КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при
ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(на примере стихотворения О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель Российской Федерации
Васенина Тамара Александровна
г. Омутнинск, 2012 год.
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(на примере стихотворения
О.Э.Мандельштама «Ленинград»)
Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.
Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.
прозы | поэзии | |
Сфера | Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности | Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта |
Содержание | Важен сюжет, последовательное развитие событий | Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания |
Язык | Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей. | Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз. |
С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Год написания произведения.
В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).
Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).
Композиция (построение произведения).
Жанр произведения ( если не указан выше)
Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
Язык художественного произведения.
Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).
Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.
Собственная аргументированная оценка, вывод.
Привожу примерный анализ стихотворения О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»
Я вернулся в мой город, знакомый до слез
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда – так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей!
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
1930г.
План анализа | Примеры | |
1 | Год написания произведения | О.Э.Мандельштам – поэт трагической судьбы (1891-1938). 1930г |
2 | В какой период творчества поэта оно написано | В литературу Мандельштам пришел до революции. Октябрьскую революцию встретил уже сложившимся поэтом. Круг увлечений молодого поэта был необычайно широк. Современники отмечали незаурядный талант, высокую духовную культуру, строгую взыскательность к собственному творчеству молодого поэта. Для новой власти Мандельштам был чужим. Стихотворение написано в период подъема поэтической активности Мандельштама, незадолго до первого ареста. |
3 | Тема стихотворения | Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором прошло его детство. Здесь было тепло и уютно. Но город уже стал Ленинградом, в котором герою нет места, в котором жить страшно и одиноко. |
4 | Идея стихотворения | Лирический герой любит мир прошлого (Петербург). Он боится жить в новом мире, где подавляется все живое. Новый город холоден и жесток.. |
5 | Сюжет | Стихотворение состоит из 7 строф: 1-я строфа – слова лирического героя о возвращении в любимый город; 2-я,3-я строфы – диалог лирического героя с самим собой; 4-я.5-я строфы – слова лирического героя, обращенные к Петербургу, которого нет; 6-я,7-я строфы – слова лирического героя о своих ощущениях в Ленинграде. |
6 | Композиция | Композиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда. В основе композиции лежит прием антитезы: Петербург детства противопоставлен Ленинграду взрослого человека. |
7 | Жанр произведения | Стихотворение |
8 | Система образов | Можно выделить два художественных образа: образ лирического героя и образ города (мой город, знакомый..) Ключевые слова – я и город. «Я» – лирический герой, «город» — Петербург и Ленинград. |
9 | Язык художественного произведения | В стихотворении преобладает общеупотребительная лексика, наблюдаем приемы повтора и противопоставления. В стихотворении преобладают имена существительные и местоимения. Их более 30. Автору важны ощущения и мысли лирического героя. Мы наблюдаем скрытый диалог ТЫ — Я.. В стихотворении всего 8 предложений, из них 3 восклицательных. Ощущение страха и насилия передается средствами всех уровней языка. |
10 | Выразительные средства языка | Эпитеты –лестница черная, зловещий деготь; Метафора –рыбий жир фонарей, мертвецов голоса, вырванный с мясом звонок; Инверсия – кандалы цепочек дверных, в последних трех предложениях.; Олицетворения – Петербург как живое существо, звонок ударяет в висок; звонок, вырванный с мясом; Антитеза: приметы умершего Петербурга и живого Ленинграда Анафора – Я в 1-м и последнем предложениях, Петербург. Находим аллитерацию: Образ Петербурга создают звуки –Р,Л,З,Ж,Д, а образ Ленинграда – звуки – Р, Щ,Щ,Ж,Ч. Прием противопоставления. |
11 | Размер стиха | Трехсложный размер стиха с ударением на 3-м слоге – четырехстопный анапест |
12 | Собственная аргументированная оценка | «Ленинград» — одно из наиболее известных стихотворений Мандельштама. На первый взгляд, в стихотворении нет ничего особенного. Лирический герой вернулся в родной город, который сейчас называется иначе. Знакомый до слез город превратился в город смерти Декабрьский денек вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски, отчаяния. Художественные образы говорят о приближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград живет. Все самое дорогое для героя связано с Петербургом, т.е. с прошлым, которого нет. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок. Поэт еще помнит адреса знакомых, по которым можно узнать об их судьбе: по которым найду мертвецов голоса. Поэт в страхе всю ночь ждет гостей дорогих ( сотрудников НКВД), шевеля кандалами цепочек дверных. Боль и отчаяние звучат в этом стихотворении. |
Литература:
1.Газета «Сокрытое сокровище» №7, 2010г
2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.
3.Журнал «Русский язык и литература для школьников» №1, 2006г.