ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 149
ул. Куйбышева, д.29, г. Нижний Новгород, 603074, тел. (831)241-03-22, Факс (831)241-23-82
e-mail: [email protected]
«Береги честь смолоду»
Инсценировка по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
8 класс
Подготовила: Балыкина Галина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
Нижний Новгород
2013 г
«Береги честь смолоду»
Инсценировка по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Звучит музыка. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Действующие лица и исполнители:
Маша Миронова – Кувшинова Елена
Петр Гринев — Коваленко Александр
Алексей Швабрин – Уткин Максим
Капитан Миронов Иван Кузьмич – Петров Алексей
Василиса Егоровна, жена капитана Миронова – Цыганкова Мария
Пугачев – Шишулин Сергей
Сцены
Сцена 1. В доме капитана Миронова.
Сцена 2. «Вы мне дадите сатисфакцию!»
Сцена 3. «Она меня любит!» Ранение Гринева и объяснение с Машей.
Сцена 4. «Принять надлежащие меры». Пугачев наступает.
Сцена 5. Письмо Маши. Гринев у Пугачёва.
Сцена 6. Долгожданное счастье.
Сцена 1
«В доме капитана Миронова»
Комендантский дом. Сидят Василиса Егоровна и Швабрин. Входит Гринев, кланяется. Швабрин встает, кланяется. Все усаживаются.
Василиса Егоровна.
Что это мой Иван Кузмич сегодня так заучился! Палашка, позови барина обедать. Да где же Маша?
Входит Маша, капитанская дочка. Светло-русые волосы гладко
зачесаны за уши. В руках пяльцы с вышиванием. Маша села в
уголок и стала вышивать. Входит капитан Миронов. Гринев и
Швабрин встают и кланяются. Капитан Миронов кланяется,
садится. Садятся Гринев и Швабрин.
Василиса Егоровна.
Что это, мой батюшка? Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовешься.
Капитан Миронов.
А слышь ты, Василиса Егоровна, я был занят службой: солдатушек учил.
Василиса Егоровна (возражая).
И, полно! Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да Богу молился, так было бы лучше.
Василиса Егоровна (обращаясь к Гриневу).
У нас, Петр Андреич, всего-то душ одна девка Палашка; да слава Богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестой.
Маша смутилась, опустила глаза, вытерла слезы.
Петр Гринев.
Я слышал, что на вашу крепость собираются напасть башкирцы.
Капитан Миронов.
От кого, батюшка, ты изволил это слышать?
Петр Гринев.
Мне так сказывали в Оренбурге.
Капитан Миронов.
Пустяки! У нас давно ничего не слыхать. Башкирцы – народ напуганный, да и киргизцы проучены. Небось на нас не сунутся; а сунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню.
Петр Гринев (обратившись к Василисе Егоровне).
И вам не страшно, Василиса Егоровна, оставаться в крепости, подверженной таким опасностям?
Василиса Егоровна.
Привычка, мой батюшка. Тому лет двадцать как нас из полка перевели сюда, и не приведи Господи, как я боялась проклятых этих нехристей! Как завижу, бывало, рысьи шапки, да как заслышу визг, веришь, отец мой, сердце так и замрет! А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут.
Швабрин.
Василиса Егоровна прехрабрая дама. Иван Кузмич может это засвидетельствовать.
Петр Гринев.
А Марья Ивановна? Так же ли смела, как и вы?
Василиса Егоровна.
Смела ли Маша? Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страху на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.
Все встали. Капитан Миронов с Василисой Егоровной уходят, за
ними Маша. Гринев и Швабрин отошли к окну.
Сцена 2
«Вы мне дадите сатисфакцию!»
Петр Гринев.
Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мыслью вольность получить!
Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой.
Ты, узнав мои напасти,
Сжалься, Маша, надо мной,
Зря меня в сей лютой части,
И что я пленен тобой.
Как ты это находишь?
Швабрин.
Твоя песня нехороша. А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?
Петр Гринев.
Не твое дело, кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих догадок.
Швабрин.
Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! Но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.
Петр Гринев.
Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.
Швабрин.
С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.
Петр Гринев (с трудом сдерживая негодование).
Почему ты об ней такого мнения?
Швабрин (с усмешкой).
А потому, что знаю по опыту ее нрав и обычай.
Петр Гринев (в бешенстве).
Ты лжешь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом!
Швабрин (стиснув Гриневу руку).
Это тебе так не пройдет. Вы мне дадите сатисфакцию!
Петр Гринев.
Изволь; когда хочешь!
(зрителям)
В эту минуту я готов был растерзать его.
Сцена 3
«Она меня любит!» Ранение Гринева и объяснение с Машей Мироновой
Музыка. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Маша Миронова.
Я так и обмерла , когда сказали, что Петр Андреич и Алексей Иваныч намерены биться на шпагах. Странные эти мужчины. За одно слово, о котором через неделю верно они позабыли бы, они готовы жертвовать не только жизнию, но и благополучием тех, которые…
Появляется Гринев. Маша подбегает к нему.
Маша Миронова.
Как вы себя чувствуете?
Петр Гринев.
Слава Богу.
(Гринев прильнул к руке Маши). Милая, добрая Марья Ивановна, будь моей женой, согласись на мое счастие.
Маша Миронова.
Ради Бога, успокойтесь (отняла руку). Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня.
Маша уходит.
Петр Гринев.
Она будет моя! Она меня любит.
Я решился писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения. Со Швабриным я помирился. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника (уходит).
Музыка. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Выходит Гринев с письмом в руках.
Петр Гринев (читает).
«Сыну моему Петру Андреевичу Гриневу в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость».
Гринев читает газами письмо отца, что-то шепчет губами.
Появляется Маша Миронова.
Маша Миронова.
Что с вами сделалось? Как вы бледны!
Петр Гринев.
Все кончено!
Гринев отдает письмо Маше. Маша «читает» письмо губами.
Маша Миронова (отдавая письмо Гриневу).
Видно, мне не судьба…Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня.
Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы…
Петр Гринев.
Этому не бывать! (Схватил ее за руку.) Ты меня любишь, и я готов на все. Пойдем, кинемся в ноги к твоим родителям, они люди простые… Они нас благословят; мы обвенчаемся… а там, со временем, я уверен, мы умолим отца моего; матушка будет за нас…
Маша Миронова.
Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр Андреич, а я за вас обоих…
Маша убегает, закрыв лицо руками. Гринев уходит к окну.
Сцена 4
«Принять надлежащие меры». Пугачев наступает.
Музыка. Музыкальный фрагмент «Имперский марш» (из к/ф «Звёздные войны»)
В доме капитана Миронова. Капитан Миронов, Гринев,
Швабрин.
Капитан Миронов.
Господа офицеры, важная новость! Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев собрал злодейскую шайку и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и убийства.
Входят Василиса Егоровна и Маша.
Капитан Миронов.
Василиса Егоровна! Маше оставаться здесь не гоже. Отправим ее в Оренбург; там и войска и пушек довольно. Да и тебе советовал бы…
Василиса Егоровна.
Так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать.
Маша Миронова.
Прощайте, Петр Андреич! Будьте живы и счастливы; может быть, Господь приведет нас друг с другом встретиться; если же нет…
Петр Гринев.
Прощай, ангел мой, прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мной ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!
Маша и Гринев обнимаются на прощание.
Музыка. «Я тебя никогда не забуду». Песня из рок-оперы «Юнона и Авось».
Сцена 5
Письмо Маши. Гринев у Пугачева.
Петр Гринев (читает письмо Маши).
«Богу было угодно лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю Бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло!
Маша Миронова (из дальнего угла, из темноты).
Молю Бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло.
Я долго была больна. Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки, принудил отца Герасима выдать меня ему, застращав Пугачевым. Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. А мне легче умереть, нежели сделаться женою такого человека. Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать еще три дня; а коли через три за него не выйду, так уж никакой пощады не будет. Батюшка Петр Андреич! Вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную. Остаюсь вам покорная бедная сирота».
Марья Миронова
Петр Гринев.
«… заступитесь за меня, бедную! Остаюсь вам покорная бедная сирота. Марья Миронова».
Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошел.
Музыка. Казачья притча «Сон Степана Разина». Поёт Пелагея.
Появляется Пугачев, садится на стул. Гринев подходит к нему.
Пугачев.
Чему усмехаешься, ваше благородие? Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.
Петр Гринев.
Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?
Пугачев.
Кто же я таков, по твоему разумению?
Петр Гринев.
Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.
Пугачев.
А послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья.
Петр Гринев.
Нет. Я природный дворянин; я присягал государыне-императрице: тебе служить не могу. Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья, а я сказал тебе правду.
Пугачев.
Говори: по какому же делу выехал ты из Оренбурга?
Петр Гринев.
Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают.
Пугачев (кричит).
Кто из моих людей смеет обижать сироту? Говори: кто виноватый?
Петр Гринев.
Швабрин виноватый. Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться.
Пугачев.
Я проучу Швабрина. Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ.
А расскажи-ка мне, какое тебе дело до той девушки. Уж не зазноба ли сердцу молодецкому? А?
Петр Гринев.
Она невеста моя.
Пугачев (кричит).
Твоя невеста! Что ж ты прежде не сказал? Да мы тебя женим и на свадьбе твоей попируем! В Белогорскую крепость!
Музыка. Казачья притча «Сон Степана Разина». Поёт Пелагея.
Сцена 6
Долгожданное счастье.
В доме коменданта. На полу сидит Маша. Перед нею стоит
кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. Швабрин пытается
обнять Машу, она отодвигается от него и закрывается шалью.
Пугачев (Швабрину).
Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее.
Швабрин (дрожащим голосом).
Государь, она не под караулом…она больна…она в светлице лежит…
Пугачев.
Веди же меня к ней.
Швабрин.
Государь! Вы властны требовать от меня, что вам угодно, но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей.
Петр Гринев (бросается к Швабрину, сжав кулаки).
Так ты женат!
Пугачев.
Тише! (прерывает Гринева, останавливая его рукой) Это мое дело. А ты (обращается к Швабрину) не умничай и не ломайся: жена ли она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.
Швабрин.
Государь, она в горячке и третий день как бредит…
Пугачев.
С дороги!
Перед ними Маша в крестьянском платье, испуганная.
Пугачев
(смотрит на Швабрина с горькой усмешкой) Хорош у тебя лазарет!
(подходит к Маше, поднимает ее) Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?
Маша Миронова.
Мой муж! Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят.
Пугачев
(грозно взглянув на Швабрина) И ты смел меня обманывать! Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?
Швабрин падает на колени.
Милую тебя на сей раз, но знай, что при первой вине тебе припомнится и эта.
(обращаясь ласково к Марье Ивановне) Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь.
Маша закрывает руками лицо, к ней подходит Гринев и
обнимает ее.
Пугачев.
Что, ваше благородие? Выручили красную девицу! Не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу? Я буду посаженным отцом…
Швабрин (кричит в исступлении) Государь! Я виноват, я вам солгал, но и Гринев вас обманывает. Эта девушка не племянница здешнего попа, она дочь Ивана Миронова, который казнен при взятии Белогорской крепости.
Пугачев (в недоумении).
Это что еще?
Петр Гринев.
Швабрин сказал тебе правду.
Пугачев.
Ты мне этого не говорил.
Петр Гринев.
Сам ты рассуди, можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы ее растерзали. Ничто ее бы не спасло.
Пугачев.
И то правда. Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку.
Петр Гринев.
Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении твоей души…
Пугачев.
Ин быть по-твоему! Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!
Музыка. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Гринев и Маша Миронова кланяются Пугачеву.
Потом они берутся за руки и кланяются зрителям. К ним
присоединяются капитан Миронов и Василиса Егоровна,
Швабрин, затем они уходят. В конце кланяются (повторно)
Пугачев и Гринев и Маша.
Литература
Пушкин А.С. Проза. — М.: Правда, 1983. – 464 с.
Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., «Просвещение», 1982. –175 с.
Дмитриев Ю. А., Хайченко Г. А. История русского и советского драматического театра (от истоков до современности). – М.: Просвещение, 1986.- 159 с.
Сцены из спектакля «Береги честь смолоду»