А. П. Гайдар «Горячий камень» 3 класс

А. П. Гайдар «Горячий камень»


Цели:1. Создать условия для выработки умения выражать своё отношение к произведению и героям произведения, определять авторскую точку зрения; 2. .Содействовать развитию устной речи учащихся ( подготовительная работа к пересказу); расширять круг детского чтения; 3. Формировать культуру общения на уроке; воспитывать патриотические чувства у учащихся.

Оборудование: портрет писателя; конверты с заданиями для работы в группах; задания для пропедевтической работы в уголке чтения; выставка литературы.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя ( постановка цели урока):

Обращение к портрету писателя, чтение строк под ним:

Он никогда не будет стар.

В глаза читателям с портрета,

Глядит смеющийся Гайдар,

В шинель походную одетый.

С.Я. Маршак.

Вчера мы с вами читали произведение, написанное за 2 месяца до гибели автора от фашисткой пули. Говорят, что звучит оно, как завещание. Постараемся понять, что завещал нам Аркадий Петрович Гайдар.

  1. Проверка творческого домашнего задания.

Помимо чтения произведения, вы должны были вспомнить, какие произведения вам уже знакомы. Обращение к выставке рисунков. Угадайте со страниц каких книг сошли эти герои: (театрализация)


От папы пришла из тайги телеграмма.

В гости к нему мы поехали с мамой.

Вы знаете нас, мы друзья, мы братишки

Из светлой, весёлой, известной вам книжки.

(«Чук и Гек»)

Кликнул я клич: «Эй, вы, мальчиши!

Мальчиши-малыши! И отцы ушли и братья ушли. Что же нам мальчишам только в палки играть, да в скакалки скакать? И вставали малыши как один на защиту любимой Родины!»

(«Сказка о военной тайне, о Малычише-Кибальчише

и его твёрдом слове»)

Ну что? А разве теперь у нас жизнь плохая? Золотая луна сияла над нашим садом. Прогремел на север дальний поезд. Прогудел и скрылся в тучах полуночный лётчик. А жизнь, товарищ… была совсем хорошая!

(«Голубая чашка»)

-Вспомните, какому герою известному вам произведения поставлен памятник и где?

(Мальчишу — Кибальчишу в Москве)



-Почему автор в названии этой книги написал: «Сказка о военной тайне…»

(Сказка об истории борьбы взрослых и малышей против злобных и страшных врагов буржуинов. Главный герой Мальчиш — Кибальчиш не выдал врагам военной тайны своей страны6 сила в том что отцам и братьям на помощь, если надо придут малыши и продолжат дело отцов. сила в единстве.)

-Какую тайну открыли читатели в «Голубой чашке»?

(Автор предостерегает нас от раздоров и ссор, которые отравляют жизнь от «злых серых мышей», которые пробравшись в дом готовы подточить человеческое счастье. Надо учиться прощать мелкие обиды.)

-В каком произведении говорит автор о том, что такое человеческое счастье?

(«Чук и Гек», заключительные строки).

3.Работа с рассказом Гайдара «Горячий камень»

-Вспомните, кто главный герой произведения?

(Их несколько: старик сторож, Ивашка Кудряшкин, автор.)

-А теперь предлагаю поработать в группе.

1и2 группе:

-Найдите отрывки, которые рассказывают о старике (об Ивашке), перечитайте их и составьте рассказ о старике (о мальчике) с помощью предложенных вопросов.

1.Как выглядел старик?


2.Как он зарабатывал себе на хлеб?


3.Что говорили о нём люди?


4.А что думал сам старик?

1.Как старик познакомился с Ивашкой?

2.Верно, что Ивашка сам себя наказал?

3.Какие чувства он испытывал?

4.Почему автор назвал мальчика добрым и благородным?

3-я группа работает с учителем.

-Найдите и прочитайте, как мальчик нашёл камень. (3-я глава)

-Почему этот камень мальчик посчитал волшебным?

-Почему Ивашка не воспользовался волшебством?

4.Отдых.

5.Проверка самостоятельной работы.

5.Подготовка к выводу.

Ивашка считал старика несчастным человеком. а себя считал счастливым В чём же его счастье?

(проехал на автомобиле, когда опаздывал в школу, поймал голыми руками рыбу, побывал на весёлом празднике) (вынос на доску под рисунок с мальчиком)



— Что рассказал о своей жизни Ивашке старик? В каких важных событиях он участвовал ? (участвовал в восстании против царя, громил белую вражескую армию, вместе с другими делал страну могучей и великой)

(вынос на доску под рисунок со стариком)

-Это трудная жизнь? Захотел ли старик по-другому прожить свою жизнь?

-Почему Ивашкино счастье кажется таким маленьким по сравнению со счастьем старика?

(Ивашка думал только о себе, а старик после себя оставил добрый след)

Автор — рассказчик: (вынос на доску) прожить жизнь как надо.

-Почему же отказались разбить камень старик и автор-рассказчик?

(ответить словами из текста)

Так что же нам завещал А.П. Гайдар?

(Прожить жизнь как надо, принося пользу, честно трудиться, оставить после себя добрый след)

7 Итог урока.Оценивание.

— Объясните, что вас сегодня удивило?

-Что нового было для вас?

— Что очень важно, следует запомнить? А если такой камень нашли бы вы?

— Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке? Что особенно вам понравилось в его работе?

Анонс будущего урока: познакомимся с книгой, у которой удивительная судьба. Обратить внимание на задания — рекомендации в уголке чтения.

8..Домашнее задание.

Подготовить1-й и 2-й группе рассказы о старике, об Ивашке Кудряшкине; 3-й группе пересказать близко к тексту 6-ю главу. А следующее задание потребует от вас определённого времени: составьте фотодокументальный очерк о жизни писателя. почему о нём говорят так: «…он жил как боец и умер как солдат».










Задание для работы в группе №1.


Найдите отрывки, которые рассказывают о старике), перечитайте их и составьте рассказ о старике) с помощью предложенных вопросов.


1.Как выглядел старик?


2.Как он зарабатывал себе на хлеб?


3.Что говорили о нём люди?


4.А что думал сам старик?



Задание для работы в группе №2.



Найдите отрывки, которые рассказывают об Ивашке, перечитайте их и составьте рассказ о мальчике с помощью предложенных вопросов.





1.Как старик познакомился с Ивашкой?


2.Верно, что Ивашка Кудряшкин сам себя наказал?


3.Какие чувства он испытывал?


4.Почему автор назвал мальчика добрым и благородным?



Советуем прочитать.

А.П. Гайдар.

Р.В.С.

О солдатском долге, о фронтовом товариществе, о времени, в которое жил Гайдар.

Дальние страны

О том, как, какими делами занималась страна после революции.

Судьба барабанщика

О непростой судьбе Серёжи Щербачёва, оказавшегося из-за недоброго стечения обстоятельств один на один с преступниками. Очень важно быть ответственным за всё лучшее, что сделали отцы.

Из воспоминаний Б. Емельянова, К. Паустовского,

Л. Кассиля, К. Федина, С. Маршака

вы узнаете о жизни писателя,

о времени, когда он жил,

как относятся к нему строки: «всадник, скачущий впереди»,

похож ли Гайдар на своих героев, а если похож, то чем,

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЗНАК:















ПРОЕХАЛ НА АВТОМОБИЛЕ



ГОЛЫМИ РУКАМИ ПОЙМАЛ

РЫБУ




БЫЛ НА ВЕСЁЛОМ ПРАЗДНИКЕ




УЧАСТВОВАЛ В ВОСТАНИИ ПРОТИВ ЦАРЯ




ГРОМИЛ БЕЛУЮ ВРАЖЕСКУЮ АРМИЮ



С ТОВАРИЩАМИ ДЕЛАЛ СТРАНУ МОГУЧЕЙ И ВЕЛИКОЙ



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: