сообщать на уроке по данной теме. Учитывая, что рассказать надо интересно и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели.

(Сообщение поисковых групп могут заслушиваться как на I уроке по данной теме с целью ознакомления с данным промыслом, так и на последующих уроках по данной теме с целью расширения знаний о данном промысле.)



Ход урока


(Класс делится на группы по 5 — 6 человек. Парты расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за «круглым» столом.)


  1. Оргмомент.


Учитель.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


  1. Сообщение темы и цели урока.


Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему урока назовёт.


Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжель)

Верно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Гжель». На предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о Гжели, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики, работая коллективно, используя технику коллаж.


  1. Повторение. Кроссворд.


— Отгадав кроссворд, мы с вами повторим материал о гжельской керамике,

который изучили на предыдущем уроке.











3











1

5

К

В

А

С

Н

И

К








Б

2




И


4



5


1

Г

О

Л

У

Б

О

Й


Н


Ф



К





2

К

Е

Р

А

М

И

К

А



У



3

Г

Ж

Е

Л

Ь



Й


Р



М


4

Ц

В

Е

Т

Ы






Ф



Г







Й




6

К

О

Л

Л

А

Ж












Р



Н



По горизонтали:

  1. Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).

  2. Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).

  3. Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)

  4. Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).

  5. Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)

  6. Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).


По вертикали:

  1. Он состоит из цветов (букет).

  2. Это цвет гжельской керамики (белый).

  3. Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).

  4. Это вид тонкой керамики (фарфор).

  5. Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган)


  1. Проверка домашнего задания.


На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Гжели и гжельской керамике. Мы заслушаем сообщения и рассмотрим материал, который подготовила поисковая группа № 1 о Гжели. Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками и затем дать ответы на вопросы:

  1. «Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали»?

  2. Чьё сообщение было самым интересным, увлекательным и почему?

<Приложение1>


  1. Физкультминутка


(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).


И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).


  1. Самостоятельная практическая работа в группах по 5 — 6 человек. (под музыку)


(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).

  1. Каждая группа гжельских мастеров должна создать проект росписи кувшина в технике коллаж, т.е. используя наклеивание и рисование. Эскиз кувшина перед вами. А вот как вы его распишите и какую оценку получит группа будет зависеть от вашей совместной работы.


  1. 8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.


  1. Выберете старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз росписи. Каждый помогает советом, но окончательное решение принимает мастер.

  2. Итак, прошу старшего мастера каждой группы представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество.


  1. После того как всё наклеите, подумайте, что можно нарисовать кистью, фломастером, чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой. (спирально закручивающиеся травинки, усики, сетку и т.д.)


  1. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы?

а) аккуратность.

б) красочность

в) выразительность

г) композиция


  1. Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.


  1. Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.


  1. Итог урока.


  1. Каждый мастер оценивает работу группы. Отмечает, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность.


  1. а) Экспресс – выставка выполненных работ-проектов.


б) А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне – магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека). Но чтобы приобрести кувшин, надо ответить на вопросы (вопросы заранее записаны на обратной стороне доски). Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.


1). Почему тебе понравился этот сосуд?

2). Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?

3). Как ты думаешь, с любовью мастера украшали своё изделие или нет?

Почему?

4). Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?


  1. Выставление оценок.


а). За интересный материал все члены поисковой группы № 1, получают “5”. Молодцы!

б). Победитель в номинации “Самое интересное и увлекательное сообщение получает “5”.

в). Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.


VIII.Домашнее задание.


IX.Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).

    1. Поисковая группа № 2 готовит сообщения, стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий Хохломы.


Литература.


  1. В. А. Барадулин «Основы художественного ремесла». Москва «Просвещение» 1987 стр.222.

  2. Н. М. Сокольникова «Основы композиции» 5 — 8 класс. Издательство «Титул» Обнинск 2001 стр. 12.

  3. Т. Я. Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования». Москва «Просвещение» 1979 стр. 90

  4. Большая советская энциклопедия


Свежие документы:  Внедрение национального компонента в процессе обучения курсов дополнительного образования по керамике

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: