Тема: Цвет и композиция в пейзаже.
Цель: познакомить обучающихся с вариантами подбора цвета и композиции в пейзаже
Задачи:
обучающие: учить выявлять общий тон и цветовые отношения между объектами пейзажа;
развивающие: расширить знания о пейзаже, композиции, этапах выполнения рисунка;
воспитывающие: воспитывать восприятие гармонии цвета и композиции от видения красивого к созданию рисунка.
Оборудование: экран, проектор, слайды и репродукции картин: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода».
Оборудование для детей: карандаши, набор для работы красками (бумага, кисти, краски, вода).
План занятия:
I. Организационный момент (2 мин.)
Вступительное слово (Музыкальное сопровождение. Демонстрация фильма «Весна»)
Приветствие
Игра слов (ответы детей)
Сообщение темы занятия, цели, задач
II. Актуализация знаний (3 мин.)
III. Основная часть (12мин.)
Фронтальный опрос (5 мин.)
Просмотр видеоматериала (3 мин.)
Обсуждение репродукций художников (4мин.)
IV. Физкультминутка (2мин.)
V. Практическая часть (18 мин.)
VI. Итоги занятия, выводы (3 мин.)
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие
Приветствую вас, юные друзья!
Хочу представить вам сегодня я,
Возможность потворить и поиграть,
Пейзаж весенний вам самим создать!
Игра слов (ответы детей)
Для этого, надеюсь,
Мне скажите, какие средства есть?
И первым делом прозвучит ответ
Что для картины очень нужен — ……….!
Да, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ свойства цвета всем известно.
Но есть еще одно известное вам средство
Художники владеют им в России, за границей.
Скажите это слово — ………………………..
Сообщение темы занятия, цели, задач
Что ж, мы назвали все нам нужные слова.
Цвет, композиция — причудливая их игра.
И нашего занятия мы обозначим тему.
» цвет и композиция в пейзаже».
II. Актуализация знаний
Дети, обратите внимание на дату. Сегодня последний день зимы. А какое время года начинается завтра?
Дети: — весна!
— В каком жанре живописи мы можем изобразить природу в разное время года?
Дети: — В пейзаже.
-Давайте вспомним , что такое пейзаж? (слайд 3)
ПЕЙЗАЖ — жанр живописи, в котором основной предмет изображения – природа.
III. Основная часть (12мин.)
Фронтальный опрос (5 мин.)
Одним из любимых зрителями жанров изобразительного искусства является пейзаж. Художник в своих пейзажах делится со зрителем радостью общения с природой, учит нас видеть красоту земли. С пейзажа начиналась любовь к Родине.
— Назовите мне, какие главные элементы пейзажа? (слайд 4)
— Главными элементами всякого пейзажа являются земля, небо, вода, деревья. (слайд5-10) Чтобы уметь хорошо рисовать пейзаж, надо научиться рисовать эти элементы в особенности деревья. Иначе рисунок пейзажа превратится в набор безликих декоративных пятен — все деревья окажутся одинаковыми, и не будет чувствоваться горизонтальность земли или воды, горы и облака потеряют свои характерные формы.
В пейзаже должно чувствоваться уходящее вдаль пространство, а каждый предмет, каждое дерево должно быть предоставлено своими характерными чертами. Надо дать как бы индивидуальный портрет дерева — ствол, ветви, характер кроны, листвы.
Давайте рассмотрим репродукции и обратим внимание на композицию в пейзаже…(СЛАЙД 11)
-Я хочу вас спросить: что такое композиция?
ЗАКОНОМЕРНАЯ организация всех элементов в одно целое называется композицией. Главной задачей художника, является создание композиционного центра картины, той точки к которой будет прикован взгляд зрителя.
-Что в композиции главное?
— Правильно. Создавая художественный образ — художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру изображаемых элементов. Выразительность композиции картины во многом усиливается её цветовым решением. Нельзя передать, например, радость жизни холодными серо-синими тонами, и наоборот, сумрачное, подавленное состояние -светлой, теплой гаммой насыщенных цветов. В пейзажах ранней весны присутствуют как серые тона так и солнечные дни характеризуются яркими насыщенными красками. В рисунке важно передать предельно точные отношения освещенных и затененных поверхностей. Находясь под открытым небом, художник видит предметы, которые погружены в воздух. Чем дальше от наблюдателя в пространстве расположены видимые объекты, тем сильнее сказывается действие воздуха. Дальние планы заметно окрашиваются синими оттенками.
Просмотр видеоматериала (3 мин.)
Обсуждение репродукций художников (4мин.) (слайды №№ 12,13)
«Грачи прилетели» А.К.Саврасов.
-каким мы видим снег? (мокрым, побуревшим, со следами птичьих лапок).
-Какое небо? (весеннее небо с разбухшими от влаги облаками)
-Как художник избегает однообразия? (А.К.Саврасов стройным формам каменной колокольни противопоставил причудливые плавные изгибы деревьев).
-Какие контрасты оживили изображение? (холодным краскам неба и воды он противопоставляет теплые тона земли, растений, построек).
-А снег? (это не положенная на холст белая краска, а цвет имеющий множество оттенков).
«Март» И.И.Левитан.
-Какое время года мы видим?
-какие тона усиливают звучание контраста света и тени? (соседство теплых — золотых и холодных-белых, голубых, они наполняют пейзаж ослепительным солнцем и свежим воздухом).
-каким мы видим небо?
IV. Физкультминутка (2мин.) (слайд №14 )
«Тепло – холодно»
V. Практическая часть (18 мин.) (слайд №15)
Сообщение последовательности выполнения практической работы
Приступая к работе, надо помнить, что основными этапами выполнения рисунка являются:
композиция:
-выбор сюжета;
-образное обобщение натуры средствами графики;
-образное обобщение натуры средствами живописи;
-выбор фрагмента изображения;
2)подготовительный рисунок:
-определение пропорций движения и характера пространственных планов;
-индивидуализация деталей композиционного центра;
3)обобщенное живописно-пластическое изображение:
-определение общего цветового тона;
-передача общих больших тоновых и цветовых отношений;
-выявление светотени и живописная проработка;
4) завершение рисунка:
-выявление главного и второстепенного в цветовом строении рисунка;
-подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (слайды №17-23)
Задание: выполнить рисунок пейзажа на тему: «Весна идет».
Целевые обходы:
1) Контроль за организацией рабочего места.
2) Контроль за правильностью выполнения приемов работы.
3) Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.
4) Контроль за объемом и качеством выполненной работы.
VI. Итоги занятия, выводы (3 мин.)
Дети, мы сегодня рассмотрели репродукции художников и начали учиться использовать цвет в пейзаже. Попрошу вас обратить внимание на то, как вы можете использовать композицию в своих работах и насколько они стали интересней и выразительней.
Весна всегда сочетается у нас с ожиданием чего-то необычного, сказочного. Именно весна наполняет наши души этим особым чувством, вселяет надежду в нас. И это ожидание очень хорошо передается в ваших работах. И хотя краски на палитре не равносильны краскам природы, вы заставили их звучать так, что они смогли не только изобразить приметы весны, но и раскрыть свои чувства, внутренний мир, переживания и мечты — ваше ощущение жизни в этот момент. Для всех вас — это лучшая школа, которая учит пристально вглядываться в окружающий мир.