Урок по теме
О чем рассказывают гербы и эмблемы
1.Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
2.Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей.
3.Воспитывать любовь к Родине, её истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
4.Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, эскизы работ, трафареты формы щитов, флаг России, магнитофон, Атлас Кировской области, белая бумага А-4, простые и цветные карандаши.
История, литература, информатика, краеведение, музыка.
Изобразительное искусство, 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007; О.В. Александрова. Ломоносовская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2009. — 320 стр.
Звучит гимн России.
— Что за музыка сейчас звучала? (гимн России)
— Что такое гимн? (это отличительный знак, символ нашего государства, песня)
— Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг) (Слайд1)
Наш урок посвящён гербам. (Слайд2)
Сегодня вы узнаете, что такое гербы, для чего они нужны. (Слайд 3)
•Герб – немецкое слово, по-русски означает -«наследство» (Слайд4)
•Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца
Искусство составления гербов – геральдика. Возникло оно в XI— XII веках. А кого называют герольдом? Герольд – глашатай, распорядитель на рыцарских турнирах. При составлении гербов использовали финифть, золото, серебро, меха (Слайд5)
Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такими простейшими знаками в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, крестьяне – инвентарь и скот. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события.
Особую разновидность представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в 11-12 веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее стали более осмысленными, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб. Со временем герольды стали описывать и составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась геральдическая азбука.
Основа — щит – поле для изображения герба. Например: итальянский, исландский, французский, варяжский, немецкий. Существуют различные виды щитов. Например, глава, подножие, оконечность, столб, пояс, перевязь, стропило, крест. (Слайд 6)
•Значение цвета
Красный – мужество, храбрость
Чёрный – скромность, учёность, печаль
Зелёный – надежд, изобилие, свобода
Золотой – богатство, сила, верность, постоянство
Серебряный – невинность, чистота
Голубой – величие, красота, ясность
•Значение изображений
Лев – сила, мужество, великодушие
Леопард – храбрость, отвага
Орёл – власть, господство, прозорливость
Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота
Собака – верность, преданность, повиновение
Кошка – независимость
Овца – кротость
Единорог – чистота, непорочность
Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость
Ворон – долголетие
Феникс – бессмертие
Змея – вечность
Дуб – крепость, сила
Солнце – свет, богатство, изобилие
Звезда – ночь, вечность
Посох – духовная власть
•Герб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.
Рассмотрите рисунок. Попробуйте прочитать эти гербы.
Герб Москвы
Герб г.Кирова
Символ Русского государства
Первый герб Русского государства
Герб СССРгосударства
Ответьте на вопросы:
•Что такое герб?
•Что такое геральдика?
•Кто такой герольд?
•Что изображали на гербах?
Решите кроссворд.
Нарисуйте герб своей семьи.
Придумать проект своего герба