А.П. Платонов «Юшка».
Конспект урока по русской литературе, 7 класс.
Автор: Король Мария Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
2 категория, гимназия Наславча.
1
Цели урока:
проследить сюжетную линию произведения;
раскрыть тематику и нравственную проблематику рассказа;
развивать умение высказывать собственную точку зрения, соотносить её с авторской;
развивать эвристические умения учащихся;
способствовать формированию нравственных ценностей.
Оборудование:
Репродукция К.С.Петрова-Водкина. Богоматерь Умиление злых сердец.
Карточки для работы в группах.
Схема.
Ход урока:
I. Орг момент.
Представление темы урока и целей.
II. Актуализация.
Знакомство с основными фактами биографии писателя (сообщение ученика).
Обзор изученных произведений.
Назовите произведение:
1. — Я к маме хочу, — сказал Артем и закрыл лицо рукавом. — Отведи меня скорее ко двору.
— Нет уж, нет! — ответила учительница. — В школе я тебе мама!
2. Вася любил ходить в школу, потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своем уме весь мир, которого он еще не знал, который был вдали от него.
3. Переодел он змеиное кольцо с пальца на палец. И двенадцать молодцев – вот они.
III. Работа с текстом.
Беседа. Вопросы:
2
Назовите главного героя произведения.
Найдите в тексте и прочитайте описание внешности Юшки.
Можно ли назвать портрет героя привлекательным? Почему?
Найдите художественную деталь, которая трогает нашу душу. Какой литературный приём использовал автор?
Что нового вносит эта деталь в понимание образа?
Какую черту характера подчёркивает автор, описывая одежду?
Вывод: Человек, даже самый невзрачный, не так прост и однозначен, как
кажется на первый взгляд. Давайте обратимся к тексту, проанализируем отдельные отрывки, чтобы лучше понять, что же хочет сказать нам автор.
Работа в группах.
Карточка №1
1. Найдите эпизод, описывающий взаимоотношения детей и Юшки. Внимательно прочитайте.
2. Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия детей. (Работа со схемой).
3. Выразите своё отношение к действиям детей.
Карточка №2
1. Найдите эпизод, повествующий об отношении взрослых людей к Юшке. Внимательно прочитайте.
2. Выпишите из отрывка существительные, характеризующие состояние людей. (Работа со схемой)
3. Можно ли понять взрослых?
Карточка №3
1. Найдите эпизод, рассказывающий о том, как ведёт себя Юшка на природе.
2. Какое качество души открывается в Юшке? Запишите его, дополняя схему.
3. В чём, на ваш взгляд, выражается сущность Юшки?
Работа со схемой.
Схема №1.
3
Юшка
Дети Природа Взрослые
кричали злое горе
толкали любовь к живым существам обида
смеялись лютая ненависть
дразнили
Люди
«слепое сердце»
Беседа в ходе работы.
Вопросы:
Есть ли у Юшки имя? Назовите его.
Кто его потерял? Почему?
Как объясняет Юшка отношение людей к нему?
Могут ли быть лица у бабочек и жуков? Что хочет подчеркнуть автор этой метафорой?
Вывод: каждое живое существо имеет право на жизнь.
Наблюдение за развитием сюжета.
Какой момент является кульминационным?
К чему привело открытое столкновение?
Что случилось с людьми после смерти Юшки?
Учитель вносит корректировку в 1 схему:
Схема №2.
Злоба
Дети Взрослые
кричали «… злоба и глумление злое горе
толкали оставались среди людей…» обида
смеялись лютая ненависть
дразнили
Люди
«слепое сердце»
4
Вывод: круг замкнулся, добро исчезло.
Можете ли вы предложить выход из создавшегося положения? (Обсуждение в группах)
Финал рассказа.
Какой выход предлагает Платонов?
Случаен ли тот факт, что девушка врач по профессии?
Как восполняет девушка недостаток добра?
Может ли устоять этот хрупкий островок любви против целого моря злобы?
какое слово в конце рассказа ярче всего подчёркивает жизнестойкость милосердия?
В ходе беседы схема корректируется.
Схема №3
Девушка-врач
Дети Взрослые
кричали утоление страдания злое горе
толкали обида
смеялись лютая ненависть
дразнили
Люди
«слепое сердце»
Работа с репродукцией.
Демонстрация. Учитель предлагает придумать название данной картины.
Художник назвал свою картину «Богоматерь Умиление злых сердец», а в православной иконографии есть тип иконы «Умягчение злых сердец», перед которой обычно молятся об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях. Картина была написана Петровым-Водкиным в годы Первой мировой войны и представляет собой душевный отклик художника на трагические события того времени.
Что общего между двумя произведениями искусства?
5
Может ли картина или книга искоренить зло?
Осмысление идеи рассказа.
Какую тему и как решает Платонов в своём рассказе?
Какой литературный приём положен в основу произведения?
Юшка противопоставил злу кротость, девушка – утоление страдания, художник – картину, писатель – рассказ. Что можете вы противопоставить злу?
IV.Подведение итогов.
Домашнее задание: прочитать рассказ «Неизвестный цветок».
6
Список используемой литературы:
https://ilibrary.ru/text/2376/p.1/index.html
https://ilibrary.ru/text/1191/p.1/index.html
https://lib.rus.ec/b/166267/read
Ф.М.Горленко, Т.Н.Сузанская, Т.Ю.Дубровина. Русский язык и литература, 7 класс. Кишинёв. «Вектор». 2007.
7