Урок для 6 класса по теме: «ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ»

1001 идея интересного занятия с детьми


ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

Анненкова Елена Николаевна, МБОУ «Глебовская СОШ» Фатежского района Курской области, учитель изобразительного искусства


Предмет (направленность): изобразительное искусство.

Возраст детей: 6 класс.

Место проведения: класс.



Цель: продолжить знакомство с особенностями жанра портрета на примере портрета литературного героя.

Задачи: 1. формировать умение передавать при изображении персонажа его характер, душевные качества через конструкцию, формы и пропорции головы с помощью графических материалов;

2. развивать образное видение на основе восприятия художественного текста;

3. воспитывать ценностное отношение к отечественной литературе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, аналитический, игровой, репродуктивный, практический.

Оборудование урока:

дидактическая игра-мозаика «Основные пропорции головы человека»,

изокроссворд «Средства художественной выразительности в графике»;

мини-призы;

уголь (цветные мелки), альбомы для каждого обучающегося.

Зрительный ряд: репродукции, характеризующие различные виды портретов;

рисунки П.М. Боклевского «Типы из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»,

таблица «Индивидуальные черты лица».

Литературный ряд: фрагменты произведений В.Г. Короленко «Дети подземелья», А. Толстого «Приключения Буратино», Е. Пермяка «Самое страшное»,

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив – портрет литературного персонажа, цель — изображение портрета литературного персонажа графическими материалами),

Регулятивные:

  • Постановка учебной задачи,

  • Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата,

  • Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия,

  • Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения,

  • Воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

  • Общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (выразить личностные качества литературного героя средствами графики, опираясь на характеристику, данную писателем);

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

выбор эффективных способов решения задачи; рефлексия способов и условий действий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; умение структурировать знания;

  • Логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

  • Постановка и решение проблемы – формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

  • Учёт позиции товарищей и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; продуктивно сотрудничать со сверстниками и с взрослыми.

Межпредметные связи: с литературой.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Приветствие. Проверка организации рабочих мест. 1 мин.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В течение ряда уроков вы знакомились с различными жанрами изобразительного искусства.

Вопрос: Как вы думаете, к какому жанру и почему можно отнести эти строки стихотворения поэта Н. Заболоцкого:

Любите живопись, поэты,

Лишь ей, единственной дано,

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно….

Это жанр портрета. Именно в этом жанре художник может наиболее точно передать душевное состояние человека.

У меня на столе лежать силуэтные портреты. Это мини-призы. За каждый успешный ответ в течение урока вы будете получать мини-приз (Приложение 1).

А в конце урока подсчитаем, у кого больше призов.

Первый приз вручается обучающемуся, ответившему к какому жанру относятся строки поэта Н. Заболоцкого.


Вопрос: Вспомните, с какими видами портретов вы уже познакомились?

Каковы особенности этих портретов?

(Ответы: парадный, характерный, психологический, автопортрет).

Вопрос: Как вы думаете, какой будет цель нашего сегодняшнего урока?

(Ответ: познакомиться с ещё одним видом портретов и выполнить его).

Верно. Этот вид портрета – портрет литературного героя.

Проблемный вопрос: Вы многое узнали о жанре портрета, о видах портрета. Известны ли вам особенности портрета литературного героя?

Попробуем в этом разобраться. 2 мин.

3. Актуализация знаний.

Я буду зачитывать характеристику героя из поэмы В. Гоголя «Мёртвые души», с которой вы познакомитесь в старших классах, а вы должны отгадать какой тип из рисунков художника П.М. Боклевского соответствует описанию (Приложение 2):

«Лицо его…было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперёд… Маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко поросших бровей, как мыши, высунувши из тёмных нор остренькие морды…»

(Плюшкин)

«Не красавец, но и не дурной наружности… О чём бы ни был разговор, он всегда умел поддержать его. В разговорах…он умел искусно польстить каждому….»

(Чичиков)


Что вы можете сказать по портрету художника о Губернаторе?

Послушайте, как его характеризует автор:

«Был он не толст, не тонок собой, впрочем, был большой добряк».

Что вы можете сказать о Коробочке?

Вот что о ней говорит автор:

«Женщина пожилых лет…, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожаи, убытки, …а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки». 3 мин.


4. Первичное усвоение новых знаний.

Вопрос: Чем же портреты литературных героев отличаются от уже знакомых нам?

(Ответ: изображают не конкретного человека, а собирательный образ, передающий отношение писателя к персонажу).

Вы уже знакомы с основными пропорциями головы человека. Повторим их с помощью игры-мозаики. Соберите мозаику так, чтобы пропорции были гармоничными (Приложение 3).

4 мин.

5. Первичная проверка понимания.

Сравним классические пропорции с пропорциями на портретах литературных героев.

Вопрос: Какими средствами художник П.М. Боклевский добивается точности образа? Приведите примеры.

(Ответы: утрирует, заостряет черты лица, намеренно изменяет классические пропорции, обостряет характеристику образа)

Каждый литературный герой имеет свой характер, испытывает какие-то чувства. Рассмотрите в таблице, как меняется лицо одного и того же человека, когда им овладевают разные чувства (Приложение 4)

5 мин.

Вопрос: Как вы думаете, что мы сегодня будем изображать?


6. Первичное закрепление. 20 мин.

А) Обучающиеся получают художественные тексты.

Варианты могут быть разными:

  • Из предложенных текстов учащийся сам выбирает образ героя;

  • Учитель для каждого ряда (варианта) даёт один и тот же текст;

  • Тексты №1 и №4 предлагаются детям с низкими художественными способностями и менее развитым воображением, а тексты №2 и №3 – детям с высокими художественными способностями.

Тексты:

1. Е. Пермяк «Самое страшное».

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все его боялись. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Даже своей бабушке грубил.


2. В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Показалось личико, обрамлённое белокурыми волосами и сверкающее детски-любопытными голубыми глазами…Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно. Эта девочка почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик. (МАРУСЯ)


3. В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Тёмные курчавые волосы лохматились под чёрными задумчивыми глазами… Он был очень солидный и внушал уважение своими манерами взрослого человека.

(ВАЛЁК)


4. А. Толстой «Приключения Буратино»

Из-за высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку.

(КАРАБАС-БАРАБАС)

В текстах выделяются опорные слова, характеризующие образы героев.

В таблице «Индивидуальные черты лица» (Приложение 5) рассмотрим различные части лица: брови, глаза, носы, губы.

Какой герой может обладать такими чертами? (злой, грустный, добрый, коварный и т.д.)


Б) Работа ведётся графическими материалами: углём или восковыми мелками.

Повторим, используя кроссворд, средства художественной выразительности в графике (Приложение 6).

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 2 мин.

Подумать, можно ли сделать образ литературного героя ещё выразительнее, за счёт чего это можно сделать (изменить пропорции лица или причёску, добавить аксессуары).

Подготовить каркас для лепки на следующем уроке эскиза головы человека.


8. Рефлексия (подведение итогов урока). 3 мин.

Подсчитываем количество мини- призов у каждого обучающегося.

Учащимся, получившим во время урока наибольшее количество мини-призов, предоставляется право выступить в роли «экспертов» и выбрать работы одноклассников, наиболее точно характеризующие литературный персонаж.

Затем посмотрим остальные работы: может «эксперты» что-то пропустили.

Дети отвечают на вопросы:

  • Узнаваем ли персонаж?

  • Какие средства использовались их одноклассниками для передачи точности образа?

  • Чем отличается портрет литературного героя от других портретов? (Ответ: это не конкретный человек, а собирательный образ)

  • Для чего вы знакомились с особенностями портрета литературного героя?

Приложение к уроку.

Приложение 1.

Приложение 2.


Павел Иванович Чичиков Губернатор


Настасья Петровна Коробочка Плюшкин


Приложение 3.

Приложение 4.


Приложение 5.






Приложение 6.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Джованни Чиварди.

Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании.

Москва. ЭКСМО. 2003.


10

Свежие документы:  Конспект урока ИЗО «Зимние чудеса»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: