Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта».
Изготовление прялки. 2 урока
Цель: Изготовить в технике «аппликация» прялку.
Задачи:
-знакомство учащихся с конструкцией и декором предметов народного быта;
-развитие навыков работы с различными материалами;
-приобщение детей к народным традициям России.
Техника: аппликация
Материал: цветная бумага, картон, клей, возможен вариант самоклеющаяся бумага
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход первого урока.
I. Организационный момент
II. Основной этап.
1. Урок начинается с показа презентации и постановки проблемы.
Посмотрите на слайды со старой деревянной посудой и ответьте на вопросы.
-Какой материал использовали наши предки для изготовления посуды? (Дерево и глина)
-Какие образы использовали наши предки в данных видах посуды? (Ковш-черпак с высокой фигурной ручкой, солоницы-уточки, ковш-«конюх» с мотивами конских голов)
-Что отличает старинную русскую посуду от современной? (Пластическая форма, «скульптурность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи, древние знаки-символы в декоре, образующие нарядное узорочье у деревянных предметов).
2. Просмотр слайдов с изображением русских прялок.
— Как называется этот предмет быта и для чего он предназначен?
Русские прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин. Это древнее и простейшее приспособление для изготовления пряжи. На территории России она существовала с давних времён. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И поэтому её старались украсить и сделать особенно нарядной.
— Посмотрите схему прялки и назовите основные элементы русских прялок (донце, подгузник; столбик, или стояк; лопасть, или лопаска, лопата, личина; головка, гребень).
Процесс прядения нити в мифологических представлениях не только древних славян, но и других народов воспринимался как священное действо, работа, смысл которой — творение жизни, творение материи Вселенной. Женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими непосредственно в творении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в нее все то, что должно совершиться с человеком на земле.
-Рассмотрим северную прялку. Скажите, какие основные мотивы и орнамент нанесены на прялку? Солнечный орнамент.
Мотивы солнца не только в орнаментальной композиции, но и самой конструкции прялки (это и расположение в центре декоративной композиции большого солнца, которое имеет значение «белого света», дополненного кругами поменьше, и стройный ряд кругов или разнообразные по величине круги — «городки», замыкающие верхнюю часть лопаски, — символ дневного солнца, совершающего путь над землей, и декоративные «серьги», замыкающие лопасть прялки снизу, и круглые розетки на ножке прялки как олицетворение ночного, подземного солнца.
— Давайте вспомним русские народные сказки. И так.. В горнице сидит девица и кудель прядёт. А что за кудель, кто знает?
Обратимся к древнеславянской легенде о светозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой богиня Заря украшает небо, помогают учащимся понять смысл слова «кудель» (кудель — как бы всклокоченный, кудлатый комочек шерсти или льна, из которого прядется нить, т. е. нечто организованное, упорядоченное).
Кудель прикреплялась именно к той части лопаски, где находилось большое солнце.
— Скажите а вот для чего так ярко расписана прялка, ради украшения?
(Нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нем)
Переходим от слова к делу. Наша задача сегодня определить основную форму прялки и выполнить её силуэт.
3. ТБ при работе с ножницами.
4. Повторим ещё раз из каких элементов состоит прялка. (Донце, подгузник; столбик, или стояк; лопасть, или лопаска, лопата, личина; головка, гребень).
Примерные схемы прялок
Сегодня вы принесли для работы картон и цветную бумагу. Вот именно из этих материалов будет наша прялка. В начале работы продумайте цвет картона.
III. Итог урока. Итак, подведем итог урока.
Что такое прялка?
Из какого материала её изготавливали?
Почему её передавали по наследству?
Назовите основные части прялки.
Ход второго урока.
I. Организационный момент.
II. Основной этап.
На втором уроке перед началом практической работы учитель еще раз демонстрирует учащимся разнообразные варианты украшения русских прялок — резных, расписных — и ориентирует их на поиск выразительного решения.
1. Просмотр презентации с вариантами украшения русских прялок.
— Назовите основные мотивы орнамента прялки
— Выберите узор, который вы используете для своей работы.
2. Примерный узор для прялки с сайта «Город мастеров» учителя Кокаревой А.А.
Этапы работы
Из бумаги двух цветов вырезаем две полоски шириной по 2 см. Одну полоску разрезаем на треугольники или ромбы.
Получившиеся треугольники (ромбы) приклеиваем на полоску цветной бумаги.
Из бумаги двух цветов вырезаем 3 круга с диаметром 6 см каждый. Один из кругов разрезаем на треугольники.
Приклеиваем получившиеся треугольники на 2 целых круга, оставляя между треугольниками пространство.
Один круг с цветными треугольниками приклеиваем по центру прялки, а из полос с треугольниками делаем вокруг него рамку.
Второй круг с треугольниками разрезаем на 4 равные части и приклеиваем в уголки рамки.
Из цветной бумаги вырезаем круги и приклеиваем их на «городки» прялки.
По желанию можно продолжить декорировать прялку геометрическими фигурами из цветной бумаги.
3. Можно выполнить узор в технике «вытынанка». Тогда на прялке могут появиться: «древо жизни», лёгкие воздушные узоры.
4. Можно использовать технику «квиллинг», появятся цветы, бабочки. Включаем фантазию и творчество.
III. Итог урока. Выставка работ учащихся.
Литература и материалы для презентации
1. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Методическое пособие к учебнику Изо. 5 класс — автор Горяева Л.А., программа Неменского Б.М.
2. Сайт «Страна мастеров», учителя Кокаревой А.А.