Открытый интегрированный урок
изобразительного искусства и информатики.
6 класс коррекции.
«Музей – путешествие в мир прекрасного».
учитель ИЗО – Гудимова Л.С.
учитель информатики – Шестакова О.А.
Детский дом – школа № 2
г. Петропавловск-Камчатский
2007-2008 уч.год
Тема урока: Музей – путешествие в мир прекрасного.
Цель урока:
Учебная – познакомить учащихся с историей создания и экспозициями Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея; научить пользоваться информационными технологиями для решения практических задач.
Воспитательная – сформировать художественную культуру и эстетическое восприятие произведении искусства.
Коррекционная – коррекция памяти и мелкой моторики рук.
Время – 1 урок.
Зрительный ряд – фасады и интерьеры музеев, репродукции картин на слайдах; схемы построения практического задания, словарь новых терминов.
Оборудование урока – мультимедийный проектор, компьютеры, учебные тетради, словарь.
Ход урока.
I Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели урока, проверка готовности рабочих мест.
II Объяснение нового материала.
Учитель ИЗО:
На прошлом уроке мы занимались описанием картин, пытались разгадать замысел художника. А сегодня мы оговорим о том месте, где хранятся картины и встречаются со своим зрителем. Конечно это музей.
Слово «музей» произошло от греческого «музейом» так называли священную рощу или храм, где обитали музы – покровительницы всех искусств.
Коллекционировать картины люди начали еще в глубокой древности, где только не пытались хранить их и в монастырях и в храмах и даже в общественных банях. В эпоху Возрождения появились первые галереи. Для хранения картин стали застеклять лоджии дворцов. А вот первым музеем попавшим под охрану государства стал Британский музей в Лондоне.
Как вы думаете, здания где хранятся произведения искусства должно быть обычным или нет?
(Ответы – необычными, красивыми, торжественными)
Конечно, здание музея должно быть прекрасным не только внутри, но и снаружи, чтобы встреча с искусством была незабываемой.
А сейчас мы познакомимся с тремя лучшими русскими музеями.
(слайд Третьяковская галерея 1856 год)
Годом основания является 1856 – это то время, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел первые картины русских художников и купил дом для будущего музея. Коллекционирование и создание музея стало делом всей его жизни. А через 36 лет он передает все свои картины в дар городу Москве.
Сегодня в экспозиции музея представлено искусство начиная с XI по XX век, такие известные мастера как Андрей Рублев, Феофан Грек, Боровиковский, Брюллов, Репин, Суриков.
(слайд «сокровищница»)
Особой гордостью экспозиции является «сокровищница», где представлены художественные изделия из драгоценных камней и благородных металлов.
Посмотрим несколько шедевров Третьяковской галереи
(слайды: Репин «Не ждали», Врубель «Демон», Васнецов «Аленушка», Левитан «Март», Рублев «Троица»). В процессе просмотра дети называют автора, название картины, отвечают на вопросы к картинам.
Переходим к следующему музею. Он находится в Санкт-Петербурге.
(слайд Эрмитаж 1764 год.(1))
Обратите внимание что у зданий Эрмитажа, а их несколько, совершенно другой внешний вид более торжественный, изысканный.
(слайд Эрмитаж (2))
Слово «Эрмитаж» — французское, оно означает «уединенный уголок» или «уголок отшельника». Такие уголки устраивали для отдыха элиты и украшали их картинами. Возможно это слово так и ушло бы незаметно в историю, если бы не русская императрица Екатерина II, которая из «уединенного уголка» сделала настоящий музей. Первоначально он находился только в Зимнем дворце.
(слайд «Эрмитаж 20-е годы»)
Так выглядел музей в начале века. Сегодня Эрмитаж занимает 6 зданий и 353 зала. Есть отделы первобытной культуры, античного мира, «золотая кладовая» и конечно отдел русского искусства. Ценность представляют не только картины, но и интерьеры музея.
(слайд «малахитовая гостиная»)
Посмотрим наиболее известные картины Эрмитажа.
(слайды: Рембрандт «Возвращение блудного сына», Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», Рембрандт «Флора», Пикассо «Стеклянная посуда»)
Мы прощаемся с Эрмитажем и нас ждет Государственный Русский музей, он тоже находится в Санкт – Петербурге.
(слайд «Русский музей 1895год»)
В 1895 году по указу императора Николая II он был учрежден, а открыт для посетителей через 3 года. Первоначально музей насчитывал 1880 картин и располагался в залах Михайловского дворца.
(слайд «Вход в зал»)
Сейчас Русский музей – это музей нового типа. Это не только красивый архитектурный ансамбль, но и место досуга, образовательный и научный центр.
Пройдемся по залам:
(слайды: Васнецов «Витязь на распутье», Суриков «Переход Суворова через Альпы»)
III Повторение. Опрос по изученному материалу.
А вот на последних двух картинах мы с вами повторим материал прошлого урока «Описание картины»
(слайд «План описания картины»), учащиеся повторяют план, зачитывая его.
Учитель Информатики:
Откройте на компьютере папку «ИЗО», далее откройте в этой папке документ «описание», план описания будет у вас перед глазами, на экране будут картина, которые вы будете описывать.
(слайд Репин «Бурлаки на Волге», Брюллов «Последний день Помпеи»), ребята описывают картины по плану.
Учитель ИЗО:
Мы узнали сегодня много нового и повторили тему прошлого урока, а сейчас запишем в тетрадь названия музеев и дату основания.
(слайд «3 музея и годы основания»)
Все музеи имеют свою неповторимую историю, свой внешний вид, но их объединяет одно – они являются гордостью той страны и тог города в котором находятся.
IV Закрепление изученного. Выполнение практического задания.
А сейчас практическое задание. Пусть каждый из вас с помощью компьютера сделает эскиз музея который может быть построен в нашем городе. Задача показать фасад здания и садово-парковую зону.
(слайд «схема практического задания»)
Начинаем рисунок с линии горизонта и точки схода. По центру ставим фасад здания, он может быть оформлен колонами, парадной лестницей, скульптурами.
При оформлении садово-парковой зоны не забывайте о законе перспективы. Все параллельные линии будут сходиться в точку схода. Они вам нужны будут для оформления деревьев, клумб, фонтанов. По окончанию работы вспомогательные линии сотрете ластиком.
Учитель информатики:
(слайд «лист Paint с заготовкой)
В каком графическом редакторе мы с вами учимся работать?
С помощью чего мы рисуем?
Какими инструментами вы уже умеете пользоваться?
Сегодня мы с вами познакомимся со способом «отображения», который очень облегчит вам выполнение задания. Что бы что-то сделать с фрагментом рисунка нужно его выделить. Затем мы этот фрагмент копируем и вставляем в пустое место на листе. Что бы новый фрагмент отобразить слева на право, надо его выделить, затем в строке меню выбрать «рисунок», откроется подменю, в котором мы выбираем «отображение», затем в открывшемся окне выбираем нужный способ отображения и нажимаем ОК.
Этот способ поможет рисовать вам симметричные клумбы, скамейки, деревья.
( слайд «схема практического задания»)
Дети приступают к практическому заданию, в перерыве проводится физминутка.
V Итог урока.
Просмотр работ учеников.
Учитель информатики:
Подведем итог нашего урока. Какими инструментами графического редактора Paint вы пользовались рисуя ваш музей? С каким новым способом вы сегодня познакомились? Как им воспользоваться? Помог ли он вам при выполнении задания?
Учитель ИЗО:
Давайте подумаем и ответим на такой вопрос: «Нужны ли людям музеи и зачем?»
Конечно, ведь музей – это кладовая культурных ценностей, это та нить, которая связывает прошлое и будущее.
Надеюсь по вашим эскизам обязательно будет построен музей в нашем городе.
Сегодня мы познакомились с 3-мя русскими музеями, назовем их.
(слайд «3 музея»)
В конце урока обзорный просмотр слайдов «Музеи мира»
(прилагается разработка урока и сопровождающая презентация на электронном носителе.)