Региональный компонент на уроках изобразительного искусства с использованием ИКТ.
Цели урока: Образовательные:
1. Познакомить с историей появления резьбы и росписи на
наличниках, с техникой ее выполнения.
Выполнить роспись заготовки наличника, используя
традиционные узоры.
3.Собрать материал для проектных работ.
.
Развивающие:
Развивать эстетический вкус школьников, их внимание,
память, способность анализировать и обобщать.
Воспитательные:
Прививать любовь к искусству наших предков, которое
и сейчас, по истечении веков, удивляет и восхищает нас,
как все подлинное и древнее.
Задание: Эскиз наличника для русской избы.
Материалы и инструменты: Гуашь, белая бумага, кисти, ножницы,
цветная бумага, клей, гуашь.
Зрительный ряд: Слайды с изображением фондов «Русские промыслы»,
образцы детских работ, иллюстрации книг, таблицы с
элементами образцов наличников, фотографии домов,
охраняемых государством, наличников с различным
типом оформления.
Музыкальный ряд: В качестве фона русские песни.
Литературный ряд: Стихотворение Н.Клюева «Изба-богатырица»,
Народная песня « У ворот вились вереюшки».
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
II. Новый материал:
Перед учениками на доске размещен рисунок — аппликация русской избы. Размеры такие, что окно должно быть чуть меньше альбомного листа. Дом выполнен из ватмана, картона, цветной бумаги. За основу лучше взять подлинный дом. На моих уроках я делаю макет с дома по улице Тургенева в городе Бийске. Построен он по типу «кошель», наиболее характерному для Сибири, для нашего района.
Учитель: Изба- богатырица,
Кокошник вырезной,
Оконца, как глазница,
Подведены сурьмой.
Кругом земля- землица
Лежит пьяна дождем,
И бора-старичища
Подоблачный шелом.
—————————
Седых веков наследство
Поклон вам, труд и пот!
Это стихотворение Николая Клюева посвящено русской избе. Как красиво жить в таком доме! А еще прекраснее построить такой дом своими руками. Мастера: плотники, резчики по дереву чаще всего не оставляли имен на своих произведениях, а такие вот дома и принято считать произведением искусств. И построенные ими дома стоят столетия , удивляя и радуя нас своей красотой и неповторимостью.
Учитель: А вы, ребята, видели красивые, резные дома?
Ученик: В нашем селе многие здания построены в начале прошлого столетия, но до сих пор удивляют всех своей красотой и прочностью. Это здание детской музыкальной школы, районной библиотеки. Они как сказочные теремки, затерявшиеся среди кирпичных современных зданий.
Учитель: Ребята, в нашем селе много умельцев, которые свои дома построили по старинной технологии.
Ученик: ( Проектная работа. слайд- фильм о красивейший домах родного села. Показ сопровождается рассказом учащегося о мастерах, построивших дом)
Учитель: Как хорошо, что среди нас живут такие умельцы! А мы сегодня тоже попытаемся украсить дом, мы поработаем резчикам по дереву. Ребята, посмотрите на наш дом. Чего не хватает в нем?
Ученик: В нашем доме не хватает наличников.
Учитель: А может мы оставим дом без наличников?
Ученики: Без наличников дом кажется слепым.
Учитель: Мы достроим наш дом! В старинной народной песне, записанной фольклористом Степаном Ивановичем Гуляевым у нас на Алтае, есть такие слова:
У ворот вились вереюшки,
У широких завивалися.
Как ни сами они вилися-
Завивали-то их плотники
Топорами-то булатными…
А нашими помощниками сегодня будут краски, ножницы, бумага и кисти.
А что можно изображать на наличниках?
Учитель: ( Показ слайдов с видом наличников)
На Руси на наличниках узоры были геометрические, растительные, а иногда мастера изображали даже русалок. А ведь это не случайно. Русалки по одним поверьям живут во ржи , когда она цветет и наливается. По другим- это девушки с рыбьим хвостом и зелеными волосами. По третьим поверьям- во время русальей недели по полям блуждают нагие девушки , они нападают на людей и умерщвляют их щекотами. И в народе появились обереги от русалочьих чар. Русалки боятся креста, очерченного кругом.
Этнографами установлено, что в домовой резьбе русалки, это берегини.
А еже на наличниках изображали птиц, но не точную копию каких-то определенных птиц, а их символы.
Встречаются изображения людей, но чаще всего все-таки это цветы, листья и замысловатые узоры.
Учитель: Я думаю, что у вас уже появились свои идеи как украсить наличники нашего дома. Перед вами заготовки, на которые нужно нанести узор, я желаю вам удачи.( Перед каждым ребенком лежат показы с элементами украшения наличников.
Практическая работа.
Оценка работ.( Дети примеряют свои наличники к окнам дома-макета. Оценивают работы с комментариями.)
Итог урока: Так для чего нужны наличники? Наличники нужны для красоты. Как здорово жить в таком красивом доме! Как жаль, что все меньше и меньше остается теремков на нашей земле, а увидишь такое чудо где-то в алтайском селе, подойдешь к нему полюбуешься, и так хочется спросить: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»