Урок по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМЫ, ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ ЛЮДЯМ»

Тема: ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМЫ, ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ ЛЮДЯМ

 

 

Цель:

 

 Продолжить формирование понятия о символическом харак­тере декоративного искусства на примере эмблем. . Познакомить с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.

 

 

Закдачи:

 

Образовательная: приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение  декоративной  символики  как обозначении жизненно важных для человека  смыслов.

Развивающая: развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, на­выки работы с художественными материалами.

 

 

Вспитывающая: воспитывать творческую и познавательную активность, нрав­ственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

 

 

 

Планируемые результаты для ученика:

Личностные: формирование мотивации к изучению  данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народав процессе рефлексии умение проводить самооценку;                                                                                                                                                               

Предметные: осознанное понимание условно-символический характер орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики;

 самостоятельное определение характерные качества знака и символа в геральдике;

осмысление  специфики языка символов и получение возможности  применения на практике образного языка знаков и символов геральдики.

Метапредметные :

Личностные Проявление  эмоциональной отзывчивости  понимание роли искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии и  необходимость изучения данной темы для понимания символики геральдики.

 Осмысленние и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов и знаков. Осваивание новых видов деятельности, участие в  творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выделение познавательной цели о характерных особенностях символики гербов, поиск информации в учебнике.

Выбор способов решения:  выбор способов решения: поиски композиции,   материалов, знаково- символических изображений.

Логические УУД :  анализ объектов с целью выделения существенных признаков Синтез – составление цельного образа из характерных элементов. Использование рисуночных и простых символических вариантов эмблемы

Регулятивные: определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.

Планирование учебно -познавательной и практической деятельности

Целеполагание.

Прогнозирование и предвидение конечного результата

 

 Коммуникативные: Развивать навыки  и умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения.

Развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта. Управление поведением партнера

Умение воспринимать различные точки  зрения.

Принимать участие в работе парами и группами

 

Домашнее задание.   Пословицы, поговорки.  Индивидуальные  задания по просьбе учащихся, рекомендации.   

                                                       

    Понятийный аппарат: символ, знак, герб, геральдика, символика.    

Для учителя: ИКТ и средства обучения: Презентация. Олимпийская символика

Музыкальный ряд: марши

Литературный ряд: пословицы, поговорки

 

Зрительный ряд: Схемы-таблицы с изображением знаков-символов, плакаты по охране труда, содержащие символы

Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Жостовский букет" 5 класс

Этикетки — символы на одежде, символы фирмы, торговой марки и т. п.. Олимпийская символика.

 Рекомендуемые художественные материалы

Б Материалы на выбор учащихся

Графические материалы: гелевая ручка, фломастер. Бумага; белая ,тонированная или в клетку

П Материалы на выбор учащихся:

Восковые мелки, . гуашь, кисти, тушь, палочку, перо. Бумага: белая, в клетку, тонированная или цветная.

 

Планируемая творческая деятельность обучающихся

 

( Задание 2 -х уровней на выбор учащихся)

 

Б Выполнить этикетку –символ

 

П Выполнить знаки для школьных кабинетов

 

 

ПЛАН УРОКА

 

1.  Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества.

2. Постановка художественной задачи.

3. Выставка и анализ работ.

 

Ход урока

1. Организационный момент и введение в урок.

Беседа.

Музыкальный ряд: Звучит марш

 

(  Мотивация будущей темы урока  )

 

Учащиеся  входят под музыку в класс, прикрепляют эмблемы на магниты на доску

             Учитель предлагает улыбнуться друг другу и  тихо  сесть.

Учащиеся  готовятся к уроку.  Садятся за парты.

 

2 Актуализация знаний. Завязка.( Мозговой штурм)  

2.1 Учитель: -Ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о гербах. С понятием герб очень тесно связано понятиеэмблема. Эмблема — это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т. д. Их появление относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением письменности.

Рисунки первобытному человеку заменяли письменность. Ри­сунки-пиктограммы, рисунки-символы служили для передачи со­общения, информации.

В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал «Песнь о Гайавате».

Гайавата мудро правил своим народом. Он научил людей вы­ращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания пере­дать потомкам, Гайавата придумал письменность. Вот как это было:

 2.2 Учитель читает стихотворение:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур, и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес — дугу над нею,

Для восхода — точку слева,

Для заката — точку справа.

 А для полдня — на вершине.

Все пространство под дугою

Свежие документы:  Повышение мотивации обучения изобразительному искусству

Белый день обозначало,

Звезды в центре — время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

След, направленный к вигваму,

Был эмблемой приглашенья,

Знаком дружеского пира;

Окровавленные руки,

Грозно поднятые кверху, —

Знаком гнева и угрозы.

 

Учитель:

-Встречаются ли в нашей современной жизни такие знаки-символы, которые заменяют слова и целые предложения?

-Я просила вас подготовить и принести на урок примеры эмблем и символических обозначений, с которыми мы встречаемся в со­временном мире.

-Какие значки-пиктограммы придумали люди, чтобы обо­значить различные указатели.

-А что у вас?  (Ребята рассказывают о результатах свой поисковой работы. Ученик выходит к доске, находит на ней свою эмблему и  рассказывает о ней классу)

3.Совместное целеполагание. Диагностика первичных знаний.  (Игровая форма. Целеполагание.)  

Учитель: А теперь распределите свои эмблемы по группам:  З группы: предупреждающие, направляющие, объясняющие

Учащиеся подходят к доске, берут эмблему и прикрепляют её к определённой группе и аргументируют свой выбор.

 

Подведение итога игры. Вывод-проблема урока.                                                                                  

 

Учитель: Хорошо, молодцы, вы справились с поставленной задачей и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какой группе относятся эмблемы, какие элементы знаков предположительно должны быть использованы в эмблемах.

Но, что мы знаем  о знаках,  зашифрованных в них?

Мы знаем о них очень мало. Есть много  ваших предположений  ( о знаках, зашифрованных в них) и есть предложение  — узнать о них больше.      Мне понравилось – найти новые знаки для эмблем

Обобщение и формулировка цели учителем. (Планирование творческой деятельности.)                                                                                                                                               —На сегодняшнем уроке мы закрепим знания о символическом харак­тере декоративного искусства на примере эмблем, познакомимся с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов Найдём новые знаки и придумаем значки для школьных кабинетов. Я получила для вас творческое  задание от школы  которое предполагает не только изучить . но и создать  эмблемы, которые  предлагается использовать для украшения дверей ка­бинетов 1 сентября, когда по ним проходит экскурсия для перво­классников «Знакомство со школой» («Школа, в которой я буду учиться»). Чтобы будущие ученики постарались сами догадаться, какие науки они здесь будут изучать.Поэтому отнеситесь с полной ответственностью к изучаемой теме урока и к творческой деятельности )

4.Сообщение новых знаний ( Словесный методИгровая форма – заочная экскурсия)

Учитель:  Сегодня на уроке узнаем о символическом харак­тере  эмблемы.  Познакомимся с символами и  знаками эмблемы, используемых в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.

Свежие документы:  Разработка урока искусства на тему «Человек в зеркале искусства: жанр портрета» 8 класс

Для этого отправимся с вами на Олимпийские игры. Демонстрация презентации «Олимпийские игры».

-Для чего использовали знаки на олимпийских играх?

-Что они обозначали?

-Где использовались?

-Зачем?

-К какой группе их можно отнести?

Дети аргументируют свой ответ, доказывая примерами из жизни

-Молодцы, ребята, вы справились с задачей и поняли , какие знаки где применяются!

-А теперь нам нужно дать название нашему проекту.

Название проекта  обсуждается учащимися, предлагаются свои  вариантыкорректируются, оспариваются.

5 Планирование, подготовка и объяснение задания к  практической  работе. ( Реализация краткосрочного проекта.) Проект -составление эскиза эмблемы для школьных кабинетов

 

 Учитель  Сейчас вам предстоит самим создать символ из знаков

 ( детям просто дается 2 варианта заданий на выбор)                                                                                                                                                 ПРЕДЛАГАЕТСЯ 2 УРОВНЯ  ЗАДАНИЯ Б. и  П.                                                                       

 

Задание 1 (Б)

Выполнить этикетку –символ, используя материалы по выбору графические материалы: гелевая ручка, фломастер, бумага; белая ,тонированная или в клетку

 

 

Задание 2 (П)

 Выполнить знаки для школьных кабинетов, используя материалы по выбору: восковые мелки, . гуашь, кисти, тушь, палочку, перо. Бумага: белая, в клетку, тонированная или цветная.

 

6. Реализация творческой деятельности./Практическая работа учащихся. Самоконтроль. коррекция./  (  25-30 мин  )Веду индивидуальную  консультационную работу с учащимися. Помогаю спланировать коррекцию  ( оптимальный выбор композиции учащимся. Название своей работе), Стимулирую саморегуляцию ( внушаю уверенность в собственные творческие способности  отдельных учащихся, планирование процесса творчества  ). 

7.Итог урока. Рефлексия.         

Предлагаю выборочно (по желанию учащихся) рассказать об эмблемах Выставить свои работы под заголовки  (заготовка учителя  ) название кабинетов. Те, кто изображал элементы-символы ,размещают свои работы под данной табличкой (Б); кто   создавал эмблему кабинета(П), и те, кто . кто работал над эскизом  предмета и создал макет эмблемы( В)  — под третьей.

Символ

Табличка

Макет

  Учитель.Как вы считаете нам удалось выполнить порученное нам задание? Выставка ваших творческих работ говорит нам — ДА. Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь  каждый из вас вложил частичку творческого труда в наше общее дело. Ну, а оцените вы себя, сами.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: