Тема: ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМЫ, ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ ЛЮДЯМ
Цель:
Продолжить формирование понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем. . Познакомить с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.
Закдачи:
Образовательная: приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов.
Развивающая: развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.
Вспитывающая: воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные: формирование мотивации к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;
Предметные: осознанное понимание условно-символический характер орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики;
самостоятельное определение характерные качества знака и символа в геральдике;
осмысление специфики языка символов и получение возможности применения на практике образного языка знаков и символов геральдики.
Метапредметные :
Личностные : Проявление эмоциональной отзывчивости понимание роли искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии и необходимость изучения данной темы для понимания символики геральдики.
Осмысленние и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов и знаков. Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выделение познавательной цели о характерных особенностях символики гербов, поиск информации в учебнике.
Выбор способов решения: выбор способов решения: поиски композиции, материалов, знаково- символических изображений.
Логические УУД : анализ объектов с целью выделения существенных признаков Синтез – составление цельного образа из характерных элементов. Использование рисуночных и простых символических вариантов эмблемы
Регулятивные: определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.
Планирование учебно -познавательной и практической деятельности
Целеполагание.
Прогнозирование и предвидение конечного результата
Коммуникативные: Развивать навыки и умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения.
Развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта. Управление поведением партнера
Умение воспринимать различные точки зрения.
Принимать участие в работе парами и группами
Домашнее задание. Пословицы, поговорки. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации.
Понятийный аппарат: символ, знак, герб, геральдика, символика.
Для учителя: ИКТ и средства обучения: Презентация. Олимпийская символика
Музыкальный ряд: марши
Литературный ряд: пословицы, поговорки
Зрительный ряд: Схемы-таблицы с изображением знаков-символов, плакаты по охране труда, содержащие символы
Этикетки — символы на одежде, символы фирмы, торговой марки и т. п.. Олимпийская символика.
Рекомендуемые художественные материалы
Б Материалы на выбор учащихся
Графические материалы: гелевая ручка, фломастер. Бумага; белая ,тонированная или в клетку
П Материалы на выбор учащихся:
Восковые мелки, . гуашь, кисти, тушь, палочку, перо. Бумага: белая, в клетку, тонированная или цветная.
Планируемая творческая деятельность обучающихся
( Задание 2 -х уровней на выбор учащихся)
Б Выполнить этикетку –символ
П Выполнить знаки для школьных кабинетов
ПЛАН УРОКА
1. Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества.
2. Постановка художественной задачи.
3. Выставка и анализ работ.
Ход урока
1. Организационный момент и введение в урок.
Беседа.
Музыкальный ряд: Звучит марш
( Мотивация будущей темы урока )
Учащиеся входят под музыку в класс, прикрепляют эмблемы на магниты на доску
Учитель предлагает улыбнуться друг другу и тихо сесть.
Учащиеся готовятся к уроку. Садятся за парты.
2 Актуализация знаний. Завязка.( Мозговой штурм)
2.1 Учитель: -Ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о гербах. С понятием герб очень тесно связано понятиеэмблема. Эмблема — это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т. д. Их появление относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением письменности.
Рисунки первобытному человеку заменяли письменность. Рисунки-пиктограммы, рисунки-символы служили для передачи сообщения, информации.
В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал «Песнь о Гайавате».
Гайавата мудро правил своим народом. Он научил людей выращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания передать потомкам, Гайавата придумал письменность. Вот как это было:
2.2 Учитель читает стихотворение:
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес — дугу над нею,
Для восхода — точку слева,
Для заката — точку справа.
А для полдня — на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре — время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.
След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки,
Грозно поднятые кверху, —
Знаком гнева и угрозы.
Учитель:
-Встречаются ли в нашей современной жизни такие знаки-символы, которые заменяют слова и целые предложения?
-Я просила вас подготовить и принести на урок примеры эмблем и символических обозначений, с которыми мы встречаемся в современном мире.
-Какие значки-пиктограммы придумали люди, чтобы обозначить различные указатели.
-А что у вас? (Ребята рассказывают о результатах свой поисковой работы. Ученик выходит к доске, находит на ней свою эмблему и рассказывает о ней классу)
3.Совместное целеполагание. Диагностика первичных знаний. (Игровая форма. Целеполагание.)
Учитель: А теперь распределите свои эмблемы по группам: З группы: предупреждающие, направляющие, объясняющие
Учащиеся подходят к доске, берут эмблему и прикрепляют её к определённой группе и аргументируют свой выбор.
Подведение итога игры. Вывод-проблема урока.
Учитель: Хорошо, молодцы, вы справились с поставленной задачей и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какой группе относятся эмблемы, какие элементы знаков предположительно должны быть использованы в эмблемах.
Но, что мы знаем о знаках, зашифрованных в них?
Мы знаем о них очень мало. Есть много ваших предположений ( о знаках, зашифрованных в них) и есть предложение — узнать о них больше. Мне понравилось – найти новые знаки для эмблем
Обобщение и формулировка цели учителем. (Планирование творческой деятельности.) —На сегодняшнем уроке мы закрепим знания о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем, познакомимся с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов Найдём новые знаки и придумаем значки для школьных кабинетов. Я получила для вас творческое задание от школы которое предполагает не только изучить . но и создать эмблемы, которые предлагается использовать для украшения дверей кабинетов 1 сентября, когда по ним проходит экскурсия для первоклассников «Знакомство со школой» («Школа, в которой я буду учиться»). Чтобы будущие ученики постарались сами догадаться, какие науки они здесь будут изучать.Поэтому отнеситесь с полной ответственностью к изучаемой теме урока и к творческой деятельности )
4.Сообщение новых знаний ( Словесный метод. Игровая форма – заочная экскурсия)
Учитель: Сегодня на уроке узнаем о символическом характере эмблемы. Познакомимся с символами и знаками эмблемы, используемых в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.
Для этого отправимся с вами на Олимпийские игры. Демонстрация презентации «Олимпийские игры».
-Для чего использовали знаки на олимпийских играх?
-Что они обозначали?
-Где использовались?
-Зачем?
-К какой группе их можно отнести?
Дети аргументируют свой ответ, доказывая примерами из жизни
-Молодцы, ребята, вы справились с задачей и поняли , какие знаки где применяются!
-А теперь нам нужно дать название нашему проекту.
Название проекта обсуждается учащимися, предлагаются свои варианты, корректируются, оспариваются.
5 Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. ( Реализация краткосрочного проекта.) Проект -составление эскиза эмблемы для школьных кабинетов
Учитель Сейчас вам предстоит самим создать символ из знаков
( детям просто дается 2 варианта заданий на выбор) ПРЕДЛАГАЕТСЯ 2 УРОВНЯ ЗАДАНИЯ Б. и П.
Задание 1 (Б)
Выполнить этикетку –символ, используя материалы по выбору графические материалы: гелевая ручка, фломастер, бумага; белая ,тонированная или в клетку
Задание 2 (П)
Выполнить знаки для школьных кабинетов, используя материалы по выбору: восковые мелки, . гуашь, кисти, тушь, палочку, перо. Бумага: белая, в клетку, тонированная или цветная.
6. Реализация творческой деятельности./Практическая работа учащихся. Самоконтроль. коррекция./ ( 25-30 мин )Веду индивидуальную консультационную работу с учащимися. Помогаю спланировать коррекцию ( оптимальный выбор композиции учащимся. Название своей работе), Стимулирую саморегуляцию ( внушаю уверенность в собственные творческие способности отдельных учащихся, планирование процесса творчества ).
7.Итог урока. Рефлексия.
Предлагаю выборочно (по желанию учащихся) рассказать об эмблемах Выставить свои работы под заголовки (заготовка учителя ) название кабинетов. Те, кто изображал элементы-символы ,размещают свои работы под данной табличкой (Б); кто создавал эмблему кабинета(П), и те, кто . кто работал над эскизом предмета и создал макет эмблемы( В) — под третьей.
Символ
Табличка
Макет
Учитель.Как вы считаете нам удалось выполнить порученное нам задание? Выставка ваших творческих работ говорит нам — ДА. Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь каждый из вас вложил частичку творческого труда в наше общее дело. Ну, а оцените вы себя, сами.