Урок на тему «Хохломская роспись. Роспись сказочной птицы хохломским узором»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Автор – педагог дополнительного образования школьного учреждения Деточка Елена Анатольевна.

Образовательное учреждение: МОУ Щедровская ООШ


Раздел программы –«Основы росписи»

Тема занятия: «Хохломская роспись. Роспись сказочной птицы хохломским узором»

Название материала— конспект учебного занятия с мультимедийной презентацией «в гостях у хохломы»

Уровень образования 5-7 класс

Предназначенная презентация – для фронтальной работы.


Цель занятия: развитие и умение кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов Хохломы, познакомиться с Хохломской росписью.


Задачи занятия: познакомиться с историей происхождения техники хохломской росписи, создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции, научить самостоятельно составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи, подбирать нужный цвет в композиции, разбудить фантазию детей, настроить их на создание необычных композиций росписи.


«Через красивое к человечеству – такова закономерность воспитания»

В.А. Сухомлинский


Сегодня наше время сложное — это время социальных перемен. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через традиции народа, песни, частушки произведения народно-прикладного искусства. Но, к сожалению не всегда это происходит, наши дети отдалились от всего этого, и мы должны им помочь в этом. Поэтому я постаралась в своем занятии с детьми, показать им, что народное искусство помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту и богатство декоративно-прикладного искусства.

В наше время велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.

Мы живем там где, нет возможности увидеть технологический процесс изготовления художественной посуды, увидеть работу мастеров хохломы. Но педагог может познакомить с историей хохломы, показать приемы росписи, подарить детям радость творчества. В данном занятии я использовала различные методы: словесный (беседа, использование художественного слова), практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных элементов), частично-поисковый, метод «подмастерья» взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)


Предполагаемый результат: умеют различать изделия хохломской росписи, у детей появится интерес к истории и культуре нашего народа, развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, приобретут трудовые навыки и умения ,стремясь овладеть традиционным мастерством.

Итог детской деятельности: выставка детского творчества в школе и в районе.



Структура проведения занятия беседа демонстрация презентации тренировочное упражнение физминутка

Творческая работа итог(анализ). Рефлексия.


Отличительная особенность занятия: состоит в том, что дети шире и глубже знакомятся с хохломской росписью, чем это возможно на уроках ИЗО.





































Тема занятия: Хохломская роспись. Роспись сказочной птицы хохломским узором.

Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Развитие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Хохломы.


Задачи занятия:

  • Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.

  • Создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.

  • Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.

  • Подбирать цвет


Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка:


  • мультимедиа проектор, экран,ноутбук

  • предметы хохломской росписи

  • таблицы элементов росписи


Материалы и инструменты для кружковцев: утка изготовленная из папье- маше, кисти, палитра, гуашь, баночка для воды


Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложения

Методическое обеспечение занятия:

  • мультимедийная презентация « В гостях у хохломы»


План занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия

-посылка

3. Актуализация новых знаний, погружение в занятие

-беседа- лекция : « Хохлома-центр народного художественного промысла». (рассказ сопровождается показом презентации)

4. Техника исполнения элементов Хохломы

— показ руководителем приемов хохломского письма

-цветовая гамма хохломской росписи

5. Творческая работа детей

— роспись изделия

-физминутка

6. Проверка руководителем выполненных работ.

-самооценка качества выполнения росписи изделия.

7.Подведение итогов занятия

— рефлексия

8. Уборка рабочего места





Ход занятия


1. Организационный момент.


2. Сообщение темы и цели занятия.

— здравствуйте ребята! Сегодня придя на работу около нашего кабинета , я обнаружила посылку. На ней было написано: « В творческое объединение «Художники – умельцы».

Давайте вместе с вами откроем посылку и посмотрим, что там находится.

— Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая. Что же это за роспись? Давайте отправимся на нашу школьную выставку и посмотрим, есть ли изделия похожие на эту ложку.( На выставки нет хохломской росписи)

Держа ложку в руке и показывая на ней узор, руководитель читает стихотворение про хохлому.


Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.


-Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись».

Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять на данном изделии.


3.Актуализация новых знаний. (Погружение в урок)


Посмотрите на нашу ложку и скажите: нравится ли она вам?

Почему она вам понравилась?


-Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?

Тогда внимательно послушайте мой рассказ. (Рассказ сопровождается презентацией)

(слайд 1)


Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.

Значит , кисть художника была необычной – она была из солнечных лучей.


Возникла она и развивалась в Нижегородском Заволжье, где обработка древесины издавна достигла высокого художественного уровня. Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. Родоначальниками, которой были иконописцы и мастера рукописной книги.



  1. Техника исполнения хохломской росписи

-Давайте рассмотрим изделия хохломской росписи, и увидим как, же изготовляли эти изделия. (Показ сопровождается стихотворением)

(слайд 3,4)


Сколько здесь прекрасных чаш- это Вам подарок наш!

Семеновская хохлома

Вся золотиста, краснолика!


А вот поднос.

В нем алых ягод россыпь,

Отголоска лета

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.



Вот ладья: цветущий хвост –корма.

Нос –петушиная головка

Плывет по лесу хохлома.

Расписанная очень ловко




Наши ложки хохломские-

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.


Все листочки как листочки.

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют ХОХЛОМОЙ!


Процесс изготовления хохломской посуды

(слайд 5)

-Ребята, как вы думаете, как изготовляли эти изделия?

Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывалась тончайшим слоем глины. Потом сушат в течении нескольких часов. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой».


— Рассмотрев изделия хохломских художников, скажите

-Какие основные цвета используются в росписи?

-Какой орнамент присутствует в росписи?


Хохломская роспись радует нас яркими красками и золотистым сверканием. Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее: красный-тепло, огонь, красоту, любовь; золотой- свет, солнце; зеленый – цвет жизни, природы. А на черном фоне хорошо смотрятся все цвета. (слайд 6,7,8,9)


Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой» «яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной»

В хохломе есть два письма: Верховое письмо— это когда узор наносится черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристый фон изделия сверху. А фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным.



Хохломская роспись выполняется от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с легким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя ее к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начинают с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать ее, и заканчивают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив- «кустик», повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия и узкой его грани или заполнить им пустоты, образовавшиеся вдоль стебля в сложной цветочной росписи. (Показ руководителем выполнения элементов хохломской росписи )





В основе травки лежит плавно изгибающий стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающие узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму; одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами; движение всех стебельков и листьев подчинено плавному движению стебля





Тренировочное упражнение

-Ребята на столе у вас лежит полоска бумаги (черная, красная), выберите понравившийся цвет и вместе со мной нарисуем, «осочки», «травинки»- это мазки с небольшим плавным утолщением, «капельки»- прикладываем кисть к изделию, «усики» — изображаем непрерывной линией одинаковой толщины линию, закрученную в спираль, «завитки» — выполняем как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента.


  1. Творческая работа детей. ( Роспись изделия)


Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется

Попробуй, сумей-ка.


— Ребята на прошлом занятии мы с вами сделали из папье-маше красивую уточку, а сегодня мы с вами распишем ее хохломским узором, чтобы она была сказочно красивой.

Для этого мы представим себя в роли хохломских мастеров.

— Но прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить поговорку: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь людей насмешишь».


Руководитель проводит инструктаж при работе с гуашью и кистью.


  • Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем

  • Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно

  • Не мешай соседу

  • Краски смешивай на палитре

  • После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем водой


Самостоятельное выполнение детьми росписи утки. (музыкальный ряд)

-руководитель проводит индивидуальную работу, помогает детям.


  • Физминутка


Мы находимся в настоящей мастерской художника, и каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем легким движением кисти рук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони и пальцы рук.


6.Проверка руководителем выполненных работ . (Выставка работ)


Вот наши сказочные уточки готовы. Посмотрите, какие они получились красочные, красивые. ( Каждая работа кружковцев рассматривается, учитывается тонкость, аккуратность работы, указываются недостатки в работе)

Я предлагаю пополнить школьную выставку нашими выполненными работами.


  1. Подведение итогов .Рефлексия.


-Ребята, скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии?

-Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?

-Пригодятся ли вам эти знания в жизни?


Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.

На столе у вас лежат два цвета красный –занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.

«Большое счастье, что есть еще на Руси такой промысел, такое народное искусство»

(А. Ведерников)


Наше занятие подошло к концу, благодарю вас за хорошую работу.


Литература:

1. Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., Изобразительное искусство, 1970

2. Н.П.Костерин Учебное рисование. М., Просвещение, 1980

3. Иллюстрации росписи к презентации взяты из интернета: Яндекс. Картинки. Хохломская роспись

4. Стихотворения о хохломе. П. Синявский. Хохлома.







Итог нашего занятия



Красота в умелых руках





«Наши утки хороши»













































Свежие документы:  Конспект урока ИЗО для 1 класса «Роспись чайной пары. Синяя роза Гжели»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: