Урок по изобразительному искусству
для учащихся 5-х классов
«Открытое сердце или история открытки»
Автор-составитель: учитель изобразительного искусства
Давыдова Ольга Александровна
ГБОУ СОШ №1743
Г.Москва
2012 г.
Открытое сердце или история открытки
Цели и задачи:
-совершенствовать навыки аппликации и гармонического сочетания разных техник;
-развивать глазомер, аккуратность, усидчивость, тонкую моторику руки, взаимовыручку, аналитические способности, вкус;
-продолжить вырабатывать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем; -приучать соблюдать порядок на рабочем месте, технику безопасности при работе клеем, ножницами;
-выполнить эскиз (макет) простейших объектов прикладной графики (открытка) на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции с дополнением аппликацией;
-укреплять межпредметные связи (литература, история).
Оборудование:
-открытки для демонстрации,
-заранее заготовленные карточки (на большом листе в центре располагается рисунок в виде сердца, который потом разрезается на равные части);
-белая и цветная бумага, различные декоративные элементы для украшения открыток, ножницы, клей.
Ход урока
I. Организационная часть
Приветствие
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации открыток.
(рис.1)
II. Изучение нового материала:
Беседа об истории открытки:
Перед вами почтовые открытки.
Как вы думаете, откуда такое название у этой маленькой картинки?
Слово «открытка» произошло от словосочетания «открытое письмо». Обратите внимание, что в термине «открытое письмо» нет никакого упоминания почты. Открытое письмо могло передаваться, например, с посыльным.
Но слово «открытка» в переводе на ряд европейских языков, обозначает именно «почтовую карточку», postcard (англ.), carte postale (фран.)
(рис.2)
До сих пор точно неизвестно, когда и где появилась первая открытка.
Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком. Она посвящена празднику св. Валентина.
До 1860-х годов открытки изготовлялись вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. Столь кропотливая, почти «каторжная» работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой — придавала открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства. Для изготовления первых открыток использовались, как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие. Чуть позже появились открытки в виде фотографий.
Так уж повелось, что Россия во многом отставала от развитых стран запада. Поэтому поздравительные карточки появились у нас намного позднее. Поздравительные карточки чаще всего закупались за границей, а в России на них делали надписи на русском языке и иногда дорисовывали российскую символику. Первые отечественные рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом, издавшим к Рождеству 1898 года серию из десяти открыток по рисункам известных петербургских художников. Несмотря на то, что тираж каждой открытки составлял 10 тыс. экземпляров, их быстро раскупили, поэтому пришлось повторить тираж. Через некоторое время Община св. Евгении стала одним из крупнейших издателей открыток в России. О том, сколь высокими были качество и художественный уровень этих картинок, говорят имена их создателей, в числе которых такие известные художники, как Маковский, Бенуа, Билибин, Бакст, Рерих и др. Неудивительно, что эти открытки стоили дорого и приравнивались чуть ли не к произведениям искусства.
В сюжетах, в отличие от европейских открыток, господствовал русский стиль: заснеженные избушки и улицы, лихие тройки, пышущие здоровьем краснощекие крестьянские дети, барчата на руках нянек у елки и т.д.
После Октябрьской революции новые власти посчитали выпуск поздравительных открыток буржуазным предрассудком. Их производство было полностью прекращено. Но обычай посылать праздничные поздравления запретить не удалось. Люди посылали друг другу любые иллюстрированные открытки.
Массовый выпуск советских новогодних открыток начался только в 50-х годах. На них изображались башни Кремля, счастливые мамы с детьми, потом к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. Довольно быстро был налажен выпуск широчайшего ассортимента открыток.
С 1874 г., ставшего » точкой отсчета» истории открытки, прошло полтора века, и за это время открытка пережила немало изменений. Изначально был установлен единый международный размер открытки — 90х140 мм. В 1925 году ввели новый стандарт — 105х148 мм. Сейчас используется как этот, так и другие форматы. Самые маленькие открытки могут быть размерами 40х60 мм, а самые большие формата А2. Наиболее популярным стал формат «евро» — 100х150 мм.
У каждой открытки своя история, за которой стоят человеческие судьбы.
(рис.3)
В нашем суетливом мире, который наполнен разнообразной информацией, открытка занимает такое незначительное место, что вспоминают о ней только по великим праздникам, а иногда и не вспоминают вовсе. Развитие компьютеров и Интернета тоже не способствует продлению открыточной жизни.
А ведь еще совсем недавно в начале XX века, открытка по праву занимала важное место в жизни людей самых разных сословий и значила для них больше, чем разрисованный кусочек картона. Нам вряд ли удастся вернуть в каждую семью значимость открытки как явления культурной и художественной жизни, но давайте попробуем вместе с вами превратить самую обычную бумагу в настоящее произведение искусства.
V. Практическая работа:
-инструктаж по технике безопасности;
-самостоятельная работа учащихся;
-учитель напоминает правила работы;
— проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
— оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
1.Учитель раздаёт заранее приготовленные тонированные карточки и предлагает украсить их различными материалами (аппликация с использованием бусин, текстиля, лент, цветной бумаги, различных декоративных деталей).
2.После выполнения открыток, учитель предлагает выложить на магнитной доске все карточки по схеме (рис.4).
(рис.4)
Для этого на оборотной стороне каждой открытки заранее выставлен номер, по которому определяется место расположения карточки.
3. В итоге на доске появляется большая открытка, на которой изображено украшенное сердце.
(рис.5)
Слова учителя.
Это сердце — символ любви к родным и близким людям, к друзьям и к своей истории.
Каждый из вас внёс частичку своего сердца в эту работу, и в итоге получилось настоящее чудо.
VII. Подведение итогов урока.
Вот и подошёл к концу наш необычный урок.
Мне хочется пожелать вам творческих успехов.
Дарите радость своим родным и близким, знакомым и друзьям — дарите им свои открытки!
Используемые источники:
1.https://philocartist.narod.ru/ar-cles.html- все для коллекционеров открыток. Статьи об истории, о тематике
2.https://www.mirpoz.ru/ru/publications/history/detail.php?BID=31&ID=1093 – история открытки
3. Открытки с улыбкой Автор: Г.В. Иванова Издательство: Тригон Год: 2007
4.Анна Ларина: История Москвы в почтовой открытке :Издательство «Московские учебники», 2010 г.