Анализ лирического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама «Ленинград»


КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при

ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области










АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»)



подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна











г. Омутнинск, 2012 год.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения

О.Э.Мандельштама «Ленинград»)


Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.

Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.


Основные особенности

прозы

поэзии

Сфера

Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности

Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта

Содержание

Важен сюжет, последовательное развитие событий

Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания

Язык

Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей.

Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.


С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.


АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА


  1. Год написания произведения.

  2. В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).

  3. Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)

  4. Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

  5. Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

  6. Композиция (построение произведения).

  7. Жанр произведения ( если не указан выше)

  8. Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).

  9. Язык художественного произведения.

  10. Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).

  11. Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.

  12. Собственная аргументированная оценка, вывод.

Привожу примерный анализ стихотворения О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»


Я вернулся в мой город, знакомый до слез

До прожилок, до детских припухлых желез.


Ты вернулся сюда – так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей!


Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.


Петербург! Я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.


Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.


Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,


И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

1930г.





План анализа

Примеры

1

Год написания произведения

О.Э.Мандельштам – поэт трагической судьбы (1891-1938). 1930г

2

В какой период творчества поэта оно написано

В литературу Мандельштам пришел до революции. Октябрьскую революцию встретил уже сложившимся поэтом. Круг увлечений молодого поэта был необычайно широк. Современники отмечали незаурядный талант, высокую духовную культуру, строгую взыскательность к собственному творчеству молодого поэта. Для новой власти Мандельштам был чужим. Стихотворение написано в период подъема поэтической активности Мандельштама, незадолго до первого ареста.

3

Тема стихотворения

Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором прошло его детство. Здесь было тепло и уютно. Но город уже стал Ленинградом, в котором герою нет места, в котором жить страшно и одиноко.

4

Идея стихотворения

Лирический герой любит мир прошлого (Петербург). Он боится жить в новом мире, где подавляется все живое. Новый город холоден и жесток..

5

Сюжет

Стихотворение состоит из 7 строф:

1-я строфа – слова лирического героя о возвращении в любимый город;

2-я,3-я строфы – диалог лирического героя с самим собой;

4-я.5-я строфы – слова лирического героя, обращенные к Петербургу, которого нет;

6-я,7-я строфы – слова лирического героя о своих ощущениях в Ленинграде.

6

Композиция

Композиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда. В основе композиции лежит прием антитезы: Петербург детства противопоставлен Ленинграду взрослого человека.

7

Жанр произведения

Стихотворение

8

Система образов

Можно выделить два художественных образа: образ лирического героя и образ города (мой город, знакомый..)

Ключевые слова – я и город. «Я» – лирический герой, «город» — Петербург и Ленинград.

9

Язык художественного произведения

В стихотворении преобладает общеупотребительная лексика, наблюдаем приемы повтора и противопоставления. В стихотворении преобладают имена существительные и местоимения. Их более 30. Автору важны ощущения и мысли лирического героя. Мы наблюдаем скрытый диалог ТЫ — Я.. В стихотворении всего 8 предложений, из них 3 восклицательных. Ощущение страха и насилия передается средствами всех уровней языка.

10

Выразительные средства языка

Эпитеты –лестница черная, зловещий деготь;

Метафора –рыбий жир фонарей, мертвецов голоса, вырванный с мясом звонок;

Инверсия – кандалы цепочек дверных, в последних трех предложениях.;

Олицетворения – Петербург как живое существо, звонок ударяет в висок; звонок, вырванный с мясом;

Антитеза: приметы умершего Петербурга и живого Ленинграда

Анафора – Я в 1-м и последнем предложениях, Петербург.

Находим аллитерацию:

Образ Петербурга создают звуки –Р,Л,З,Ж,Д, а образ Ленинграда – звуки – Р, Щ,Щ,Ж,Ч. Прием противопоставления.

11

Размер стиха

Трехсложный размер стиха с ударением на 3-м слоге – четырехстопный анапест

12

Собственная аргументированная оценка

«Ленинград» — одно из наиболее известных стихотворений Мандельштама. На первый взгляд, в стихотворении нет ничего особенного. Лирический герой вернулся в родной город, который сейчас называется иначе. Знакомый до слез город превратился в город смерти Декабрьский денек вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски, отчаяния. Художественные образы говорят о приближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград живет. Все самое дорогое для героя связано с Петербургом, т.е. с прошлым, которого нет.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

Поэт еще помнит адреса знакомых, по которым можно узнать об их судьбе:

по которым найду мертвецов голоса.

Поэт в страхе всю ночь ждет гостей дорогих ( сотрудников НКВД), шевеля кандалами цепочек дверных. Боль и отчаяние звучат в этом стихотворении.




Литература:

1.Газета «Сокрытое сокровище» №7, 2010г

2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.

3.Журнал «Русский язык и литература для школьников» №1, 2006г.










Свежие документы:  Тест по литературе "Д. Фонвизин. «НЕДОРОСЛЬ»" 7 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: