Урок изобразительного искусства в 3 классе
(региональный компонент)
«Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка»
Цели урока:
знакомство с одной из сторон творчества русского народа − архитектурой и памятниками градостроения г. Белёва
формирование нравственно-эстетических и эмоциональных качеств
учить понимать и видеть прекрасное
прививать интерес к отечественному культурному и историческому наследию
воспитывать патриотизм и гордость за достижения своих земляков.
Задачи урока:
усвоение законов изобразительной грамоты
использование приёмов образной передачи действительности в рисунке различными графическими средствами
овладение знаниями элементарных основ графического рисунка и средствами его выразительности
расширение знаний о разнообразии графических материалов
развитие художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.
Художественно — педагогическая идея урока: ИЗО − искусство воздействия на формирование ценностных качеств личности.
План урока.
Организационный момент.
Мотивация.
Обмен информацией. Исследование. Словесно − иллюстративный рассказ.
Связывание информации. Терминологическая работа.
Применение. Практическая работа учащихся.
Экспресс-выставка. Анализ и оценка работ.
Подведение итогов.
Оборудование.
Фонозаписи.
Слайды. Видеоряд.
Картины Л. Г. Тонкого, В. А. Саакян-Полозовой (г. Белёв)
Графические рисунки учащихся МОУ «СОШ №4 г. Белёва»: Трубецкого Никиты, Нариц Александра, Медведевой Ульяны.
Репродукции с графических рисунков В. А. Жуковского.
Подготовка урока.
Экскурсия в Спасопреображенский монастырь г. Белёва.
Посещение краеведческого музея г. Белёва.
Поездка в село Мишенское Белёвского района.
Работа в краеведческом отделе районной библиотеки.
Урок-лекция в читальном зале детской библиотеки «Умельцы Белёвского края»
Развёрнутый конспект урока изо 3 класса
1.Звучит фоновая запись.
−Есть в России города, чей скромный облик наполнен особой душевностью, очарованием и благородством старины. Где гармонично переплетены старое и новое, прошлое и настоящее….
Слайд с фото Завадкина В.: «г. Белёв»
−Таков наш маленький городок ровесник Москвы, расположенный на живописном берегу реки Оки.
Слайд «река Ока»
−Город над кручей,
Над тихой Окой, (Слайд «Вид Белёва летом»)
Летом — зелёный,
Белый — зимой. (Слайд «Вид Белёва зимой»)
Тихие улицы
Храмы в лучах,
Солнце покоится
На куполах. (Слайд «Вид города с колокольни «)
Светлые краски,
Мир и покой.
Город из сказки
Над тихой Окой. (Е. Кондюрина г.Белёв)
−Сегодняшний урок мы посвятим знакомству с архитектурными памятниками нашего города, а так же попробуем отобразить некоторые из них в графическом рисунке, используя присущие этому виду искусства средства выразительности.
Слайд «Пейзаж окрестности Белёва» Картина маслом.
2. −Поэтичны белёвские места. Недаром они переполняют душу своей красотой, множатся в работах наших художников-земляков. Перед вами картины написанные Леонидом Григорьевичем Тонким, который отобразил самобытность и неповторимость природы нашего края.
а) Исследование картин:
−Какие чувства вызвали эти работы?
−Что изображено на них?
−Какими материалами воспользовался художник?
−Какие цвета присутствуют?
Словарь: ХОЛСТ − картина написанная масляными красками на ткани.
б) Сравнение картин:
−Теперь сравните следующие работы, выполненные будущими художниками Трубецким Н. и Нариц А.
−Что в них общего?
−Одинаково ли цветовое решение?
−Почему?
−Опишите акварельный рисунок. Какой он?
−А что можете сказать о втором рисунке? Ведь он не менее выразителен и красив.
3. −Всякий город славится своими памятными местами — это старинные улочки (Слайд), примечательные дома (Слайд), заповедные уголки (Слайд).
−Таких мест много и у нас. Ценители архитектуры найдут здесь редкостные по своей красоте творения русских зодчих.
Словарь: ЗОДЧИЙ − уникальный, талантливый строитель, возводивший великолепные сооружения.
−Только в нашем городе счастливо сохранился бесценный по историческому значению ансамбль Спасопреображенского монастыря (Слайд).
−Ведущая роль в этом окаменелом безмолвии принадлежит Преображенскому собору с его нарядным и затейливым убранством (Слайд). Это и есть наше архитектурное наследие.
Словарь: Архитектура − от латинского слова «archi» − главный и греческого и «tektoc» − возводить, строить.
−На рисунке − тот же храм. В какой технике он выполнен?
−Это не просто здания: они хранители памяти. Без них это не твой, не мой, ничей город. Не родной.
Когда шуршит история страницами,
Когда она в полон тебя взяла,
Перед тобой проходят вереницами
Людские судьбы, даты и дела.
−История нашего города связана с именем великого поэта В. А. Жуковского. Родные места предстают перед нами на его рисунках.
−Что видим на них? (Слайд)
−Чем они выполнены?
−Что делает их живыми, выразительными?
−В какой технике они выполнены?
−Работы В.А. Жуковского своеобразный документ по которому мы знакомимся с давним видом города. (Исследование фотоматериала с рисунков В. А. Жуковского. Показать на них средства выразительности графики: линии, пятна, штрихи, точки)
−Работы сегодняшних школьников отображают теперешнюю действительность. (Слайд)
Белые церкви плывут в бесконечности,
Кладенцы, неземной чистоты.
Непокорённые граждане вечности
Белые церкви, святые кресты.
(М. Литвинова, г. Белёв)
−Украшают, облагораживают наш город храмы, радуют глаз, умиротворяют душу красотой, гармоничным звоном колоколов.
Фоновая запись колокольного звона. Слайд
−Этот перезвон слышится с особой, высокой башни именуемой, колокольней или звонницей. Почти в каждом храме есть колокольни. Сохранились они и в монастыре. Сейчас полном ходом идёт их реставрация.
Физ. минутка (изображают движения художников на пленере)
Старые ступени, молчаливый камень.
Помнят песнопенья и мерцанье свеч.
Их воспоминанья не убить снегами,
Красоту былую только не сберечь.
(М. Литвинова, г. Белёв)
5.Практическая часть.
−Предлагаю Вам возродить в своих рисунках облик утраченных во времени Преображенского храма и Крестовоздвиженской колокольни.
−Нарисуйте по выбору один из этих архитектурных ансамблей, воспользовавшись различными графическими материалами.
6.Экспресс выставка (характеристика работ).
−Художники-графики делают то же самое, что и мы. Конечно, их картины сложнее, ведь у них больше опыта и времени. Старались и вы. Поэтому я хочу назвать Вас художниками. Получились прекрасные работы; но особенно удачны и выразительны у … .
7.Итог урока.
Много городов в России есть,
Разных городов и непохожих.
Но витает детства дух лишь здесь
Моего и Вашего быть может.
(Д. Акимов, г. Белёв)
−Ваши рисунки создали своеобразную панораму города.
−Вы согласны со мной?
−Спасибо за Ваш творческий труд!
−С каким настроением Вы работали?
−Какую технику использовали?
−Вы живущие, взрослеющие здесь, должны знать наследие предков, свято хранить его в своём сердце! Сегодняшний урок этому подтверждение. Это и есть наше возрождение. Возрождается в нас духовность, заполняет добрым светлым чувством.
На высоком берегу Оки
Храмы древние среди деревьев.
Хорошо сидеть здесь у реки
И смотреть на вольное теченье.
Так же вольно жизнь везде течёт,
Город не стоит на прежнем месте,
Времени река его несёт
В будущее, с жителями вместе.
−Я закончила наш урок стихотворением моей ученицы Марины Литвиновой. Несколько лет назад, быть может, на подобном уроке зародилась в ней та необъятная любовь к белёвской земле, её святыням, которая и отразилась в её поэтическом творчестве. Я смею надеяться, что и у вас сегодняшний урок затронет струны чистой, искренней души. Спасибо за урок!