ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор – педагог дополнительного образования школьного учреждения Деточка Елена Анатольевна.
Образовательное учреждение: МОУ Щедровская ООШ
Раздел программы –«Основы росписи»
Тема занятия: «Хохломская роспись. Роспись сказочной птицы хохломским узором»
Название материала— конспект учебного занятия с мультимедийной презентацией «в гостях у хохломы»
Уровень образования 5-7 класс
Предназначенная презентация – для фронтальной работы.
Цель занятия: развитие и умение кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов Хохломы, познакомиться с Хохломской росписью.
Задачи занятия: познакомиться с историей происхождения техники хохломской росписи, создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции, научить самостоятельно составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи, подбирать нужный цвет в композиции, разбудить фантазию детей, настроить их на создание необычных композиций росписи.
«Через красивое к человечеству – такова закономерность воспитания»
В.А. Сухомлинский
Сегодня наше время сложное — это время социальных перемен. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через традиции народа, песни, частушки произведения народно-прикладного искусства. Но, к сожалению не всегда это происходит, наши дети отдалились от всего этого, и мы должны им помочь в этом. Поэтому я постаралась в своем занятии с детьми, показать им, что народное искусство помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту и богатство декоративно-прикладного искусства.
В наше время велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.
Мы живем там где, нет возможности увидеть технологический процесс изготовления художественной посуды, увидеть работу мастеров хохломы. Но педагог может познакомить с историей хохломы, показать приемы росписи, подарить детям радость творчества. В данном занятии я использовала различные методы: словесный (беседа, использование художественного слова), практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных элементов), частично-поисковый, метод «подмастерья» взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
Предполагаемый результат: умеют различать изделия хохломской росписи, у детей появится интерес к истории и культуре нашего народа, развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, приобретут трудовые навыки и умения ,стремясь овладеть традиционным мастерством.
Итог детской деятельности: выставка детского творчества в школе и в районе.
Структура проведения занятия беседа демонстрация презентации тренировочное упражнение физминутка
Творческая работа итог(анализ). Рефлексия.
Отличительная особенность занятия: состоит в том, что дети шире и глубже знакомятся с хохломской росписью, чем это возможно на уроках ИЗО.
Тема занятия: Хохломская роспись. Роспись сказочной птицы хохломским узором.
Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Развитие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Хохломы.
Задачи занятия:
Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.
Создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.
Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.
Подбирать цвет
Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка:
мультимедиа проектор, экран,ноутбук
предметы хохломской росписи
таблицы элементов росписи
Материалы и инструменты для кружковцев: утка изготовленная из папье- маше, кисти, палитра, гуашь, баночка для воды
Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложения
Методическое обеспечение занятия:
мультимедийная презентация « В гостях у хохломы»
План занятия.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия
-посылка
3. Актуализация новых знаний, погружение в занятие
-беседа- лекция : « Хохлома-центр народного художественного промысла». (рассказ сопровождается показом презентации)
4. Техника исполнения элементов Хохломы
— показ руководителем приемов хохломского письма
-цветовая гамма хохломской росписи
5. Творческая работа детей
— роспись изделия
-физминутка
6. Проверка руководителем выполненных работ.
-самооценка качества выполнения росписи изделия.
7.Подведение итогов занятия
— рефлексия
8. Уборка рабочего места
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
— здравствуйте ребята! Сегодня придя на работу около нашего кабинета , я обнаружила посылку. На ней было написано: « В творческое объединение «Художники – умельцы».
Давайте вместе с вами откроем посылку и посмотрим, что там находится.
— Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая. Что же это за роспись? Давайте отправимся на нашу школьную выставку и посмотрим, есть ли изделия похожие на эту ложку.( На выставки нет хохломской росписи)
Держа ложку в руке и показывая на ней узор, руководитель читает стихотворение про хохлому.
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
-Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись».
Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять на данном изделии.
3.Актуализация новых знаний. (Погружение в урок)
Посмотрите на нашу ложку и скажите: нравится ли она вам?
Почему она вам понравилась?
-Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?
Тогда внимательно послушайте мой рассказ. (Рассказ сопровождается презентацией)
(слайд 1)
Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.
Значит , кисть художника была необычной – она была из солнечных лучей.
Возникла она и развивалась в Нижегородском Заволжье, где обработка древесины издавна достигла высокого художественного уровня. Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. Родоначальниками, которой были иконописцы и мастера рукописной книги.
Техника исполнения хохломской росписи
-Давайте рассмотрим изделия хохломской росписи, и увидим как, же изготовляли эти изделия. (Показ сопровождается стихотворением)
(слайд 3,4)
Сколько здесь прекрасных чаш- это Вам подарок наш!
Семеновская хохлома
Вся золотиста, краснолика!
А вот поднос.
В нем алых ягод россыпь,
Отголоска лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.
Вот ладья: цветущий хвост –корма.
Нос –петушиная головка
Плывет по лесу хохлома.
Расписанная очень ловко
Наши ложки хохломские-
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые
Прогремели на весь мир.
Все листочки как листочки.
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют ХОХЛОМОЙ!
Процесс изготовления хохломской посуды
(слайд 5)
-Ребята, как вы думаете, как изготовляли эти изделия?
Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывалась тончайшим слоем глины. Потом сушат в течении нескольких часов. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой».
— Рассмотрев изделия хохломских художников, скажите
-Какие основные цвета используются в росписи?
-Какой орнамент присутствует в росписи?
Хохломская роспись радует нас яркими красками и золотистым сверканием. Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее: красный-тепло, огонь, красоту, любовь; золотой- свет, солнце; зеленый – цвет жизни, природы. А на черном фоне хорошо смотрятся все цвета. (слайд 6,7,8,9)
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой» «яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной»
В хохломе есть два письма: Верховое письмо— это когда узор наносится черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристый фон изделия сверху. А фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным.
Хохломская роспись выполняется от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с легким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя ее к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начинают с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать ее, и заканчивают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив- «кустик», повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия и узкой его грани или заполнить им пустоты, образовавшиеся вдоль стебля в сложной цветочной росписи. (Показ руководителем выполнения элементов хохломской росписи )
В основе травки лежит плавно изгибающий стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающие узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму; одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами; движение всех стебельков и листьев подчинено плавному движению стебля
Тренировочное упражнение
-Ребята на столе у вас лежит полоска бумаги (черная, красная), выберите понравившийся цвет и вместе со мной нарисуем, «осочки», «травинки»- это мазки с небольшим плавным утолщением, «капельки»- прикладываем кисть к изделию, «усики» — изображаем непрерывной линией одинаковой толщины линию, закрученную в спираль, «завитки» — выполняем как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента.
Творческая работа детей. ( Роспись изделия)
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется
Попробуй, сумей-ка.
— Ребята на прошлом занятии мы с вами сделали из папье-маше красивую уточку, а сегодня мы с вами распишем ее хохломским узором, чтобы она была сказочно красивой.
Для этого мы представим себя в роли хохломских мастеров.
— Но прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить поговорку: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь людей насмешишь».
Руководитель проводит инструктаж при работе с гуашью и кистью.
Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем
Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно
Не мешай соседу
Краски смешивай на палитре
После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем водой
Самостоятельное выполнение детьми росписи утки. (музыкальный ряд)
-руководитель проводит индивидуальную работу, помогает детям.
Физминутка
Мы находимся в настоящей мастерской художника, и каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем легким движением кисти рук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони и пальцы рук.
6.Проверка руководителем выполненных работ . (Выставка работ)
Вот наши сказочные уточки готовы. Посмотрите, какие они получились красочные, красивые. ( Каждая работа кружковцев рассматривается, учитывается тонкость, аккуратность работы, указываются недостатки в работе)
Я предлагаю пополнить школьную выставку нашими выполненными работами.
Подведение итогов .Рефлексия.
-Ребята, скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии?
-Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?
-Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.
На столе у вас лежат два цвета красный –занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.
«Большое счастье, что есть еще на Руси такой промысел, такое народное искусство»
(А. Ведерников)
Наше занятие подошло к концу, благодарю вас за хорошую работу.
Литература:
1. Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., Изобразительное искусство, 1970
2. Н.П.Костерин Учебное рисование. М., Просвещение, 1980
3. Иллюстрации росписи к презентации взяты из интернета: Яндекс. Картинки. Хохломская роспись
4. Стихотворения о хохломе. П. Синявский. Хохлома.
Итог нашего занятия
Красота в умелых руках
«Наши утки хороши»