Батальный жанр в произведениях художников.
Тема: «Изображение войны в произведениях русских художников».
Разработала учитель изобразительного искусства
Староминской МОУ СОШ №9
Батальный жанр.
Цель:
Формировать у учащихся умение выражать в рисунке свои представления и впечатления;
Учить выразительно, компоновать заданный сюжет;
Воспитывать гордость за Родину, её героев.
Задачи урока:
Знакомство с произведениями художников батального жанра
Создать произведение батального жанра.
Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции произведений А.Дейнеки, Б.М. Неменского, М.И. Самсонова, Н.С. Присекина, Б. Иогансона, М. Домащенко, П. Кривоногова, О. Богаткина.
Помните об этом
Помните всегда.
Ведь об этом, люди,
забывать нельзя….
1.Организационный момент.
2.Основной этап.
Учитель. Сегодня мы поговорим о произведениях посвященных батальному жанру, которые по праву можно отнести к исторической живописи. Все военные события описанные художниками стали уже историей и надеемся, больше никогда не повторятся.
Какие же произведения мы относим к батальному жанру?
Слайд 2. «Батальный жанр»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
2. «Батальный жанр»
|
— Посмотрите на слайд. |
Чтение информации |
Звучит музыка.
Учитель. Война – главная тема этих произведений. Война жестокая, не щадящая ни кого, ни взрослых, ни детей.
В истории нашего государства было много решающих битв, воин, которые останутся в памяти людской. Великая Отечественная война – стала самым тяжелым испытанием для нашего народа (1941 – 1945 г.г.).
Художники, поэты, композиторы уходят на фронт, на передовые фронта. В перерывах между боями пишут стихотворениями, музыку, делают наброски к будущим картинам, что бы правдиво рассказать о войне. Оставить для нас потомков лица солдат, что спасли мир от немецкой чумы.
Слайд 3. А. А. Дейнека.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
3. А.Дейнека ДЕЙНЕКА Александр Александрович [8 мая 1899 — 12 июня 1969], российский живописец и график, народный художник СССР. Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики.
|
| Чтение информации |
Учитель. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны. («Оборона Севастополя», 1942)
В феврале 1942 года художник А. Дейнека вместе со своим другом Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевую роту, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений (траншеи, окопы, воронки от бомб и снарядов).
На ходу рисовал быстрыми меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших тут и там явлений (пепелища сожженных деревень, взорванные мосты, поезда, тема погибших). Эти фронтовые зарисовки стали предпосылками для картины «Оборона Севастополя».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
4. Репродукция картины «Оборона Севастополя».
| «Шла тяжелая война, — говорил художник о замысле картины. – Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег становился от взрывов черным». — Посмотрите на полотно. Представьте, что вы наблюдаете бой, он проходит на ваших глазах. — Что вы чувствуете? Что слышите?
— Когда вы долго смотрите на картину, какие чувства у вас возникают?
— Какой художественный приём использует художник (обратите внимание на главного героя).
— Обратите внимание на цветовые контрасты. Сравните город и весь пейзаж. |
— Слышим шум морского прибоя, скрежет гусениц танка, свист пуль, разрывы гранат. Русские крики: «К бою! Вперед!» — Слышим крики немецких солдат, стоны раненых. — Очень страшно, везде смерть. -Как будто мы сами участники боя, сами вступаем в рукопашную схватку.
-Фигура главного героя сдвинута в левый край полотна, чтобы связка гранат приобрела пространство. Моряки стоят шеренгой, за ними поднимаются новые силы – прибывает новая волна.
-Белый город, сумрачная синева моря, красно-чёрное небо. Всё-это как бы подтверждает, что бой жестокий, насмерть. |
Учитель. Битва смотрится как панорама. Это монументальное – эпическое полотно, которое обобщает героику великой войны. На картине Н.С. Присекина «Севастопольцы» видим бой, это тот же город. Отчаянные моряки опять на переднем плане.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
5.Н.С. Присекин «Севастопольцы».
| Тот же город, но не тот. — Как видит художник сражение за город Севастополь? |
Моряки. Развалины города, гарь, копоть, свист пуль. |
Слайд №6.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
6. Б.М.Неменский Борис Михайлович Неменский — народный художник России, участник Великой Отечественной войны, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой пластических искусств и художественной педагогики, профессор, лауреат Государственных премий и премии Президента РФ, создатель новаторской системы общего художественного образования, кавалер ордена «Поборник справедливости» за большой вклад в просветительскую, образовательную и культурную деятельность на благо России, присужденного Советом по общественным наградам Организации Объединенных Наций. Произведения Б. М. Неменского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также в других российских и зарубежных музеях, они украшают частные коллекции в Германии, Англии, Франции, Японии.
|
| Рассматривание |
Учитель. А сейчас перед вами другое произведение. Картина Б.М. Неменского «Это мы, Господи» (« Безымянная высота»).
Здесь нет шума, нет боя, здесь оглушительная тишина. И кажется нам, что молодые ребята уснули. Вот бегали они по травам и притомились, легли и уснули.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
7. Б. Неменский «Это мы, Господи» (« Безымянная высота»).
| — На картине нет крови. Но она поистине яркое воплощение войны. -Чем же потрясает картина, что в ней заставляет нас переживать.
| Рассматривание картины.
— Молодые ребята русский и немецкий солдаты погибли в бою. |
Учитель. Это произведение – любимое детище художника. «Весь процесс работы оказался как бы внутренним спором, выдавливанием из себя накопившейся за годы войны ненависти, недоверия, процессом расчленения как бы единого представления: немец – фашист».
Сюжет картины берёт своё начало из фронтового эпизода первой командировки в район боевых действий в Великие Луки.
«Я шел пешком, с полной выкладкой солдата — художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из — под снега толи камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что позёмка прямо передо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от лёгкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате – почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы. И я был поражен – мальчишка, юноша моего возраста и даже чем — то похожий на меня».
Сюжет картины – двое погибших в бою молодых солдат, русский и немец. «Война оборвала их жизни, распластав их тела на весенней земле. Один – в светлой застиранной гимнастерке, лицом к небу, раскинут в перевернутом распятье. Другой, подоткнув под себя руку, уткнулся носом. Они достоверны как солдаты, но можно заметить, как в тоже время они похожи на уснувших детей» (Л.А. Неменская)
Поэт, фронтовик Константин Симонов говорил о картине так: «О чем хотел сказать нам художник этой своей картиной? О подвиге юноши, защищавшего и защитившего на этой бесчеловечной войне свою советскую землю? Да, об этом, но не только об этом. А, по-моему, еще и о том, что, не подвергая сомнению красоту человеческого подвига на войне, нельзя забывать, что сама по себе война – далеко не лучший способ разрешения споров между людьми. Смотрю на картину и думаю о том, что именно личный опыт войны потребовал от Неменского создания этой картины, далёкой от героики, но властно напоминающей нам о том, что новой войны не должно, не имеет права быть. Я разделяю это чувство, я люблю эту картину, отвечающую не только моим воспоминаниям, но и моим мыслям о будущем».
— Ребята, а что вы скажите об этой работе художника. Какие ассоциации возникают перед вашими глазами. (Две молодые птицы, только что покинувшие родительское гнездо погибли, сражаясь за территорию). Посмотрите на слайд и послушайте стихотворение, которое было сочинено после просмотра этой картины вашей ровесницей.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
8. Стихотворение | Чтение стихотворения. Сорваны цветы, вянут, лежат Молодые сердца их не стучат Им бы молодым жить да любить Им бы веселиться, им бы дружить. В голубое небо глаз не поднять Здесь на высоте вечным сном спать. Им бы молодым жить да любить Им бы веселиться, им бы дружить. По земле по русской горе прошло Тысячи цветочков таких сорвало. Тысячи по русской земле их лежит Им бы молодым жить да любить.
| Слушание. Какие ассоциации возникают у вас при просмотре картины. |
Учитель. Ещё одно произведение Б.М. Неменского «О далёких и близких».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
9. «О далёких и близких» | Материалом для картины послужили впечатления и переживания самой первой командировки в 1942 года в действующую часть. На этот участок фронта редко и нерегулярно доставлялась полевая почта. Письма были здесь редкостью, поэтому солдаты перечитывали свои письма вслух по нескольку раз. — Какие впечатления вызывает у вас картина? О чем хочет рассказать нам автор? — Какой художественный приём применят художник? |
Бой закончен на сегодня, хочется вспомнить что – то родное, близкое. Цветовые контрасты. Яркое пятно – лица солдат в центе картины.
|
Учитель. Посмотрите на слайд. М.И. Самсонов «Бойцы Сталинграда».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
10. М.И. Самсонов «Бойцы Сталинграда».
| — А вот ещё одна передышка между боями. Сердце и душа устали от смерти, просят музыки и отдыха. — Какое настроение у картины? |
Радость на лицах солдат, предчувствие победы. |
Учитель. Только мужество и сила
Нас к Победе привела,
От фашистского нашествия
Мир и Родину спасла.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
11. П. Кривоногов «Победа».
| — Почти четыре года – 1414 дней — продолжалась самая тяжёлая и жестокая война. Закончилась она полным поражением фашистской Германии. Наши солдаты дошли с боями до Берлина и в мае 1945 года подняли над поверженной вражеской столицей красный флаг. — Что вы видите на полотне?
— На картине вы видите разрушенное здание Рейхстага, поверженного врага. Какие чувства у вас возникают при просмотре картины?
|
-Радость, ликование. Ведь пришла долгожданная победа. -Гордость за свою Родину, за прадедов, что победили в этой войне. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
12. М.И. Самсонов «Парад Победы».
| Проходят полки. Чеканят солдаты шаг. И в каждом шаге звучит как эхо: «Победа! Победа! Победа!» Идут солдаты несут знамёна поверженной Германии. Всё замерло на площади, полетели знамёна к ногам стоящих, к подножию Мавзолея. — Посмотрите на линию горизонта, на небо, что вы заметили? Какие цвета преобладают?
|
— Линия горизонта занижена. Небо высокое. Ликует земля и люди. Хотя солнца мы не видим, но его присутствие ощущаем в бликах. Контрасты цветовые — белые флаги и зелёные кители солдат. |
3. Практическая часть.
Вспомните, какие боевые действия проходили на территории вашего города, станицы. Как освобождали их от врага вы не раз слышали.
— Попробуйте представить бой. Сделайте предварительный набросок. Посмотрите на работы детей г. Волгограда, Ленинградской области, Амурской области, нашей школы. Слайд №13, 14,15. (Рисунки детей)
Ход работы:
Наметить линию горизонта.
Правильно распределить предметы композиции.
Наметить тонким контуром фигуры людей.
4. Заключительный этап.
5. Домашнее задание: Закончить набросок.
Литература.
Н.А. Ионина «100 Великих картин», издательство «Вече», 2000 г.
Журнал «Мурзилка» №5, 2005 г.
Газета «Искусство» №7. Издательство «Первое сентября», 2007 г.
Текстовое пояснение к мультимедийному уроку
«Историческая живопись. Батальный жанр».
Урок для 7 класса.
Урок построен на произведениях известных русских художников А.Дейнеки, Б.М. Неменского, М.И. Самсонова, Н.С. Присекина, В.Верещагина. Дети учатся анализировать произведения батального жанра, сами пытаются создать произведение.
Предложенный материал был с успехом использован в работе с учащимися 7 класса на уроках ИЗО, посвященных раскрытию темы Великой Отечественной войны в исторической живописи. Знакомство с творчеством Б.М. Неменского как художника фронтовика и как автора программы, по которой они учатся с первого класса, оказывает сильное эмоциональное воздействие.
Задача учителя на таком уроке – создать условия для творческого напряжения ребенка, содействовать активности его восприятия, а так же желанию выразить собственные переживания в своих практических работах.
Мультимедийная презентация даёт учителю возможность более глубоко, посредством музыки и изобразительного искусства донести общечеловеческие понятия, реализовать поставленные цели и задачи.
10