Урок изобразительного искусства в 3 классе «Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка»

Урок изобразительного искусства в 3 классе

(региональный компонент)

«Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка»


Цели урока:

  • знакомство с одной из сторон творчества русского народа − архитектурой и памятниками градостроения г. Белёва

  • формирование нравственно-эстетических и эмоциональных качеств

  • учить понимать и видеть прекрасное

  • прививать интерес к отечественному культурному и историческому наследию

  • воспитывать патриотизм и гордость за достижения своих земляков.

Задачи урока:

  • усвоение законов изобразительной грамоты

  • использование приёмов образной передачи действительности в рисунке различными графическими средствами

  • овладение знаниями элементарных основ графического рисунка и средствами его выразительности

  • расширение знаний о разнообразии графических материалов

  • развитие художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.

Художественно — педагогическая идея урока: ИЗО − искусство воздействия на формирование ценностных качеств личности.


План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

  3. Обмен информацией. Исследование. Словесно − иллюстративный рассказ.

  4. Связывание информации. Терминологическая работа.

  5. Применение. Практическая работа учащихся.

  6. Экспресс-выставка. Анализ и оценка работ.

  7. Подведение итогов.


Оборудование.

  1. Фонозаписи.

  2. Слайды. Видеоряд.

  3. Картины Л. Г. Тонкого, В. А. Саакян-Полозовой (г. Белёв)

  4. Графические рисунки учащихся МОУ «СОШ №4 г. Белёва»: Трубецкого Никиты, Нариц Александра, Медведевой Ульяны.

  5. Репродукции с графических рисунков В. А. Жуковского.

Подготовка урока.

  1. Экскурсия в Спасопреображенский монастырь г. Белёва.

  2. Посещение краеведческого музея г. Белёва.

  3. Поездка в село Мишенское Белёвского района.

  4. Работа в краеведческом отделе районной библиотеки.

  5. Урок-лекция в читальном зале детской библиотеки «Умельцы Белёвского края»


Развёрнутый конспект урока изо 3 класса


1.Звучит фоновая запись.

Есть в России города, чей скромный облик наполнен особой душевностью, очарованием и благородством старины. Где гармонично переплетены старое и новое, прошлое и настоящее….

Слайд с фото Завадкина В.: «г. Белёв»


Таков наш маленький городок ровесник Москвы, расположенный на живописном берегу реки Оки.

Слайд «река Ока»


Город над кручей,

Над тихой Окой, (Слайд «Вид Белёва летом»)

Летом — зелёный,

Белый — зимой. (Слайд «Вид Белёва зимой»)

Тихие улицы

Храмы в лучах,

Солнце покоится

На куполах. (Слайд «Вид города с колокольни «)

Светлые краски,

Мир и покой.

Город из сказки

Над тихой Окой. (Е. Кондюрина г.Белёв)


Сегодняшний урок мы посвятим знакомству с архитектурными памятниками нашего города, а так же попробуем отобразить некоторые из них в графическом рисунке, используя присущие этому виду искусства средства выразительности.

Слайд «Пейзаж окрестности Белёва» Картина маслом.


2. −Поэтичны белёвские места. Недаром они переполняют душу своей красотой, множатся в работах наших художников-земляков. Перед вами картины написанные Леонидом Григорьевичем Тонким, который отобразил самобытность и неповторимость природы нашего края.

а) Исследование картин:

Какие чувства вызвали эти работы?

Что изображено на них?

Какими материалами воспользовался художник?

Какие цвета присутствуют?

Словарь: ХОЛСТ − картина написанная масляными красками на ткани.

б) Сравнение картин:

Теперь сравните следующие работы, выполненные будущими художниками Трубецким Н. и Нариц А.

Что в них общего?

Одинаково ли цветовое решение?

Почему?

Опишите акварельный рисунок. Какой он?

А что можете сказать о втором рисунке? Ведь он не менее выразителен и красив.


3. −Всякий город славится своими памятными местами — это старинные улочки (Слайд), примечательные дома (Слайд), заповедные уголки (Слайд).


Таких мест много и у нас. Ценители архитектуры найдут здесь редкостные по своей красоте творения русских зодчих.

Словарь: ЗОДЧИЙ − уникальный, талантливый строитель, возводивший великолепные сооружения.


Только в нашем городе счастливо сохранился бесценный по историческому значению ансамбль Спасопреображенского монастыря (Слайд).


Ведущая роль в этом окаменелом безмолвии принадлежит Преображенскому собору с его нарядным и затейливым убранством (Слайд). Это и есть наше архитектурное наследие.

Словарь: Архитектура − от латинского слова «archi» − главный и греческого и «tektoc» − возводить, строить.


На рисунке − тот же храм. В какой технике он выполнен?

Это не просто здания: они хранители памяти. Без них это не твой, не мой, ничей город. Не родной.

Когда шуршит история страницами,

Когда она в полон тебя взяла,

Перед тобой проходят вереницами

Людские судьбы, даты и дела.


История нашего города связана с именем великого поэта В. А. Жуковского. Родные места предстают перед нами на его рисунках.

Что видим на них? (Слайд)

Чем они выполнены?

Что делает их живыми, выразительными?

В какой технике они выполнены?


Работы В.А. Жуковского своеобразный документ по которому мы знакомимся с давним видом города. (Исследование фотоматериала с рисунков В. А. Жуковского. Показать на них средства выразительности графики: линии, пятна, штрихи, точки)


Работы сегодняшних школьников отображают теперешнюю действительность. (Слайд)


Белые церкви плывут в бесконечности,

Кладенцы, неземной чистоты.

Непокорённые граждане вечности

Белые церкви, святые кресты.

(М. Литвинова, г. Белёв)


Украшают, облагораживают наш город храмы, радуют глаз, умиротворяют душу красотой, гармоничным звоном колоколов.

Фоновая запись колокольного звона. Слайд

Этот перезвон слышится с особой, высокой башни именуемой, колокольней или звонницей. Почти в каждом храме есть колокольни. Сохранились они и в монастыре. Сейчас полном ходом идёт их реставрация.


Физ. минутка (изображают движения художников на пленере)

Старые ступени, молчаливый камень.

Помнят песнопенья и мерцанье свеч.

Их воспоминанья не убить снегами,

Красоту былую только не сберечь.

(М. Литвинова, г. Белёв)


5.Практическая часть.

Предлагаю Вам возродить в своих рисунках облик утраченных во времени Преображенского храма и Крестовоздвиженской колокольни.

Нарисуйте по выбору один из этих архитектурных ансамблей, воспользовавшись различными графическими материалами.


6.Экспресс выставка (характеристика работ).

Художники-графики делают то же самое, что и мы. Конечно, их картины сложнее, ведь у них больше опыта и времени. Старались и вы. Поэтому я хочу назвать Вас художниками. Получились прекрасные работы; но особенно удачны и выразительны у … .


7.Итог урока.

Много городов в России есть,

Разных городов и непохожих.

Но витает детства дух лишь здесь

Моего и Вашего быть может.

(Д. Акимов, г. Белёв)

Ваши рисунки создали своеобразную панораму города.

Вы согласны со мной?

Спасибо за Ваш творческий труд!

С каким настроением Вы работали?

Какую технику использовали?

Вы живущие, взрослеющие здесь, должны знать наследие предков, свято хранить его в своём сердце! Сегодняшний урок этому подтверждение. Это и есть наше возрождение. Возрождается в нас духовность, заполняет добрым светлым чувством.

На высоком берегу Оки

Храмы древние среди деревьев.

Хорошо сидеть здесь у реки

И смотреть на вольное теченье.


Так же вольно жизнь везде течёт,

Город не стоит на прежнем месте,

Времени река его несёт

В будущее, с жителями вместе.

Я закончила наш урок стихотворением моей ученицы Марины Литвиновой. Несколько лет назад, быть может, на подобном уроке зародилась в ней та необъятная любовь к белёвской земле, её святыням, которая и отразилась в её поэтическом творчестве. Я смею надеяться, что и у вас сегодняшний урок затронет струны чистой, искренней души. Спасибо за урок!


Свежие документы:  Материально-техническое обеспечение учебного предмета изобразительное искусство

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: