Урок для 6 класса по теме: «Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр»

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема: Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр

Цель: показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу, познакомить учащихся с анималисти­ческим жанром искусства.

Задача: Рассмотреть анималистический жанр как вид изобразительного искусства и отношение человека и животного. Закрепить тему. Провести практическую работу.

Материал: любые графические или живописные средства.

Зрительный ряд: Е.И. Чарушин. Иллюстрации.

Л. Дюрер. Носорог. Сфинкс.

В. Серов. Иллюстрация к басне Крылова «Квартет».

В. Ватагин. Пума.

Домашнее задание: выполнить наброски домашних животных в различном эмоциональном состоянии.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Примечание

I организацион-ный момент


IIСообщение новых знаний

Здравствуйте, ребята!садитесь!




Тема сегодняшнего урока: Анималистический жанр.

I.           Древний жанр.

— Вспомните, пожалуйста, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки?

Как вы считаете, почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире?

— Думаю, что не только эмоции воплощались в рисунки древних охотников. Животное — это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из их шкур делали

одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром и зависит от него.

В процесс эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

— Вспомните, какие изображения животных нам оставил древний мир.

— В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс — олицетворение единства животного и человека. В ассирийской культуре образ крылатого быка с головой человека, в греческой — кентавра. Кошка символизировала мудрость и грацию, лев — силу и ярость.

Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появился отдельный жанр, который получил название анималистический.

Целая плеяда художников-анималистов воспевает удивительный мир живой природы. Животные в произведениях В.А. Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска и многое другое).

Эта аналогия между чертами лица людей и мордами животных, между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.

Не случайно художник Е. Рачев широко использует этот прием при создании сказочных или сатирических образов.

Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Очень часто мы видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором.

— Вспомните эти произведения и образы животных

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка».

Художник придал героям-животным черты, свойственные людям.

Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня.

Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…»

Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас дома есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками.

Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними

У каждого животного свой характер. Те, у кого они есть дома, могут наверняка назвать несколько качеств своих питомцев, вспомнить интересные случаи, связанные с ними, смешные истории.






























































(Русские сказки. Лиса — хитрая, изворотливая, заяц -трусливый, медведь — строгий, но справедливый.Басни Крылова: ворона — глупая, доверчивая,обезьяна -хвастливая, вертлявая, медведь — неуклюжий, неловкий.)

III.Практическая

работа.


1.          Написать сочинение-эссе о своем домашнем питомце.

2.          Описать понравившееся животное и объяснить, почему именно его выбрали.

3.          Изобразить выбранное животное.

Итак, все готово? Отлично!

Сдаем свои работы.

Спасибо за урок. До свидания.



Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО «Волшебный кружок»



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: