Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» 7 класс

МБСКОУ СКОШ № 36

Г. Озёрска Челябинской области








Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

«Когда волнуется желтеющая нива»

Урок литературы в 7 классе





Автор: Горохова Лариса Борисовна,

Учитель русского языка и литературы


























Тема: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Цели:

  1. продолжить изучение творчества поэта;

  2. повторить поэтические тропы;

  3. эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование:

презентация, романс на стихи Лермонтова, распечатки для учащихся.


I Вступительное слово учителя.

Сегодня мы заканчиваем знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова в курсе 7-го класса. У каждого из вас должно сложиться своё мнение о поэте, о его произведениях, если не сейчас, то к концу 9-го класса, как оно сложилось у многих известных писателей, критиков. Давайте вспомним их высказывания о М.Ю.Лермонтове, его произведениях.


И.Бунин: «Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похож! Изумительно, другого слова нет».


Д Мережковский: « Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда. Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и

действием»


В центре нашего внимания стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Нельзя понять смысл произведения, не зная, при каких обстоятельствах оно было написано. За распространение произведения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. К поэту пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько произведений, среди них «Когда волнуется желтеющая нива». Понятны чувства поэта в дни заточения. И так естественно было обращение его к Тарханам, краю детства. Об этом и стихотворение.


II Работа над текстом.

1) Мы послушаем это стихотворение (1 уч-ся читает наизусть).

2)Другой ученик работает у доски, определяет стихотворный размер.


/и/ свЕ/жий/лЕс/ шу/мИт/ при/ звУ/ке/ ве/тер/кА/

(шестистопный ямб)


3) Каким настроением наполнено стихотворение поэта? (Стихи наполнены внутренней тревогой, раздумьями, поисками покоя).

4) Определите рифмовку стихотворения. Рифмовка может строиться по схемам:

АВАВ — перекрёстная рифма;

ААВВ — параллельная рифма;

АВВА — кольцевая рифма.

5) Какие литературные приёмы использует Лермонтов для создания настроения?

Эпитеты: «смутный сон», «свежий лес».

Олицетворения: «слива прячется», «ключ щебечет».

Инверсия: «час златой», «души моей тревога», «ландыш серебристый».

6) Рассмотрим композицию стихотворения. Все 16 строк стихотворения — одно сложное предложение. Три строфы начинаются с союзного слова когда, четвёртая — с тогда.

О чём говорит такая композиция?

Композиция говорит о недолговременном успокоении поэта от жизненных тревог. Оно наступает лишь при созерцании величия и значительности природы. Только удалившись от общества, «смиряется души тревога».

7) Словарная работа: «Сага — название древнескандинавских и древнеисландских эпических сказаний о легендарных героях и исторических деятелях»

8) Читаем построчно стихотворение, определяем микротемы и основную тему произведения.

Текст строфы

микротемы

Когда волнуется желтеющая нива

нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

лес, сад,

И прячется в саду малиновая слива

слива,

Под тенью сладостной зелёного листка,

тень, листок

Микровывод: все темы данной строфы живописуют мир природы.


Текст строфы

микротемы

Когда росой обрызганный душистой

душистая роса

Румяным вечером иль в утра час златой,

румяный вечер

Из-под куста мне ландыш серебристый

золотой час

Приветливо качает головой;

серебристый ландыш

Микровывод: природа одухотворена, многообразна.



Текст строфы

микротемы

Когда студёный ключ играет по оврагу

студёный ключ

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

смутный сон, овраг

Лепечет мне таинственную сагу

таинственная сага

Про мирный край, откуда мчится он, —

мирный край

Микровывод: природа общается с человеком.

Текст строфы

микротемы

Тогда смиряется души моей тревога,

тревога души

Тогда расходятся морщины на челе, —

морщины

И счастье я могу постигнуть на земле,

счастье, земля

И в небесах я вижу Бога…

небеса, Бог

Микровывод: переход от мира природы к душе человека. Природа воздействует на человека.


Общий вывод: Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия». Царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю.


9) Лермонтов как бы вдыхает запахи, слышит звуки ветра, видит краски родной земли. Глаз радует богатство цветов. Приведите примеры: желтеющая нива, малиновая слива, зелёная листва, румяный вечер, золотой час, серебристый ландыш.


10) Природа видится ему в неустанном движении. Приведите примеры: нива волнуется, слива прячется, лес шумит, ключ играет, лепечет, ландыш кивает головой.


11) Поэтические определения многосложны, замедленны в произношении, значительны. Плавность — за счёт пропусков ударений: жел/тЕ/ю/ща/я, мА/лИ/но/ва/я, зе/лЁ/ный, ду/шИс/то/го, ,слА/дост/ный, се/реб/рИс/тый.


III Лирический герой обратился к миру души, а это потребовало спокойной сосредоточенности. И романс «Когда волнуется желтеющая нива» на музыку Римского-Корсакова исполняется спокойно, плавно, медленно. Поёт Зара Долуханова, прекрасная певица, талантливая художница. (Прослушивание романса)


IV Ещё одна страница урока —экскурсия в картинную галерею. Мы помним иллюстрации художников к произведениям Лермонтова. (Билибин, Суриков, Васнецов). Говорили о том, что и сам поэт является талантливым художником. А теперь представляем портреты, рисунки, памятники Лермонтову. Какой из этих портретов, рисунков близок поэту, написавшему произведение «Когда волнуется желтеющая нива»?


Какое из изученных вами произведений вам ближе других?


V Чтение стихотворения наизусть.

VI Итоги урока



Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова

«Когда волнуется желтеющая нива»



Текст строфы

микротемы

Когда волнуется желтеющая нива

нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

лес, сад,

И прячется в саду малиновая слива

слива,

Под тенью сладостной зелёного листка,

тень, листок

Микровывод: все темы данной строфы живописуют мир природы.


Текст строфы

микротемы

Когда росой обрызганный душистой


Румяным вечером иль в утра час златой,


Из-под куста мне ландыш серебристый


Приветливо качает головой;


Микровывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст строфы

микротемы

Когда студёный ключ играет по оврагу


И, погружая мысль в какой-то смутный сон,


Лепечет мне таинственную сагу


Про мирный край, откуда мчится он, —


Микровывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Текст строфы

микротемы

Тогда смиряется души моей тревога,


Тогда расходятся морщины на челе, —


И счастье я могу постигнуть на земле,


И в небесах я вижу Бога…


Микровывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Общийвывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Литература:

1.Коровина В.Я., Меркин Г.С. Рабочая тетрадь №.2 по литературе. 1996г.


Интернетресурсы:

  1. images.yandex.ruЛермонтов портреты

  2. ru.wikisource.orgwiki/Портреты_(Лермонтов)

  3. abc-people.comdata/lermontov/art.htm

Свежие документы:  Формирование исследовательских навыков при изучении физики в 7-9 классах

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: